Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 18 из 55)

Чтобы развить в себе сознательное зрение, попробуем исследовать три различных типа личности: думающий, чувствующий и эмоцио­нальный. Человек думающий полагается при решении проблем на ин­теллект и логику. Человек чувствующий полон сочувствия, он лелеет собственные чувства и умеет понимать чувства других. Человек эмоци­онального типа — актер, он любит быть на виду, быть центром внима­ния. В одном из этих трех типов большинство людей может найти некое внутреннее основание, на котором они прочно стоят. Разумеется, боль­шинство из нас — это комбинация всех трех типов поведения. Но ситуация, когда ни один из этих типов не превалирует над другими, все-таки встречается редко. Немного подумав, вы наверняка сможете назвать людей, явно проявляющих признаки того или иного типа лич­ности. Спросите себя, какой тип превалирует в вашей собственной личности. Вы чаще имеете дело с мыслями, чувствами или эмоциями?

Очень распространен неверный взгляд на собственный доминирую­щий тип поведения. Например, я считал себя принадлежащим к чув­ственно-эмоциональному типу, но когда посмотрел на свою радужку, то обнаружил на ней много выступающих, камнеподобных образова­ний, которые, насколько мне известно, указывают на то, что в основном я полагаюсь на мышление. В моих глазах эти структуры были наиболее отчетливы вокруг границы зрачка. Это указывало на то, что я исполь­зую мысли для решения каких-то задач, для обдумывания каких-то вещей, и только после этого разрешаю себе осознавать чувства и эмоции. В то же время мое самовосприятие было прямо противопо-

88

Генетика и развитие личности

ложным. Я мог бы описать себя как человека, слишком зацикленного на чувствах и не контролирующего эмоций. Я был поражен, увидев, что моя радужка рисует меня человеком, имеющим врожденную, генети­чески обусловленную склонность к интеллектуальной деятельности. Несколько позже, когда я пришел к большему единению со своей ис­тинной природой и своей личностью, эти штрихи вновь возникли на моей радужной оболочке.

Первый шаг к пониманию своей подлинной природы —узнать дан­ную вам от рождения личность, в основе которой лежат генетические факторы. Изучая свою радужную оболочку, вы можете обнаружить, что эти отметинки достались вам в наследство от родителей, и что-то может стать для вас неожиданностью. То знание, которое вы получите, может способствовать тому, что вы будете более внимательны к скрытым сторонам своей личности и в конечном счете усилите свой эффект присутствия перед лицом своей подлинной природы.

Поскольку я сейчас не сижу перед вами, я, понятно, не могу посмот­реть на вашу радужку и расшифровать для вас ее письмена. Поэтому позвольте мне помочь вам обнаружить следы вашей подлинной лич­ности с помощью упражнения. Ниже вы увидите слева список черт личности, которые могут быть выявлены путем осмотра радужной обо­лочки. Соответствующие утверждения справа — это то, что человек может ощущать на сознательном или бессознательном уровне. Обыч­но, если я называю человеку одну из черт, указанных в левой колонке, это вызывает в нем воспоминания, во многом сходные с тем, что опи­сано в правой колонке, и относящиеся к каким-то переживаниям, кото­рые он в жизни испытал.

Боязнь нападения Мне не нравится, когда отец кричит

на меня.

Неуверенность в ласке Я не уверен, что отец меня любит.

Подавление (какой-то эмоции) Когда моя мать разговаривает,

она слишком много выдумывает.

Более глубокое подавление Моя мать обижается на меня,

чувств

Низкая самооценка Мой брат способнее меня.

89

Сознательное зрение

Боязнь оскорбления действием Недостаток ласки

Недоверие к себе

Блокировка слуха Коммуникативная блокировка

Фальшивое, утрированное выражение своих чувств

Отец меня бьет.

Отец любит моего брата больше, чем меня.

Мои родители думают, что я недостаточно способен.

Я отключаюсь, когда говорят мои родители.

Я не могу по-настоящему поделиться с кем-то тем, что чувствую.

Я вру, чтобы привлечь внимание.

Черты поведения, указанные в правом столбце, можно рассматривать как то, что чувствует тот или иной человек при определенного рода взаимодействии с одним или с обоими родителями. Когда человек внут­ри себя осознает важность той или иной фразы, он начинает нуждаться в тихом месте, где он сможет пережить то, что с ним происходит, когда он существует вне своих родителей.

