Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 17 из 55)

Я был как алкоголик, который ловит себя на том, что наливает очередной стакан, но не может остановиться. Во время самих этих ласк я чувствовал себя хорошо, по крайней мере пока они длились. Однако в глубине души я

83

Сознательное зрение

знал, что мое поведение не дает мне того, чего я на самом деле ищу, особенно когда это привело к неверности во время моего первого брака. Почему я выбрал такой путь? Чтобы вырваться из этого порочного (во всех смыслах) круга, мне необходимо было оглянуться назая на свою прошлую жизнь. Может быть, в этой предрасположенности моей личности сказались какие-то мои детские переживания? Был ли в моем прошлом какой-то эпизод, которого я не вижу? Если это так, то, может быть, настало время увидеть свою жизнь более сознательно? Какую часть моего существа я дол­жен был подавлять, чтобы выжить? Почему я вел себя как жертва, борющаяся за выживание, жаждущая ласки? И что я хотел увидеть сознательно?»

Спасибо вам, мама и папа

Джозеф стал внимательно изучать то, как жили его родители.

«Я обратился к своему раннему детству, ища в нем ответа на этот мучитель­ный вопрос. Хотя мои родители были женаты сорок пять лет, семейная гармония нарушилась, когда один из них начал заводить связи на стороне. Ребенком я видел разлад между родителями и чувствовал, что они несчаст­ны. Но я был неспособен справиться со своим глубинным эмоциональным страданием. Мне нужно было жить дальше, и я построил стену вокруг этих сильных чувств.

Когда я вырос, моя жизнь во многих отношениях повторила жизнь моих родителей. Я был недоверчив. Я лгал. У меня случались эмоциональные вспышки. Для меня сознательное зрение стало процессом наблюдения этих черт. К счастью, я был достаточно недоволен собой, чтобы захотеть делать все необходимое для того, чтобы достичь большего счастья в жизни. Мне нужно было стать сильнее интеллектуально и развить ту часть натуры, кото­рая связана с умением смотреть. Это стало для меня уроком. Я двигался от размытости и смутных страданий ранних лет жизни к более сфокусирован­ному и концентрированному бытию.

Для меня стало очевидным, что несовершенства моих родителей и их бес­сознательный взгляд на жизнь открывают передо мной возможность стать другим. Они были идеальными родителями в том смысле, что именно у них я получил исходную точку для своего нового развития. Увидев то, как негибки их личности, я понял, как важно быть гибким.

84

Генетика и развитие личности

Применяя эти сведения к своим зрительным привычкам и к своей повсед­невной жизни в целом, я обнаружил, что мой доминирующий глаз—левый. Этот глаз обычно считается отражающим влияние матери. В моем случае мне нужно было меньше бояться властных женщин и переплавить во что-то свое раздражение. Позже, когда эта часть моей гибкой личности слилась с моей натурой, я научился заводить здоровые партнерские отношения с сильными женщинами, с которыми вел себя на равных.

Я обнаружил также, что я либо подавляю зрение правым глазом, либо у меня проявляется двойное зрение. Это указало мне на то, что мужской стороне моей личности пора взрослеть. Я видел доказательства этому в своей живо реагирующей личности. Я легко впадал в раздражение. Я все время норовил занять оборонительную позицию, это стало моей второй натурой. Я сопротивлялся авторитетам. Лишь изредка я чувствовал себя способным принять отцовскую любовь.

Сначала я опасался, что обречен все время влачить такое существование — ни во что не вписываясь, восставая против всего, что говорят другие. И в то же время я понимал, что это поведение целиком коренится в моих детских попытках избежать пугающих чувств. Когда я взглянул в лицо своему сопро­тивлению, я сумел выйти на более глубокие уровни целостности. Я стал обращать внимание на различные типы сознания, которых я сумел достичь благодаря интеграции зрения правым и левым глазом. Когда я понял, что физическую ласку и эмоциональную близость можно получить от любимых людей, я научился строить на этом знании свои поступки. Я открылся неж­ности и принял ее — не только в сексе. В результате моя личность стала лучше отражать мою подлинную природу.

Я был поражен, обнаружив, что, пока я развивался, борясь с множеством собственных недостатков, мои родители тоже испытали существенные пе­ремены в своем образе жизни. Они развелись, каждый их них выстроил собственную жизнь. Они начали честнее обсуждать собственные чувства и даже вовлеклись в сознательное зрение. Я был очень рад увидев, что каж­дый из них обрел новое ощущение внутреннего спокойствия.

85

Сознательное зрение

Спасибо вам, мама и папа. Как и вы, я вынес свое суждение относительно боязливой личноаи и поборол ее. Ваше поведение привело меня к новой жизни, в которой я стал видеть более сознательно».

