Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 23 из 55)

Я страстно любила своего будущего мужа. Я чувствовала, как он ко мне привязан, и не боялась, что он меня оставит. Мое зрение прояснялось. Мой растущий живот позволил подняться на поверхность многим глубинным чувствам. Я родила сына. Я всем своим существом любила этого ребенка. Я не была подготовлена к тому, что былые переживания появятся во мне вновь. Джорджио был прелестным ребенком. Его длинные вьющиеся волосы и яркие глаза заставили меня взглянуть на жизнь более глубоко. Первый случай, начавший менять мое восприятие, произошел как-то утром на кухне. Джорджио было около пятнадцати месяцев. У кухни был кафельный пол. Я дотянулась до верхней полки буфета, чтобы достать стеклянную бутылочку с соком. Когда я возвращалась к столу, бутылка упала на кафельный пол и рассыпалась на миллионы маленьких осколков. Несмотря на то, что Джор­джио был на безопасном расстоянии, мои чувства и эмоции автоматически пришли в состояние паники. Раздавшийся звук взрыва был громче и мощ­нее, чем просто от разбивающегося стекла. Я закричала, я хотела защитить своего маленького сына. Я впала в панику. Я перевернула все вверх дном. Мое тело и ум реагировали на это, хотя ни одно стеклышко не коснулось Джорджио. Мой муж Фредерико схватил сына в охапку и унес. Но еще в течение минуты или двух я продолжала вести себя как безумная,

Этот случай показал мне, что внутри меня скрыто много эмоций и чувств. Моя реакция была неадекватна моим действиям, она вышла за их пределы. И ведь я смотрела через свои глаза, испытывая подобные эмоции. Мне нужно было проанализировать свое зрительное восприятие. Мое зрение было несовершенным. Неужели я слишком много думала, и это удерживало меня от чувствования? Мешало ли мое «думание» умению в полной мере видеть? Может быть, недостаток удовольствия, получаемого от жизни, и творческого самовыражения были заблокированы этим механизмом, направленным на

110

Биография человека: история «смотреть» и «видеть»

выживание? Может ли мое тело когда-нибудь испытать более полное сек­суальное переживание? Влияет ли былое увлечение сильнодействующими лекарствами на мою способность вытаскивать на поверхность свои чувства? Я знала, что мой нежный муж стал для меня катализатором, который помог мне открыть в себе неведомую раньше силу. Что произойдет, если я овла­дею той силой, которая вопила из самой глубины моей существа? Я гадала: может быть, это — скрытая форма страсти?»

Начав носить все более слабые линзы, Джулиана добилась более точно­го зрения, что позволило ей стать менее реактивной и более отзывчи­вой. Этот процесс шел постепенно, и в нем играли важную роль ее сын и муж, их любовь и поддержка. Когда Джорджио было три года, Джу­лиана надела свои первые терапевтические линзы, которые должны были помочь ей преодолеть астигматизм. Устройство линз помогло ей бросить свет на те части ее самой, которые были искажены из-за астиг­матизма: на то, как она отвергала собственные глубокие сексуальные ощущения, на кипучий гнев, ждавший момента, чтобы вырваться нару­жу, на ее страстное, словно бы приплясывающее тело, ожидавшее воз­можности проявить себя. Когда она носила эти очки, ее восприятие внешнего мира была неясным. Джулиана должна была пользоваться сетчаточным зрением. Вот что помогло выйти на поверхность подав­ленным чувствам и эмоциям. Линзы изменили свет, падавший на пери­ферию ее глаз, и волокна сетчатки передавали свое послание этим рас­плывчатым, скрытым чувствам и воспоминаниям, все еще несшим для нее заряд страха, гнева и смущения. Этот измененный свет помог ей обратиться к собственному сознанию, позволив более внимательно от­нестись к мучительному прошлому, с тем чтобы исцелиться от бремени тяжелых эмоций и чтобы оно смогло в конце концов исчезнуть. Ее поле зрения расширилось, позволив ей проникнуть за тлевшие в сознании ограничения, связанные с ее генетикой и с ее прошлым. Этот новый путь зрения заставил ее осознавать те составляющие себя самой, кото­рых она не видела прежде.

Методика использования терапевтических линз для осознания по­давленных областей нашего Я нашла отражение в работе Фредерика Шиффера. Он назвал свой подход «двойной терапией мозга». Вместо линз Шиффер придумал специальные очки, закрывающие ту или иную

111

Сознательное зрение

область зрения. Когда пациент надевает это приспособление, свет сти­мулирует определенную зону сетчатки одного или обоих глаз. Свет активирует одно из полушарий мозга. Шиффер пишет: «Цель двойной мозговой терапии — уход за разумом, населяющим более проблемное полушарие, просвещение этого разума. Пораженная сторона часто по­добна человеку, получившему травму. Травма может продолжать скры­то присутствовать, потому что поврежденное полушарие не может ее заметить и принять меры по ее лечению».

Эмоциональное Я

Джулиана продолжает свою историю. Мы увидим, как терапевтические линзы могут повлиять на сознательное восприятие: это поистине пора­зительная картина.