Степень цельности или разобщенности родительских личностей служит определяющим фактором в их отношениях с ребенком. Если дочка нуждается в защите от ощущения отчужденности от своих роди­телей или от каких-то неприятных впечатлений или поступков, кото­рые они на нее направляют, она развивает стратегию выживания. Ин­тенсивность работы этого механизма будет зависеть от того, насколько глубоким является сознание взаимодействия с ней ее родителей. Ины­ми словами, степень гибкости родительской личности и характеристи­ки выживания будут влиять на восприятие, свойственное дочери. Это, в свою очередь, повлияет на то, будет ли зрение ребенка сформировано как функция выживания с доминированием мозга или же оно в процес­се своего развития включит в себя более глубокие уровни интеграции ума. В случае стратегии выживания первичный зрительный канал доче­ри будет направлен по определенным путям в мозгу таким образом, чтобы помочь ей справиться с такой жизнью. Так, автономная нервная система известна как один из защитных механизмов при различных неурядицах. Случившееся влияет на глаза. С другой стороны, когда родители обладают гибкой личностью, дочери становятся доступны

90

Генетика и развитие личности

более глубокие интегративные стратегии разума. Ее мысли и чувства встречаются друг с другом. Когда это происходит, дочь готова получать впечатления через глаза — впечатления чистые и имеющие прямое отношение к ее бытию. Ее глаза — окна, через которые имеет шанс выглянуть сознание.

Чтобы показать, как все это работает, позвольте мне обратиться к случаю одной из моих пациенток, которую я назову Джун. Я попросил ее вспомнить свое детство и потом выбрать, какое из вышеприведен­ных утверждений ей подходит. Ответ был: «Мой брат способнее меня». Она вспомнила ситуацию, когда родители горячо хвалили брата за его отличные оценки в школе. Но по сходному поводу родители не сказали ни слова о ее собственной учебе; на самом деле она получала очень мало внимания какого бы то ни было рода. Позже ее обвиняли в лености и недостаточной живости. Легко понять, почему воспоминания Джун об этих эпизодах вызывали в ней ощущение неполноценности.

С точки зрения Джун, ее родители чрезмерно критически относи­лись к ней, отдавая преимущество ее брату. Таким образом они выра­жали какую-то неполноценность своей собственной натуры. Дочь буди­ла в них воспоминания о собственном внутреннем несовершенстве, которое они и проецировали на нее. Это — слабоинтегрированный способ существования. Родители проявляют меньшую сознательность, чем могли бы.

Джун чувствовала, что она отличается от брата и родителей. Ее вос­приятие того, как с ней обращаются родители, побудило ее усомниться в собственной значимости, в собственных способностях. «Насколько я способная в действительности?» — таким вопросом она могла бы за­даться. Если она живет по принципу выживания, то циркулирующий у нее в мозгу рефлекс получает стимул сходным образом вести себя в аналогичных ситуациях в будущем. Она реагирует на чисто «выжива-тельном» уровне и не проникает глубже в свои мысли или чувства. Она недостаточно осознает свои развивающиеся ум и сознание, чтобы по­нять, что должна обойтись с этими воспоминаниями по-иному.

Работая с Джун, я призвал ее провести логическую проверку того, насколько на самом деле она способна. Она занималась поисками внут­ри себя, чтобы найти то, в чем она одарена. Наконец на ее лице возникла

91

Сознательное зрение

широчайшая улыбка, и она произнесла: «Я талантлива на свой уникаль­ный манер!» Джун ощутила мудрость того, что сказала, и это побудило ее чувствовать глубже. Чем дальше она углублялась, тем больше совер­шенствовалось ее самовосприятие.

Вот вам упражнение: вспомните свое детство и определите, какие качества ваших родителей вам не нравились или были для вас неудоб­ны. Представьте себе, что вы вновь живете в том времени, воскрешая те эпизоды, когда вы чувствовали дискомфорт. Запишите их. Перестаньте читать и в течение десяти минут обдумывайте этот вопрос. Позволю себе привести в связи с этим пример из своего собственного опыта.

Я помню время, когда мне не нравилось, как дышит мой отец; я помню, как считал свою мать толстухой. Можно использовать эти дав­ние реакции при построении фраз, подобных тем, что даны в левом столбце вышеприведенной таблицы. Например, из моих собственных качеств я могу составить утверждения «мне не нравится, когда ты пьешь» или «терпеть не могу толстых женщин». Обратите внимание на то, куда приводит вас теперь каждая из этих реакций, которые вы вспомнили. Это вам как-то помогло? Для меня алкоголь ассоциировал­ся с тем, как мой отец на меня кричал. Кроме того, я смог победить в себе страх удушения рослой или толстой женщиной. Я обнаружил, что мне стало легче избавиться от этих предрассудков и страхов, используя эти утверждения, выраженные одной фразой.

Я предлагаю вам эти глубинные толкования как путь, посредством которого восприятия встраиваются либо в лишенные целостности сос­тояния личности, либо в сознательное зрение. Взбодрите свою память. Это — процесс обретения сознательности.