Радужная оболочка как карта вашей личности и сознания

Чем старше вы становитесь, тем в большей степени открытость вашей личности зависит от умения уравновешивать интеллектуальное понимание и интуитивное знание. Если преобладает интеллект или ин­туиция, ваше поведение будет отражать нехватку гармонии между ва­шей личностью и сознанием. Когда вы начнете движение в сторону большего баланса и целостности, не будет ничего необычного в том, что вы начнете выходить и на новый уровень сознания. Я полагаю, что ваша развивающаяся личность даст вам доступ к сознанию. Имейте в виду: ваше жизненное поведение в соответствующих областях фиксируется отметинками на вашей радужной оболочке.

Интересно заметить: с самого дня вашего появления на свет ваша радужная оболочка содержит физическую карту вашей личности. Она содержит огромную массу отметин, дающих громадное количество све­дений о вас, в том числе о возможных ограничениях, свойственных вашей личности, и отклонениях от сознательного бытия.

При рождении радужная оболочка первоначально состоит из двух типов структур. Эти зоны — удивительно ровные, как поверхность пруда или песчаный берег. На этой поверхности есть и углубления, похожие на маленькие дырочки, часто напоминающие по форме цве­точные лепестки. Эти два типа структур можно увидеть на илл. 5. На голубой радужной оболочке справа вы видите гладкую, ровную повер­хность. На коричневой радужке, изображенной вверху, вы видите уг­лубление, напоминающее по форме открытый цветок в положении «десять часов» и цветки поменьше в позиции «полдень». Образования такого типа обычно имеются уже при рождении; они почти не меняют­ся, когда мы становимся старше.

В течение первых семи лет жизни часто возникает тип образований, отличных от тех, что я только что описал. На поверхности радужной оболочки появляются небольшие круглые выступы, часто отличающи-

86

Генетика и развитие личности

еся от нее по цвету. Чаще всего эти «шишки» на радужке оказываются выступающими над поверхностью РО, обращенными к роговице (блес­тящей внешней оболочке глаза). Вновь посмотрим на илл. 5. На голубой радужной оболочке внизу слева вы можете видеть пример такой радуж-ковой шишки. На этом фото она имеет отчетливый коричневый цвет. Радужковые шишки часто придают голубым глазам светлый, туманный оттенок, а светло- и темно-карим —темно-коричневый, более темный, чем основной цвет радужной оболочки.

Каждый тип образований на поверхности радужной оболочки свя­зан с определенными чертами личности. Чтобы понять, как эти образо­вания связаны с сознательным зрением, рассмотрим три первичных свойства психики: мысли, чувства и эмоции.

На минуту закройте глаза. Давайте вместе мысленно прогуляемся по песчаному берегу. День начинает клониться к вечеру, и на белом совер­шенно гладком песке нет никаких следов. Солнце садится, и мы слы­шим звук ленивых волн прибоя. Местами песок оказывается твердым: он спекся под солнечными лучами. Корка песка прочна, и можно расха­живать по его поверхности, не рискуя провалиться. Если уподобить песок радужке, эта прочная, гладкая поверхность служит отражением ясных, незыблемых чувств, того, что вы знаете и чему можете доверять. Назовем их полезными чувствами.

В других местах наши босые ноги оставляют на песке отпечатки. Эти следы — как пустоты, утопающие в окружающей поверхности. Про­должая наше сравнение, можно сказать, что, переходя на более мягкий песок, мы погружаемся в область более глубокого зрения. Здесь, где наши чувства отделены от мыслей, наша способность чувствовать по своей тонкости и хрупкости подобна цветочному лепестку, но она мо­жет быть и яростной, как разбушевавшееся пламя. Это —эмоции.

Отпечатки наших ног могут иметь разную форму. Они могут быть мельче или глубже, меньше или больше. Если мы перенесем этот образ на структуры на поверхности радужной оболочки, мы увидим, что эти выступы могут быть достаточно велики, чтобы покрывать значитель­ную область поверхности радужной оболочки, — или же они могут быть небольшими по размеру, меньше миллиметра в длину. Кроме того, они могут быть полностью окружены подвижными границами, —

87

Сознательное зрение

или же открыты с одной или с нескольких сторон. Эти включения позволяют нам увидеть радужную оболочку на несколько более глубо­ком уровне, и их различная форма и размер показывают, какого рода эмоции мы, возможно, испытываем.

В конце нашей прогулки по песчаному берегу мы встречаем на пути камень, настолько твердый, что можно пораниться, если ступить на него босой ногой. Этот камень возвышается над ровной поверхностью, как гора. Когда подобное образование появляется на радужной оболоч­ке, она сообщает нам о тех чертах характера, которые, возможно, нам свойственны. В этих чертах есть нечто от камня: они сулят твердость, непреклонность и страдание.