Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 16 из 55)

На протяжении почти всей своей жизни я получал и принимал как должное многие казавшиеся незыблемыми истины относительно моей личности. Сначала я верил, что я и есть моя личность. Я думал, что то, кем я являюсь, зиждется на том, насколько хорошо я выгляжу, на моей внешности, на том, насколько мое поведение оправдывает ожидания окружающих, и на том, каких карьерных успехов я добиваюсь.

Задумайтесь на минутку над тем, как вы воспринимаете связь между вашей личностью и тем, кто вы есть. Потратьте некоторое время на то, чтобы поглубже вглядеться в свою жизнь и в свое Я. Оцениваете ли вы собственную значительность исходя из своего материального успеха или внешних данных? Как вы оцениваете себя и свою жизнь?

Важнее ли для вас накопление материальных благ, чем искания, способные увеличить ваше знание о себе?

Когда вы ясным взором всматриваетесь в свое прошлое, обнаружи­ваете ли вы там переживания и чувства, которые не нашли себе выхода?

Пытаетесь ли вы доказать другим свой успех?

Пытаетесь ли вы контролировать других, потому что вам неудобно с самим собой, с какими-то частями себя?

Ощущаете ли вы к концу дня, будто вам чего-то не хватает, несмотря на то что вы удовлетворили все свои физические потребности?

79

Сознательное зрение

Видите ли вы себя в невыгодном свете по сравнению с другими, будь

то ваши коллеги или члены семьи? Можете ли вы честно сказать, что любите свое тело? Когда вы смотритесь в зеркало, проводите ли вы какое-то время,

думая, что вам нравится видеть в своих глазах свою сущность?

Если вы ответили «да» на все вопросы, кроме двух последних, постарай­тесь увидеть, как вам изменить ваше повседневное поведение, чтобы достичь состояния, когда вы больше не будете отвечать на эти вопросы положительно. Цель сознательного зрения — научиться быть с самим собой без рассуждений, целиком охватывая множество составляющих своего Я и испытывая жажду понимания того, что питает вашу сущ­ность.

Доминирующий стиль жизни нашей цивилизации — материалис­тический, капиталистический, —побуждает нас оценивать себя прежде всего исходя из критериев этой самой цивилизации и из того, насколько мы вписываемся в соответствующую модель общества. Вы должны хорошо выглядеть. Ездить в соответствующем автомобиле. Иметь са­мых достойных соседей. Зарабатывать кучу денег. Я думаю, что для многих людей этими ценностями может и ограничиваться их уровень осознания себя. Однако я знаю, что многие из моих клиентов, достиг­ших всех этих материальных целей, страдают от расстройств зрения. Состояние их глаз — индикатор дисгармонии в их восприятии самих себя. Личность у них ведет войну с их изначальной природой, и каждая бьется за доминирующую роль, за то, чтобы править их жизнью. В более идеальном мире изначальная натура призывает личность достичь большей гармонии и равновесия между требованиями цивилизации и уникальной личностью индивидуума. Если попытка найти гармонию между этими двумя составляющими сознательна, это может дать тол­чок серьезному объединительному процессу, а в результате личность станет более гибкой и более подлинной. Сознательное зрение может стать плодотворной отправной точкой этого процесса.

Хочется пояснить эту идею историей Сони. В ее точке зрения преоб­ладало восприятие личных амбиций в ее карьере. Когда она это поняла, перед ней открылся путь к новому зрению.

80

Генетика и развитие личности

Соня делала успешную карьеру, работая в лондонском акционерном обществе. Работа захватывала ее, давала возможность путешествовать, чувствовать себя нужной и общаться с людьми самых разных слоев. С глазами ее связывал только ежеутренний и ежевечерний ритуал, когда она вставляла и вынимала контактные линзы. Соня никогда не задумы­валась над тем, что ее зрение может представлять собой проблему или что нужно как-то по-иному обратить на него внимание.

И вот она влюбилась в Годфри, и они поженились. Свадебные тор­жества были обставлены очень стильно и прошли с большой помпой. Соня чувствовала себя окруженной нежной заботой мужа. Годфри дал ей чувство защищенности, роскошный дом и будущее, полное счастья. Она продолжала работать, но сократила рабочие часы ради удоволь­ствия проводить время дома. Соня думала, что у нее есть все.

Годфри часто ездил за границу, и во время его отсутствия Соня подолгу оставалась дома. Она стала замечать, что чувствует какую-то опустошенность. Она поняла, что забросила своих былых друзей, свои прежние увлечения. Ее перестал удовлетворять ее повседневный образ жизни. В это же самое время ей начали приносить неприятности кон­тактные линзы. Соня вынуждена была сократить время их ношения и прибегнуть к запасному варианту — очкам. Она познакомилась с идеей сознательного зрения, предполагавшей проведение определенного вре­мени без очков и пэтчинг («заслонение») глаз —терапевтическую про­цедуру, при которой часть глаза или весь глаз закрывается специальной линзой или же на глаз надевается повязка, что мешает ему видеть.