«Мои новые очки были потрясающими. Раньше я не знала, каким глазом смотрю. Надев эти очки, я почувствовала, что вся энергия направляется в правый глаз. Это было странно ощущать, потому что обычно я чувствовала себя человеком, у которого доминирует левый. Каждый день я носила эти очки на несколько минут дольше. Я начала с двадцати минут и дове/та это время до нескольких часов. Когда я дошла до третьего часа, я ощутила, как во мне поднимается волна силы. Это чувство было не похоже ни на что испытанное мною прежде. Из меня исходила энергия. Ощущение было мягким — и одновременно оно было сильнее, чем какое бы то ни было другое знакомое мне чувство. Эта сила позволяла мне быть отзывчивой к жизни, а не вести себя реактивно. Я наблюдала. Я почувствовала эффект своего собственного сознательного присутствия. Я видела больше, чем ког­да-либо в жизни, хотя прежде мне на многое доводилось смотреть.

Вскоре после этого со мной случились еще два «пробуждающих» события-сигнала. Я стала глубоко осознавать свое внутреннее Я. Однажды я наорала на моего любимого мужа Фредерико. Обычно я довольно спокойна. Этот поразивший меня саму гнев был как извержение вулкана. Я вела себя необъяснимо. Я была как маленькая девочка, выплескивающая наружу свои горести. На самом деле во время этого театрального эпизода я обрушива­лась на своего отца. К мужу я в действительности никакой злобы не чувство­вала. Я проецировала злость против отца на Фредерико. Очки активизиро-

112

Биография человека: история «смотреть» и «видеть»

вали эту потаенную частицу меня. В самом разгаре этого гневного представ­ления я остановилась и какое-то время переживала то, что мне открылось. Я выглянула из окна, и мое зрение оказалось совершенно ясным, я все ясно видела через свои терапевтические линзы. [Вы помните, что эти стекла обычно делают предметы довольно расплывчатыми, так что вы легко можете заметить произошедшие с Джулианой изменения.] Я помню это ощущение. Мое тело вибрировало от удовольствия такого эффекта присутствия».

Эмоции подобны бушующему океану. Если вы в маленькой лодчонке, вам нужно двигаться вместе с волнами, пока шторм не кончится. Джу­лиана пережила что-то в этом роде, когда она столкнулась с теми мощ­ными чувствами, которые она обнаружила в себе, когда стала исследо­вать свои отношения с семьей. Это был решающий шаг в ее эмоцио­нальном росте.

Переживания Джулианы иллюстрируют еще одно любопытное яв­ление. Занимаясь развитием в людях сознательного зрения, я обнару­жил, что жизнь каждого человека состоит из двадцатилетних циклов. После двадцати лет текущий возраст нашего сознания соответствует нашему хронологическому возрасту двадцатилетней давности. Иными словами, в двадцать пять ваш текущий возраст сознания будет равен пяти, и вы сможете воскресить в памяти те эмоциональные пережива­ния, которые испытывали в ту пору. В случае Джулианы ее возраст в то время, когда она вспоминала тяжелые эмоции своего детства, соответс­твовал тому, в котором она впервые испытала то, что послужило при­чиной этих эмоций. К примеру, Джорджио родился, когда ей было тридцать пять. Таким образом текущий возраст сознания Джулианы составлял тогда пятнадцать лет. Циклы повторяются. В пятьдесят пять Джулиана в третий раз вернется к себе — пятнадцатилетней.

Почему это так важно? Я предсказываю, что с каждым новым воз­вращением к определенному своему возрасту вы будете лучше осозна­вать то, как событийная составляющая вашей прошлой жизни влияет на ваше нынешнее зрение. Я отмечал это и у своих пациентов, и в своей собственной жизни, — и соответствие было удивительно точным. У Джулианы злость и подростковое непослушание вернулись в тридцать пять. К счастью, она сделала шаг к большей сознательности и не стала следовать реактивному стилю поведения и обвинять других в своих

113

Сознательное зрение

собственных несчастьях. Джулиане суждено было освободиться от сво­ей саморазрушающей личности, ориентированной на выживание. Она освобождала от этого и свою семью, хотя и не понимала этого. Наша личная эволюция по энергетическим каналам передается тем членам нашей семьи, которые открыты к этому. Мы увидим это на примере истории Джулианы, в которой далее говорится вот что:

«Занятия Фредерико требовали большой бумажной работы, и я ему помо­гала. Это дало мне возможность чем-то себя занять. Я так сильно любила этого человека, я хотела его поддержать. Мы могли бы сэкономить деньги, не нанимая помощника. Я никогда не думала, что это мое — работать на компьютере и производить какие-то вычисления. В то же время во мне проснулась страсть к движениям, таким, как танец живота или игра на барабане. Однажды, когда я была в терапевтических линзах, меня посетило видение. Я даже слышала музыку. Как в кино, я увидела себя играющей на африканском барабане в какой-то музыкальной группе. Потом я стала тан­цевать, вращая бедрами. Это видение помогло мне сдуть воображаемую вуаль, застилавшую мне глаза и мешавшую увидеть многие вещи. Моя «де­ятельная» работа на мужа действительно поддерживала мою семью) но не меня. Я отвергала какую-то частицу себя. Я делала это во имя любви и брака. Но как же я сама? Джорджио подрос, стал ходить в детский сад, и у меня освободилось время для самой себя. Я хотела разбудить в себе более глу­бокие творческие способности, запертые в темнице, которую я сама для себя выстроила.