Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 11 из 55)

Чем более значительное место в жизни людей занимало это «смот­реть», тем больше сужалась та картина, которая возникала у них в уме. Сужение восприятия означало, что люди теперь меньше делали и мень­ше видели. Одновременно с этим интуитивно-религиозное мировос­приятие и духовное целительство как культурные нормы своего време­ни стали вытеснять науки — физика и медицина, порожденные физи­ческим миром; они были сосредоточены на очень узкой области. Интуицию затмили когнитивные умозаключения. Вдруг оказалось, что если идею нельзя доказать научно, она имеет мало цены — или же ей вовсе не следует придавать значения. Натуральная магия и древние шаманские практики, посвященные зрению, были признаны нелепыми и недостойными внимания. В их основе лежала дальнозоркость, умение видеть широкую панораму, тогда как новый способ бытия предполагал близорукость и сосредоточенность на узком поле зрения прямо перед человеком.

Указанная физическая, познавательная (когнитивная) ориентация привела к тому, что врачей теперь учили находить лишь физические причины расстройств зрения. Если человек от рождения был дальнозо­рок, но ему для существования приходилось делать вещи, требовавшие ближнего зрения, ему прописывали корректирующие линзы, чтобы «исправить» этот «недостаток». Глаз при лечении рассматривался как отдельный орган, изолированный не только от человека как такового, но даже от его физического тела. Никто и не задумывался о том, что то, как мы видим, формирует наше сознание. Столетие назад окулисты все еще продолжали объяснять близорукость чрезмерным напряжением

55

Сознательное зрение

глаз и неправильным с ними обращением. В офтальмологической лите­ратуре приводятся упражнения, которые врачи прописывали пациен­там, чтобы помочь снять напряжение с глаз. В начале XX века очки не всегда были в моде. В те времена не считали, что очки могут украшать лицо.

Однако, как пишет Келлум, в 1936 году производители оправ и линз, оптовые торговцы, фармацевты и окулисты основали Институт улуч­шения зрения:

«Эта организация должна была «раскручивать» моду на ношение очков. Идея была в том, чтобы продвигать программу «глазной сознательности». Поддержка со стороны знаменитостей, соответствующие плакаты, радиопе­редачи — все было направлено на то, чтобы люди избавились от предубеж­дения против ношения очков. Одновременно вышла в свет книга «будьте привлекательны в очках». В результате этой пропаганды у потребителя сло­жилось представление, что человек в очках выглядит интеллектуальнее».

Келлум доказывает, что современное осознание действительности фор­мирует нашу физиологию и то, как функционируют наши глаза. Способ мышления, нашего взаимодействия с миром влияет на модель нашего зрения, как и наше восприятие влияет на то, как мы выстраиваем свою жизнь. Келлум полагает, что

«глаз откликается на то, как мы живем. Жизнь в сонном состоянии служит источником вибраций определенного типа. Такая «жизненная» волновая форма сначала проявляется на квантовом уровне в пространстве, известном как разум. Передача практических мыслей и чувств дает мозгу инструкции, а он, в свою очередь, задает программу организму, чтобы тот вел себя предсказуемым образом. Насколько сознательно или бессознательно мы себя ведем, зависит от разума».

Тело, ум и мозг функционируют как взаимосвязанные части человечес­кого существа в целом. Тело выражает те послания, которые берут начало в уме или в мозгу, и, в свою очередь, получает сигналы от окружающего мира, чтобы мозг интерпретировал их, а разум — ис­пользовал. Возьмем слова в этой книге. С помощью моего тела я смог выразить в письменном виде те наблюдения, которые получил благода-

56

Видеть, а не смотреть

ря своему мозгу и разуму. А вы, читая эти слова, интерпретируете их с помощью собственного мозга, и если бы мы с вами встретились, это была бы «встреча умов», разделяющих друг с другом мысли, идеи и ощущения, которые возникают по их поводу. Когда появляется соот­ветствующее сознательное намерение, разум дает телу указание изме­нить функционирование мозга. Глаза — это непосредственный вход в сознание, присущее мозгу, и в конечном счете — врата разума. Инфор­мация можете передаваться через глаза и сохраняться в мозгу, подобно новой программе, введенной в компьютер; благодаря этому мы можем иначе думать, иначе видеть, иначе жить.

Если обратиться к многовековой истории человеческого общества, можно заметить переход от ориентации на «видеть», от взгляда, обра­щенного вовне, к преобладанию «смотреть», с его направленным внутрь, узким фокусом. В результате такого перехода, по мнению Кел-лума, «мы потеряли какую-то часть сознания. Мы все более продвига­лись внутрь, и наши тела стали центром нашего внимания. Это привело к утрате способности видеть нашу связь с окружающим миром».

