Многие дети не могут читать с достаточной эффективностью потому, что они — видящие, и им трудно задействовать свою способность смотреть. Вместо нее они почти исключительно пользуются способностью видеть. Их внимание блуждает, обращаясь на что угодно, только не на страницу с текстом или на учителя. Родители таких детей часто обнаруживают, как трудно удержать детское внимание хоть на одну-две минуты. Бывает, что таким детям прописывают риталин, ставят им диагноз «расстройство, вызванное дефицитом внимания». Когда они подрастают, у них могут возникать проблемы, связанные с невозможностью завершить начатые дела. Вписывание в социум также может проходить у них с трудностями.
В нашем обществе существует тенденция поощрять смотрящих за их особые способности четко сосредотачиваться на решаемых задачах и уметь, начав, довести их до конца. Таковы люди, добивающиеся больших успехов. Визуальный стиль, в котором «смотреть» доминирует, люди склонны ассоциировать с жизненным успехом. В мире бизнеса Достижения обычно конвертируются в «раскрутку», зарабатывание
51
Сознательное зрение
большего количества денег и достижение большего успеха. Таковы весьма желанные награды, которые дает таким людям наша цивилизация. Напротив, способность видеть — прерогатива художников, музыкантов и разного рода маргиналов, людей, которых общество терпит, но которые не очень-то вписываются в него, ибо оно ориентировано в первую очередь на зримые достижения.
Умение видеть — интуитивное, и оно может приносит большую пользу в сочетании с умением смотреть. Так, Эйнштейн мог очень сильно сосредоточивать внимание и поддерживать эту резкую фокусировку на протяжении дней и даже недель. Но он был также человеком видящим, одним из тех, чья сила воображения, творческая способность и интуиция приводят в восхищение научный мир. Баланс между умением смотреть и умением видеть — цель сознательного зрения, которое сочетает в себе оба эти компонента зрения. Однако возникает вопрос: если интегрированное, целостное зрение столь желательно и драгоценно, почему люди, как правило, позволяют умению смотреть взять верх над искусством видеть? Почему наш мир стал цивилизацией смотрящих? Когда и почему это началось? Это достаточно серьезные вопросы, и с них может начаться выбор нового жизненного пути.
Проанализируйте свою жизнь. Есть ли у вас какие-то проблемы со зрением, которые могут указывать на дисбаланс, выраженный в преобладании смотрения? Или же смотрение и видение у вас уравновешивают друг друга? Если вы чувствуете, что равновесие нарушено, подумайте, нельзя ли найти больше времени на то, чтобы видеть, для того, чтобы просто быть.
Социальная миопия (близорукость): культурная тенденция «верхоглядства»
Роберт Келлум (Нью-йоркский университет, Бингхэмптон) в своей кандидатской диссертации (1996 г.) обращает внимание на проблему «капитализм и глаза». Он выдвигает следующий тезис: в древности люди, чтобы выжить, полагались на периферическое зрение. Они выходили в окружающий мир, чтобы добыть себе пропитание охотой или выискать (вырастить) съедобное растение. Тут мы имеем дело со взглядом, направленным вовне. «Тогдашняя социальная система была построена на
52
Видеть, а не смотреть
принципе «каждый сам за себя», —пишет Келлум. В свете наук, изучающих проблемы зрения, такие смотрящие особи обладали дальнозоркостью, то есть они видели отдаленные объекты лучше, чем объекты, находящиеся вблизи. Келлум доказывает, что за прошедшие семьсот лет в том, как мы смотрим на мир, произошли изменения: можно заметить сдвиг от направленного вовне, дальнозоркого взгляда к сосредоточенному взгляду, направленному вовнутрь. Параллельно этому сдвигу восприятия происходил и сдвиг биологический. Как заявляет Келлум, «...поскольку взгляд направляется внутрь, на Я и на тело, разум начинает развивать типы восприятия, свойственные близорукому существу. В центре мышления оказывается Я. Тело индивидуума теперь становится границей «внешнего» фокуса зрения. Глаза начинают использоваться для выполнения задач, требующих ближнего взгляда. Сознание становится близоруким, оно видит все так, как если бы весь мир существовал рядом, поблизости». Основываясь на этом утверждении, можно провести параллель между близорукостью и нашим обществом, все более сосредоточивающимся на Я. Ведь теперь сходят на нет былые устремления охотника и собирателя, чья дальнозоркость включала в себя понимание родства человека со своей семьей или племенем, зависимость от таких ресурсов природы, как животные или растения.