Заслоняя свой доминирующий «делающий» правый глаз (обычно ассоциируемый с влиянием отца), она обнаружила, как на поверхность всплывает чувство покинутости. Соня попробовала проводить разли­чие между восприятием, управляемым ее личностью, и тем восприяти­ем, которое исходило из ее подлинных нужд. Она стала дальше углуб­ляться в свою чувствующую и эмоциональную натуру. Она начала ви­деть, что затворническое пребывание в этом великолепном доме, когда ее муж уезжает, как раз и вызывает это чувство одиночества. Дом стал казаться ей мавзолеем, воздвигнутым в честь отсутствующего Годфри. Соня разрешила себе глубоко ощутить эту пустоту. Ее подлинная сер­дечная природа протестовала против предоставления эмоциональной

81

I

Сознательное зрение

власти мужу. Соню охватило желание попутешествовать и познако­миться с духовной жизнью других культур.

Глядя через менее сильные линзы очков и меньше нося контактные линзы, Соня сумела сосредоточиться на своих потаенных чувствах и вернуться к естественному пути видения себя и жизни. Теперь она много времени проводит в поездках с мужем, но путешествует и одна. Она опять общается со своими друзьями и находит, что это способству­ет сохранению внутреннего равновесия и радостному восприятию жизни.

«Выживающая» личность

В состоянии полного осознавания ваша личность приходит в гармо­нию с вашей подлинной сущностью. Это состояние можно назвать «душевным присутствием». Это — самая суть того, что именуется — быть, быть человеком. Джозеф, бывший моим пациентом долгое вре­мя, так описал это в своем дневнике.

«Когда я был очень молоя я умел видеть — физически — чистоту натуры другого. Эта способность — часть моего глубинного внутреннего устройства. Я люблю видеть так. Это дает мне сильное чувство связи с моим подлинней-шим Я. Эту часть моего существа воспитывало и лелеяло пребывание на природе, близ океана, среди деревьев, гор.

В юности я был озадачен, обнаружив, что другие люди ведут себя совершен­но не соответствуя тому, как я их вижу. Я видел их душевную природу. То, какой являлась передо мной их личность, было чем-то другим. Теперь я понимаю некоторые причины, по которым каждый из нас может иногда вести себя не так, как велит его истинная природа. Когда я стал стремиться к большему осознанию собственной жизни, я научился видеть такой тип поведения и у себя самого.

Когда я ощущаю полный эффект присутствия, я становлюсь очень любящим человеком, которому нужно много любви и ласки. Я буквально чувствую это в мышцах и на коже. Я чувствую открытость своего сердца просто оттого, что я этим с вами делюсь. Можно сказать, что моя личность несет в себе черты человека нежного, дающего и получающего мягкость и ласку. Действитель­но, в глубине моего существа есть место, к которому применимо такое

82

Генетика и развитие личности

определение. Но моя проблема в том, что я веду себя не так. Проявление нежности для меня — улица с односторонним движением. Я строю свою жизнь так, чтобы отдавать, чтобы быть ласковым человеком. Чего мне не хватало —так это способности принимать ласку. Я жаждал ее, но постоянно отталкивал ее, принимая разве что в сексе. Я развил ту часть личности, которая позволяла мне управлять женщинами, чтобы они давали мне то, чего я хочу, но лишь в форме сексуальной близости».

Джозеф говорил, что для него это стало наркотической зависи­мостью — не от кофеина или сигарет, а от секса.

«Близость с женщиной давала мне те прикосновения и ту страсть, без кото­рых я не мог жить. Но слишком часто для меня это оказывалось чем-то вроде случайного пропитания, которое позволяло мне просто какое-то время не умереть с голоду. Я начал подчинять свою жизнь этой зависимости. У меня с самим собой было что-то вроде договора: я жажду любви; я получаю лю­бовь, когда проявляю сексуальность; я буду вести себя так, чтобы получать сексуальные переживания. Чем больше я искал женщин для физического удовлетворения, тем больше моя личность идентифицировала себя с таким типом поведения. В конце концов я уверился в том, что это я и есть, что это и есть моя истинная натура.

В муках сексуальной зависимости я вел себя как стереотипный мужчина (согласно женской классификации). Я привлекал к себе женщин, чтобы они нашли любовь — в пределах моих тогдашних возможностей. Я развил в себе качества личности человека приятного во всех отношениях. Я сделал себя привлекательным для женщин, чтобы получать любовь. Некоторое вре­мя это действовало. Подобно наркоману, я, получив желаемое, в течение какого-то срока чувствовал себя лучше. Но когда я позволял себе ощутить то, что на самом деле происходило внутри меня, я понимал, что ищу чего-то богаче и глубже и что я не создаю никакой связи. Я стал осознавать внут­реннюю пустоту, вызванную моей ограниченной способностью соответство­вать своей истинной природе.