В результате сдвига в сторону «смотреть» и соответствующего ему логического, когнитивного взгляда профессия врача стала в основном ориентироваться на «физическое», сделавшись более прагматической в медицинских вопросах, в том числе и в лечении расстройств зрения. Более глубокая сознательность относительно зрения, подразумевавшая интуитивное понимание причин распространения близорукости, вы-теснилась физиологическим объяснением, сводимым к преломляющей способности глаза. Такое объяснение, с позиции «людей смотрящих», стало истиной в последней инстанции.

Сегодня в Северной Америке проживает более 70 миллионов близо­руких людей. Современной цивилизации свойствен близорукий взгляд на мир и чрезмерное выпячивание внутренней жизни, при этом взгляд особенно заострен на Я. Может быть, это попытка открыть что-то внутри себя, — что-то, требующее взгляда скорее внутрь, нежели вок­руг? Осваивая сознательное зрение, с его требованием обращать внима­ние на широкую панораму окружающего мира и осознавать ее, мы сможем ответить на этот вопрос. Вместо того чтобы оставаться «верхог­лядами», мы можем полностью обрести целостное зрение, практикуя

57

Сознательное зрение

сознательное зрение как часть своих повседневных зрительных привы­чек. Это поможет нам научиться видеть как видимое, так и невидимое. Поль Гоген, художник-импрессионист, предтеча экспрессионизма в живописи, хорошо знавший, о чем идет речь, сказал: «Я закрываю глаза, чтобы видеть». Если мы переменим наши зрительные привычки, то изменим восприятие как собственной жизни, так и окружающего мира. Мы станем более внимательными, более сознающими, и при этом нау­чимся сочетать чувства с мыслями.

Мысли, расплывчатость и бессознательность: состояние разобщенности

Огромное количество исследований посвящено структурам и процес­сам, обеспечивающим зрение. Нет сомнений, что каждый глаз посылает свою информацию по зрительным путям в оба полушария мозга. Чем глубже световые впечатления проникают в слои мозга, тем более целос­тным становится визуальное восприятие, соединяющееся с понимани­ем человеком себя самого и окружающего мира. Анатомия и физиоло­гия нашего зрения призваны облегчить нам этот процесс интеграции. Способность полностью соединять осознание того, что нас окружает, с осознанием своего Я, — это, конечно, желательное состояние. Такая

интеграция __основа достижения единства, целостности, ощущения

взаимосвязанности всех частей своего Я. В состоянии целостности мы способны проникнуть за пределы себя самих и налаживать сознатель­ную связь с миром посредством своих органов чувств. Что касается зрения, то, достигнув целостности, мы окажемся способны лучше раз­личать реальность с помощью глаз. Чем больше мы знаем о себе на внутреннем уровне, тем больше наши глаза откроют нам истин о том, что мы воспринимаем. Каждый может ощутить эту разницу — скажем, как различие между объективными данными, которые мы получаем через глаза, и теми мыслями и чувствами, которые могут возникнуть в уме по ассоциации с этими данными.

Сочетание «смотреть» и «видеть» в годы становления личности фор­мирует наше самовосприятие. Все это легко переплавляется в то, как мы видим окружающее: при этом формируются наши индивидуальные представления о мире. Свет входит в каждый глаз порознь. Когда это

58

Видеть, а не смотреть

происходит, зрительная система гармонизирует «смотреть» и «видеть» от каждого из двух глаз, позволяя нам воспринимать эту информацию как цельный образ. По-научному это называется «синтез», «слияние». Информация от левого и от правого глаза сливается и перемешивается. При этом происходит нечто большее, чем просто сложение одного фрагмента информации с другим. В данном случае «один плюс один» не равняется двум. Сумма — результат синтеза — скорее составляет три или даже пять. Слияние предоставляет нашему сознанию образ, ощу­щаемый как цельный, и он — гораздо объемнее, чем просто сумма отдельных его фрагментов. Процесс слияния можно уподобить успеш­ному сотрудничеству двух способных людей, работающих вместе и объединяющих свои таланты и навыки. Такая комбинация может дать некоторое совершенно новое «существо», неизмеримо более богатое, чем каждый из них по отдельности.

Великое преимущество слияния и объединения — стереоскопичес­кая глубина восприятия, то есть способность видеть в трех измерениях, вместо того чтобы видеть плоскую поверхность. В чисто физическом смысле это важно, скажем, для восприятия и оценки расстояния: нали­чие такого зрения особенно необходимо, когда вы ведете машину или занимаетесь спортом.

Осваивая сознательное зрение, мы изучим изнутри это восприятие глубины; мы исследуем тот уровень, на котором возникает оно в нашем уме. Умение видеть глубину позволяет нам обретать свой собственный опыт и знания и соотносить эти знания со всем, что нас окружает. Весь процесс осознания внутренней работы нашего разума и того, как разум влияет на внешний мир и как мир влияет на него, —это и есть то, что обычно называют «сознанием».