Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 25 из 55)

Восприятие и постигающее око

Неважно, что ты видишь. Ты сам — вот что важно.

Рикардо Рохас

Человеческий глаз в развитии

В главе 1 я противопоставил фотоаппарат человеческому глазу. Глаз сам по себе может рассматриваться как работающий подобно фотоаппара­ту. Я назвал это глазом-фотоаппаратом. За сетчаткой — человек, и он действует исходя из указаний мозга и разума. Я описал эту систему как человеческий глаз.

Я проиллюстрировал модель разума, существующую на уровнях раз­ной глубины. Каждый более глубокий слой разума предназначен для того, чтобы смешивать мысли, вызываемые фовеальным зрением, с элементами зрения периферического. Этот процесс объединения вклю­чает в себя различные компоненты нашего сознания — его «делать» и «быть», — готовя нас к более глубокому взгляду на жизнь. Наука, зани­мающаяся зрением, считает, что интеграция восприятия правым и ле­вым глазом нужна для того, чтобы видеть мир в трех измерениях. Но с точки зрения сознательного зрения эта интеграция — более глубокое явление.

Мой опыт показывает, что мы, человеческие существа, обладаем способностью к так называемому четырехмерному зрению. У шаманов одной из древних тибетских школ этот тип зрения назывался «благо­приятным». Человек способен проникнуть взглядом в невидимые глу­бины физической материи, вещей. Эта способность может принять форму видения волн энергии или окраски света. Достигшие благопри­ятного зрения видят не только то, что на поверхности, но и многое Другое. Благоприятное зрение требует, чтобы ваша способность к наб-

119

Сознательное зрение

людению достигла такого высокого уровня, как у Сары, чьи пережива­ния описаны в главе 1.

Око разума

Сознательное зрение может привести нас к более глубокому восприя­тию окружающего мира. Чтобы проникнуть глубже, необходимо разде­лить функции человеческого глаза на две составляющие. Выходя из глаза-фотоаппарата, свет сначала обрабатывается мозгом. Затем в дело вступает разум, наделяющий световые ощущения смыслом. Я называю эту часть глаза оком разума или духовным оком. Именно здесь сплетают­ся воедино мысли, чувства и эмоции, создавая смысл, которой мы при­даем тому, что видим.

В оке разума у нас формируются впечатления и конструируется воспринимаемая реальность, какой мы ее видим. Многие из нас увере­ны, что та реальность, которую вы видим оком разума, единственно истинна. Я считаю, что восприятие оком разума может быть целиком или частично связано с теми впечатлениями, что связаны с нашей лич­ностью, ориентированной на выживание. Это значит, что воспринима­емое нами с помощью ока разума мы видим обычно сквозь пелену — сквозь фильтры страхов, гнева и других эмоций, которые мы накопили, проходя через состояния, вызванные теми или иными душевными травмами. Когда эти ощущения накрепко запечатлеваются в матрице ока разума, их своего рода компьютерные послания могут, так сказать, перепрограммировать глаз-фотоаппарат. Иными словами, наши глаза, действуя на физическом уровне, передают нам наше прошлое посред­ством соответствующих симптомов и состояний глаз. Кроме того, око разума не освобождает нас от влияния нашего обычного способа взаи­модействия с временем и пространством, с нашими представлениями о них. Когда на ментальном уровне искажается наш взгляд, наше чувство пространства внутри нас и снаружи, это может привести к таким откло­нениям в функции преломления, как астигматизм. Со временем это состояние ока разума скажется на состоянии глаза-фотоаппарата, или физического глаза. Иными словами, то, что начинается на уровне мыс­ли и чувства, может перерасти в проявление физических изменений структуры глаза-фотоаппарата. Мы находимся в рамках времени, когда

120

Восприятие и постигающее око

видим жизнь в понятиях «вчера-сегодня-завтра». Осваивая сознатель­ное зрение, вы сможете использовать информацию, поступающую от глаза-фотоаппарата, чтобы более полно осознавать «программирова­ние», задаваемое вашим оком разума.

Глаз вивенции

Вы можете проникнуть на тот уровень своей души, на котором вы больше заняты «бытием», чем «деланием» чего-то. Это ощущение бы­тия на глубоком душевном уровне называется основанием бытия. Это последнее понятие можно представить как не поддающееся количест­венному описанию квантовое пространство, место, где не от чего отсчи­тывать время. Если вы продвинетесь еще глубже (то есть в подоснову), вы проникнете в то место, где обитает всеобщее сознание как таковое. Над основанием существуют различные душевные уровни, на кото­рых мы имеем дело с мыслями и чувствами, проистекающими из фове-альных и сетчаточных сигналов, приходящих через глаз. Чтобы мысли и чувства смогли полностью слиться в единое целое, вам нужно «быть» со своим собственным сознанием. Глубоко увидеть это означает выйти за пределы обычного понимания и достичь вивенции. Вивенция —мес­то, где вы —не ваша личность, не мысли, не чувства и даже не эмоции. Вивенция — это место, где вы остаетесь наедине со своей истинной природой и действуете с ней заодно. Все маски сорваны. Вы —это ваше аутентичное, изначальное Я.

