Смекни!
smekni.com

по философии «Историческая концепция общественного развития. К. Маркс» (стр. 1 из 3)

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Реферат по философии

«Историческая концепция общественного развития.

К. Маркс»

подготовила студентка 201 гр. д/о

Вдовенко А.С.

Москва

2004
История есть совершенно особая реальность, которая неотделима от деяний человека и одновременно не исключает влияние природных факторов, не зависящих от человека; предполагает существование законов, не проходящих через сознание людей.

Жизнь общества испытывает влияние природных условий (климата, рельефа местности, почвы и т.п.). Биологические (половые, возрастные, расовые) различия между людьми также играют определенную роль в исторических событиях. Нельзя отменить и действие экономических законов. Существует множество концепций, авторы которых видят основные движущие силы истории, ее направленность «в ней самой», то есть рассматривают историю как естественно-исторический процесс (Ш. Монтескье, Ип. Тэн), или выделяют историю в качестве арены, на которой разыгрывается драма человеческой свободы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер); рассматривают историю как циклический процесс с множеством повторений (Геродот) или как единый процесс, идущий от простого к сложному, подчиняющийся единому ритму (Г. Спенсер, О. Конт, Гегель).

К. Маркс доказывал несостоятельность идеалистических воззрений на историю. Им был отвергнут исторический идеализм Гегеля, согласно которому в основе общественного развития лежит мировой разум (надчеловеческое, потустороннее сознание); неуклонным восхождением этого мирового разума с низшей ступени на высшую определяется и поступательное развитие человеческого общества. С другой стороны, Маркс попытался синтезировать рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистическую концепцию истории. Идея тождества разума и свободы, установления «прозрачно-разумных» отношений между людьми, идея единства исторического процесса соединилась с мыслью об истории как процессе взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. Двигателем истории является энергия абсолютного разума, но потребности отдельных людей, удовлетворяя которые особым образом (используя орудия труда), они одновременно вступают в сложные взаимоотношения. В то же время Маркс и Энгельс опровергли идеалистические взгляды на историю домарксовских материалистов, включая Фейербаха, которые общественную жизнь и ход ее развития ставили в прямую зависимость от сознания людей, от действия тех или иных выдающихся личностей, способных по своей воле и желанию направлять развитие общества.

Маркс считал, что не духовная, а материальная жизнь людей является определяющей силой общественного развития, по словам Энгельса, «подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор».

Материалистическое понимание истории устраняло, с точки зрения Маркса, два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, поверхностный подход к рассмотрению исторической деятельности людей, при котором учитывались лишь идейные мотивы этой деятельности, но оставлялись без внимания материальные причины, которыми эти мотивы обусловливаются; во-вторых, непонимание решающей роли народных масс в истории.

Как философская концепция исторического процесса, исторический материализм (составная часть марксистско-ленинской философии) представляет собой распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений. Диалектический материализм есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Исторический материализм исследует законы, которые действуют только в обществе.

Исторический материализм как философская наука об обществе в понятие «история» включает не только прошлое человечества, но и его настоящее и будущее. Он философски осмысляет не только пройденные человеческие этапы, задачи, стоящие перед ним в современную эпоху, но раскрывает и перспективы дальнейшего развития общества.

Сжатая и целостная формулировка основных принципов исторического материализма дана Марксом в Предисловии к «Критике политической экономии».

Сравнивая общество с окружающей природной средой, исторический материализм обращает внимание на то обстоятельство, что в природе, если отвлечься от воздействия на нее человека, действуют слепые, стихийные силы. В обществе же действуют люди, одаренные волей и сознанием, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осуществлению. Однако из признания того факта, что люди обладают сознанием и волей, не следует, что наличное состояние общества является результатом их произвольных действий. Наоборот, это состояние в существенных чертах складывается независимо от воли и сознания отдельных людей, как объективный результат их совокупной деятельности.

Основной гносеологический принцип марксистской философии о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в историческом материализме как признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Общественное бытие выступает как совокупность материальных общественных процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом, а общественное сознание является отражением общественного бытия. Из сложной совокупности общественных явлений исторический материализм выделяет материальные отношения, которые определяют идеологические общественные отношения. В основе такого выделения лежит естественный факт, что люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д., что в процессе производства материальных благ они вступают в определенные, от их воли не зависящие производственные отношения, которые составляют материальную основу, реальный базис общества, на котором возвышается идеологическая и политическая надстройка общества.

Эмпирически наблюдаемые и с научной точностью констатируемые материальные общественные отношения позволили Марксу впервые применить в исследовании общественных явлений общенаучный критерий повторяемости, благодаря которому оказалось возможным выделить общее в социальном строе различных стран и обобщить их порядки в одно основное понятие общественно-экономической формации. В свою очередь, смена различных эпох в истории человечества предстала как закономерный способ смены прогрессирующих от эпохи к эпохе способов производства. В основе изменения способов производства лежит постоянно возникающее противоречие между уровнем производительных сил, выступающих в качестве внутреннего содержания процесса развития, и определенными производственными отношениями. Каждая историческая эпоха характеризуется естественно-историческими предпосылками своего развития, т.е. наличием определенного числа индивидов и определенных производительных сил и производственных отношений. Люди не вольны выбирать эти предпосылки, они им заданы как реальные условия их жизнедеятельности и в качестве таковых диктуют им соответственные формы деятельности.

Однако каждое новое поколение людей своей деятельностью изменяет эти условия и предпосылки и тем самым образуется история человечества.

Признавая закономерный характер исторического процесса, или историческую необходимость, исторический материализм признает и активную роль деятельности людей, которые являются не только продуктом обстоятельств, но и активно изменяют эти обстоятельства. Проблема исторической необходимости и свободы в историческом материализме получает, таким образом, свою адекватную научную трактовку, одинаково противостоящую волюнтаризму и фатализму, поскольку развитие объективных условий существования человека рассматривается как предпосылка его собственного развития, а также развития его познавательной и творчески преобразующей эти условия деятельности, т.е. его свободы.

Весь ход идейно-политического развития Маркса, его творческое и критическое отношение к теоретическому наследию прошлого вели к формированию принципиально нового взгляда на историю. В начале 40-х гг. XIX в. Маркс установил, что причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность, а вся политическая и идеологическая машина эксплуататорских классов служит закреплению и оправданию их экономических интересов.

Обосновывая идею о зависимости государства, социально-политической системы от экономических отношений, Маркс и Энгельс писали в «Святом семействе», что основную причину исторического развития следует искать не в абстрактных идеях, оторванных от реальной действительности, а в «материальном производстве на земле». Анализ форм собственности, сменявшихся на протяжении истории, привел Маркса к выводу, что каждая из них имеет свой закон возникновения, развития и перехода в другую, более зрелую форму. Материалистически подход к общественной жизни дополняется подходом конкретно-историческим. Излагая суть материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс подчеркивали в «Немецкой идеологии», что «это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общества».