Близорукий способ восприятия начал появляться с развитием торговли, когда продовольствие и другие товары стали обменивать на деньги. Теперь нам больше не нужно охотиться, используя свою дальнозоркость: теперь мы смотрим на то, что у нас под рукой, например, на пищу и товары, разложенные на столе или на земле прямо у нас под ногами, или на того человека, с кем мы торгуемся, желая купить то, что он нам предлагает, или на деньги, переходящие из одних рук в другие. До этого зрение было направлено на выращивание или сбор пищи, или служило Целям охоты на животных, а потому человек был тесно связан с природой, был ее частью, одновременно будучи и частью общины. Человек наблюдал за сменой времен года и видел перед собой широкую панора-МУ> будь то неоглядный простор природы или социальные взаимоотношения, необходимые для функционирования нормальной общинной жизни. Люди дальнозоркие были более тесно связаны с природой, более
53
Сознательное зрение /- * ,ти я соответствии со сменой времен
ПОИСПОСОблеНЫ В ТОМу, ЧТОбЫ ЖИТЬ В 1-ОО1ВС V
р ' пбоаза жизни, когда люди тяжело
гола Умение видеть было частью оЩаоа ^
шд /-и полюбоваться красотой окружав-
паботали, но находили время, чтобы П"'""0» г ^
раоотал ^ „ н ^шествеяное было важнее любых
шего их мира природы. Семейное и оо^
шсггг ,, „ткпыло возможность почувство-
других достижений. Умение видеть открыло )
дру1ил ^ ом .„«роком смысле. И умение
вать, что человек — часть жизни в саМ0Мши^ '
смотреть находилось в гармонии с умением в
ии<л^ г „мать- то, как мы используем свои
Таким образом, мы начинаем понимаю. ,
у „„ртцах, выходящих далеко за рамки,
глаза сказывается на самых разных веш >
1;ы ' „мттите буквы на этой странице. То,
скажем, того, насколько четко вы вид*1у
скажем, йповседНевнои деятель-
как мы используем глаза, определяете
как мы у у пМпеть отдаленные предметы, тогда
ностью: охотнику необходимо ясно вид* , ТГ
нос 1 ьш. 1 видеть вблизи. Именно культу-
как физик или инженер должен хорошо видет ' *
^ ^ ■л'мчтти соответствующий таким
па Нормирует преобладающий образ жизни, ; ^
ра ц>иу1 п г * „ч1 йлиздрукость или дальнозор-
видам деятельности, где «требуются» олизор; , ьидам /л г „яЯНИЯ глаз в буквальном смысле
кость- тот или иной способ использования /
и«пго сознания. Будучи приверже-
влияет на формирование общественного сода г ^
влияе1 ^ V к "^ ^„„иятия, люди ограничивали раз-
ны одному способу зрительного восприя1ия, ^ V
ныодн' ' * тт ,рСтвует возможность хорошо вы-
витие собственного сознания. Но сушс1- >
витие си „рства все же не позволять той
полняя свои функции в рамках оошь >
11ШШ^' г пгпяничивать ваше внутреннее
деятельности, за которую вас ценят, "1Р"П
ДСИ1СУ1С ^^ даННОИ КНИГИ И СОСТОИТ В
развитие. Наверное, вы уже поняли, что ц ^ ^^ том чтобы помочь вам достигнуть поДоОНОИ
том'4 „. идеями и подвергнем их провер-
Павайте поразмышляем над этими идеями V V у
давр „коммерция только начинали разви-
кр Пяиным-давно, когда торговля и ко"» ?"•
ке. даьно м > « к вызвал изменение восприятия,
ваться этот новый жизненный уклад вызвал к
ьд ' „ мипя по принципу «мы—они»,
положив начало способу восприятия мира и к ч / 1Юли*в7у „я лягепя людей: «мы» голодны, а
Как же это было? Представьте себе Д^Се Денег как оптимадьно-«они» могут предложить нам пищу. ПР общей ^ ^
го средства обмена сместило фокус с п? Р Д
с общества, обеспечивавшего взаимна поддР^У
рамы - ощущения того, как все ча* Р что ^ ^
планеты, действуют сообща, — и ощу^^11"
планехы, д / щ. > ивидуалистическии, эгоистичес-
тять Вместо этого сформировался инл «/
тать, ом^ " ч> к к междуЛюдьми вышла на первый
кий взгляд, при котором конкуренция «/
54
Видеть, а не смотреть
план, затмив собой и общество, и природу, и всю панораму в целом. По мнению Келлума, «это привело к перестройке мозга и разума».
В древности люди жили «относительно изолированными и слабо связанными между собой группами». По мере развития обмена и торговли люди из различных регионов стали вступать в контакты. В условиях глобальной общественной интеграции, как считает Келлум, постепенно увеличивается роль присутствующих в мозгу, взаимодействующих между собой нервных клеткок, обеспечивающих фовеальное зрение. Это и положило начало растущему дисбалансу, уходу от «видеть»: теперь гораздо большее значение получало «смотреть».