Избавьтесь от контроля думающего разума, и время исчезнет. Будьте с тем, кого вы любите, и дни

покажутся вам часами.

Видеть глазом вивенции — это значит воспринимать все с позиций чистого сознания. Это — своего рода наблюдательный пункт, где вы оказываетесь наедине с «тем, что есть». Мимолетные впечатления не задевают вас, они — как проплывающие облака. Здесь ваше зрение больше не замутняется восприятиями, связанными с ориентацией на выживание. Вы позволяете им течь сквозь вас. Вы продолжаете созер­цать то, что есть. Поскольку вам достаточно понятно то влияние, кото-Рое может оказать на вас око разума, вы можете проникнуть в вивен-тивное око.

121

Сознательное зрение

Все мы испытывали в своей жизни такие исключительные моменты потери себя — в самозабвенном увлечении, в работе, в любви. Время пролетает незаметно, и наше чувство пространства исчезает. Это — сознательное зрение. В таком состоянии вы способны улавливать раз­ницу между ощущениями, ориентированными на выживание, и уров­нями восприятия, в основе которых лежит чистое сознание, потому что вы начинаете осознавать реальность визуально, уходя из-под власти иллюзорных состояний.

Когда вы видите, находясь под влиянием иллюзии, вы, как тонкой занавеской, заслоняете какими-то вашими нуждами то, на что вы смот­рите, проецируя на это свои потребности. Вы можете видеть только то, что хотите, а не то, что есть! Такое слишком часто происходит между партнерами, когда один видит другого так, как он хочет, не видя того, кем является его партнер на самом деле.

Исследование пространства ока разума

На уровне ока разума ваше зрение опирается на нормальное понимание пространственно-временных отношений. Вы замечаете различную сте­пень ясности объектов и то, насколько они меньше или больше, ближе или дальше от вас. Важно точно использовать то, что вы воспринимаете с помощью глаза-фотоаппарата, в целях обдуманного перепрограмми­рования ока разума. Сознательное зрение требует от вас физического наблюдения за вашим восприятием реальности или иллюзии.

Ознакомившись с материалом этой главы, вы сможете по-новому осознать то, как дыхание и использование ваших глаз для того, чтобы глядеть определенным образом, помогают снятию этих искажений вос­приятия. Вы уже к этому подготовлены упражнениями из четырех пре­дыдущих глав. Предлагаемый метод созерцания включает в себя сле­дующее:

♦ вы получаете попадающий в глаза свет и «программируете» его;

♦ вы знаете, что радужная оболочка вашего глаза несет послания от вашего генетического прошлого;

♦ вы наблюдаете, насколько по-разному вы видите левым и пра­вым глазом;

122

Восприятие и постигающее око

♦ вы знаете, как влияют на ваше восприятие различные линзы, помещаемые перед глазами;

♦ вы практикуетесь в зрении невооруженными глазами и ведете дневник, записывая в него все, что испытываете.

Чем ближе вы подходите к тому, чтобы одинаково воспринимать реаль­ность каждым глазом по отдельности и затем быстро интегрировать эту информацию, тем глубже вы освоите трехмерное восприятие. Все эти упражнения готовят вас к обретению четырехмерного зрения.

Из этой главы вам предстоит узнать, что могут поведать о вашем ориентированном на выживание восприятии такие расстройства глаза-фотоаппарата, как преломительные погрешности при близорукости и дальнозоркости, астигматизме и других глазных недугах. Описание этих расстройств выведет вас на вопросы, которые вы должны будете себе задать, что поможет вам лучше понять свой индивидуальный способ зрения. Это, в свою очередь, снабдит вас опытом и знанием, которые пригодятся вам в вашем путешествии к вивентивному оку.

Глубже вглядеться в себя

Перестаньте читать и, посмотрев в увеличительное зеркало, поймайте собственный взгляд. Вспомните, как вы рассматривали фотографии: здесь вы видите то же самое, только в пропорции один к семи. Так вы сможете сознательно оценить собственные глаза. Они и вправду необы­чайно прекрасны. Их цвет и отметинки на них —визуальное отражение динамизма, пульсирующей энергии. Отражение света от роговицы, окутывающей глаз снаружи, напоминает отражение солнца от атмосфе­ры, окутывающей матушку-Землю. Глядя себе в глаза, представьте, что вы плывете в космосе и видите планеты солнечной системы.

Эта упражнение готовит вас к тому, чтобы расширить собственное ощущение пространства за пределы обычного взгляда на окружающий нас физический мир. То, что вы наблюдаете вокруг себя, —отображе­ние вашей собственной натуры, где записано прошлое, история времен; иными словами, ваше восприятие несет в себе историческое послание, как письмо с записью голоса, и это послание влияет на то, что вы видите в Данный момент. Ваши прошлые впечатления могут маскировать то, что вы видите сейчас.