Смекни!
smekni.com

по философии «Историческая концепция общественного развития. К. Маркс» (стр. 3 из 3)

Понятие культуры в теории исторического материализма существует в качестве одной из тех научных абстракций, которые, по словам Маркса, «имеют силу для всех эпох». Культура как общественное явление представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, принципов и способов освоения и использования их людьми в целях преобразования природы и общества, воспитания человека. В систему культуры каждой общественно-экономической формации входят достижения в области производственной деятельности, науки, техники, искусства, характеризующие уровень развития общества в данный период истории. Культура данной эпохи включает в себя также ценности, унаследованные от прошлого и используемые обществом.

Исторический материализм доказывал, что люди могут познать объективные законы функционирования и развития общества и использовать их в своих интересах. Они добиваются тем большего успеха, чем больше их действия соответствуют природе и характеру этих законов.

Множество процессов, возникающих в рамках марксистского понимания истории, получили ответы в более поздний период эволюции марксизма. Дальнейшее развитие исторического материализма было осуществлено соратниками и последователями Маркса и Энгельса – П. Лафаргом, Ф. Мерингом, В. Либкнехтом, Г.В. Плехановым и др. Дискуссии о так называемом «азиатском» способе производства, впервые упомянутом Марксом, привели к более реалистической концепции мировой истории, согласной с историческими фактами. Так, стало общепризнанным, что прохождение всех пяти этапов исторического развития – это удел мировой истории, это лишь тенденция исторического процесса, но не история каждого конкретного общества. В связи с этим проведено ясное различие между социальным организмом (конкретным обществом на определенном этапе развития) и общественно-экономической формацией как абстракцией. Ни одно конкретное общество – социальный организм – не совпадает в точности со своей схемой – общественно-экономической формацией. В любом конкретном обществе сосуществуют различные формационные элементы, различные экономические уклады, разнообразные элементы государственного устройства. Для выяснения принципов взаимоотношений всего многообразия конкретных обществ (социальных организмов) в определенный момент времени и их отношения к ведущему типу общественно-экономической формации введено понятие общественно-исторической эпохи, объединяющее в себе все абстрактное и конкретное в мировой истории, историческое и логическое.

Все сказанное свидетельствует о достаточной жизнеспособности философии истории в марксизме, его объяснительной силе, позволяющей понять единство и многообразие исторического процесса. Однако, как бы марксизм ни пытался схематизировать духовную жизнь общества, исключить неповторимость исторического бытия тог или иного народа, говоря о наличии двух культур в каждой национальной культуре – культуры угнетателей и культуры угнетенных, - все же в процессе экономико-политических трансформаций общество сохраняет единство духовной жизни, традиций, обычаев, которое придает облик каждому конкретному обществу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М., 1993.

Бородай Ю.М. Наследие Карла Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. М., 1974.

Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Ч.1. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М.: -Наука, 1983.

Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Ч. 2, 3.

Марксистско-ленинская философия. Исторический материализм. Изд. 6-е, доп. и дораб. Под общ. ред. А.Д. Макарова. – М.: Мысль, 1976.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1993.

Философия: Справочник студента. – М.: Слово, 1999.

Краткий очерк философии. / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. 4-е изд. – М.: Мысль, 1981.

Диалектический и исторический материализм – философская основа научного мировоззрения. // Марксистско-ленинская философия. М.: Мысль, 1975.

Алексеев П.В, Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд, перераб. и доп. – М., 2003.