Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 2 из 55)

Теперь на минутку вернемся к аналогии с фотоаппаратом. Вы напра­вили объектив аппарата на тот объект, который вы хотите снять. Вы нажали на кнопку: в аппарат попадает свет, который отпечатывает на пленке снимаемый объект. Как только это произошло, вы уже не може­те влиять на тот образ, который на ней запечатлелся. То, что вы зафик­сировали на пленке, можно изменить только с помощью компьютера или ретуширования, но этот процесс, каким бы высокохудожествен­ным он ни был, — всего лишь ряд механических действий. Чем же отличается от фотографирования человеческое зрение?

Миллионы ощущений и нервных импульсов посылаются от ваших глаз в ваш мозг. Таким образом происходят сложные взаимодействия

14

Анатомия зрения

между мозгом и сознанием , в результате чего в сознании появляются образы, которые вы опознаёте как свой дом, свою машину, озеро, на берегу которого вы отдыхали прошлым летом, лицо матери, словом — то, что вы видели когда-то или видите сейчас. Свет, приняв форму этих узнаваемых образов, предстает своеобразным стимулятором для ваших воспоминаний о событиях прошлого. В этом смысле зрение выступает как пассивное восприятие, и ничего больше.

Особо подчеркнем, что практически все, что мы видим, — это то, что мы научились видеть. Ведь мы приходим в жизнь, не имея представ­ления о том, как добывать информацию из света, падающего на сетчат­ку. В младенчестве то, что мы видим, для нас не означает ничего или почти ничего. Стимулированные светом импульсы от сетчатки попада­ют в мозг, но они для малыша —только ощущения, лишенные смысла. По мере взросления и обучения человек начинает интерпретировать эти ощущения, пытается в них разобраться, понять, что они означают.

Представьте: миллионы разнообразных ощущений проходят через наш мозг на протяжении жизни. Разум призван управлять этим процес­сом, расшифровывая все эти бесчисленные нервные импульсы и извле­кая смысл из того, что иначе было бы просто хаотическим потоком света и цвета. Наш разум фильтрует и интерпретирует эти ощущения. Он даже выносит суждения, определяющие, что приемлемо, а что — нет: таким образом, он определяет, что нам положено видеть, а что отвергнуть, что надо принять, а чем пренебречь. Разум решает, какую поступающую информацию допустить в более глубокие области наше­го существа, и как раз этот процесс я и называю «сознательным зрением».

Мой друг Джерри недавно рассказал мне историю, прекрасно иллюс­трирующую этот тезис. В течение нескольких месяцев он проходил курс психотерапевтического лечения, в результате которого ему удалось вы­яснить, что имеющиеся у него трудности в общении связаны с событи­ями, произошедшими с ним в момент рождения или сразу после него.

Здесь и далее под «мозгом» подразумеваются те физиологические функции, которые выполняет мозг, а под «разумом» —те его функции, из которых слагается наш жизненный опыт, в том числе — наше личное восприятие жизни, наши жизненные ценности, воспо­минания, мысли и т. п.

15

Сознательное зрение

в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Точно так же, когда свет попадает на заднюю стенку фотоаппарата, изображение фиксируется на пленку. Однако анатомия зрения не сводится к этому. Чтобы понять процесс сознательного визу­ального восприятия, необходимо исследовать и то, как человек, чтобы видеть, одновременно использует и глаза, и мозг, а для этого недоста­точно простой аналогии с фотоаппаратом. Занимаясь изучением ана­томии человеческого зрения, мы быстро обнаружим, что свет, прони­кая в глаза, способствует возникновению целого ряда явлений и процес­сов в нашем сознании, естественно, влияя на нашу жизнь в целом. Более того: хорошо видеть — не значит просто иметь острое зрение. Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собствен­ную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром. Генетика, наше детские воспоминания, наше по­ведение — все вносит вклад в то, как мы используем свои глаза и что при этом видим. Удивительнее всего, что, углубившись в изучение ана­томии зрения, вы обнаружите, что способны не только улучшить свое зрение, но и расширить возможности своего восприятия окружающего мира, а значит — повлиять на тот выбор, который вы делаете ежеднев­но и ежечасно, и даже изменить свою манеру общения с окружающими.

Теперь на минутку вернемся к аналогии с фотоаппаратом. Вы напра­вили объектив аппарата на тот объект, который вы хотите снять. Вы нажали на кнопку: в аппарат попадает свет, который отпечатывает на пленке снимаемый объект. Как только это произошло, вы уже не може­те влиять на тот образ, который на ней запечатлелся. То, что вы зафик­сировали на пленке, можно изменить только с помощью компьютера или ретуширования, но этот процесс, каким бы высокохудожествен­ным он ни был, — всего лишь ряд механических действий. Чем же отличается от фотографирования человеческое зрение?

Миллионы ощущений и нервных импульсов посылаются от ваших глаз в ваш мозг. Таким образом происходят сложные взаимодействия

14

Анатомия зрения

между мозгом и сознанием , в результате чего в сознании появляются образы, которые вы опознаёте как свой дом, свою машину, озеро, на берегу которого вы отдыхали прошлым летом, лицо матери, словом — то, что вы видели когда-то или видите сейчас. Свет, приняв форму этих узнаваемых образов, предстает своеобразным стимулятором для ваших воспоминаний о событиях прошлого. В этом смысле зрение выступает как пассивное восприятие, и ничего больше.

Особо подчеркнем, что практически все, что мы видим, — это то, что мы научились видеть. Ведь мы приходим в жизнь, не имея представ­ления о том, как добывать информацию из света, падающего на сетчат­ку. В младенчестве то, что мы видим, для нас не означает ничего или почти ничего. Стимулированные светом импульсы от сетчатки попада­ют в мозг, но они для малыша —только ощущения, лишенные смысла. По мере взросления и обучения человек начинает интерпретировать эти ощущения, пытается в них разобраться, понять, что они означают.

Представьте: миллионы разнообразных ощущений проходят через наш мозг на протяжении жизни. Разум призван управлять этим процес­сом, расшифровывая все эти бесчисленные нервные импульсы и извле­кая смысл из того, что иначе было бы просто хаотическим потоком света и цвета. Наш разум фильтрует и интерпретирует эти ощущения. Он даже выносит суждения, определяющие, что приемлемо, а что — нет: таким образом, он определяет, что нам положено видеть, а что отвергнуть, что надо принять, а чем пренебречь. Разум решает, какую поступающую информацию допустить в более глубокие области наше­го существа, и как раз этот процесс я и называю «сознательным зрением».

Мой друг Джерри недавно рассказал мне историю, прекрасно иллюс­трирующую этот тезис. В течение нескольких месяцев он проходил курс психотерапевтического лечения, в результате которого ему удалось вы­яснить, что имеющиеся у него трудности в общении связаны с событи­ями, произошедшими с ним в момент рождения или сразу после него.

Здесь и далее под «мозгом» подразумеваются те физиологические функции, которые выполняет мозг, а под «разумом» —те его функции, из которых слагается наш жизненный опыт, в том числе — наше личное восприятие жизни, наши жизненные ценности, воспо­минания, мысли и т. п.

15

Сознательное зрение

Во время родов его мать была подвергнута анестезии и в момент его рождения находилась без сознания. Следующие два дня она оставалась в заторможенном состоянии, так что новорожденный не имел непос­редственного контакта с ней. В эти дни он был в больничных яслях, где его кормили из бутылочки и редко брали на руки. Мать смогла прижать его к груди только через три дня после его рождения. Джерри шутя замечал по этому поводу, что, вероятно, он чувствовал особую связь с флуоресцентными лампами под потолком.

В ходе дальнейшего проникновения в загадки человеческих контак­тов Джерри обнаружил, что людям, лишенным в детстве контактов с матерью, свойствен особый тип поведения, который зачастую может проявляться и во взрослом состоянии. Узнав все это, Джерри начал лучше понимать, почему близкие ему люди часто укоряли его в «отчуж­денности и отстраненности». Отметим, что Джерри обладал очень неза­висимым характером; кроме того, он был дальнозорким. С помощью психотерапевта он научился доверять своему настоящему и избавился от рамок, ограничивавших его поведение.

Однажды Джерри заглянул к своему приятелю, у которого много раз бывал и прежде. Войдя, он обратил внимание на большую фотографию в рамке, висевшую прямо напротив двери. Сюжет фотопортрета заста­вил его остановиться. Это была фотография его друга, державшего на руках свою новорожденную дочку. Они были запечатлены в момент установления зрительного контакта, который устанавливается между новорожденными и их родителями. Для Джерри это стало подлинным моментом истины. Он попросил позволения поближе рассмотреть снимок.