Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 29 из 55)

Потом он услышал голос: «Это невозможно». И в этот самый момент к нему вернулись текучие, струящиеся образы, подобные фейерверкам, только на сей раз образы были более яркими. Марио чувствовал, что теряет контроль над происходящим. Потом он ощутил что-то вроде сигаретного дыма. Он услышал колокольчики и пение. Ему показалось, что это шаман. С закрытыми глазами он ощущал присутствие духовно­го существа. Он открыл глаза, чтобы проверить правильность своих ощущений, но увидел, что шаман лежит на своем месте. Он вспомнил, как Роза рассказывала, что под действием аяхьяски дух может блуждать за пределами тела, отдельно от тела. Марио удостоверился в том, что это так. Он думал, что шаман рядом с ним, а на самом деле это был его дух, потому что шаман по-прежнему лежал на своем одеяле в нескольких метрах от него. Тут пришли новые волны образов и телесных ощуще­ний. Марио почувствовал позывы к рвоте и мочеиспусканию. Умом он понимал, что это ему только кажется, потому что в эти дни он очень мало ел и пил.

Но его тело чувствовало себя иначе. Это противоречие позволило Марио глубже заглянуть в себя. Он вынудил себя задаться весьма спе­цифическими вопросами: когда мы верим тому, что диктует нам наше око разума? когда мы по-настоящему прислушиваемся к голосу соб­ственного тела? Когда открывается вивентивное око? Какие из этих механизмов реальны? И что здесь — иллюзия? Во время опыта с аяхь-яской Марио научился отличать свое подлинное вивентивное восприя­тие, то, что говорила ему его собственная природа, от тех впечатлений, которые внушало ему око разума, ориентированное на выживание. Его внутреннее восприятие, коренящееся в сознании, велело его глазам видеть ясно. Сознательное зрение стало для него исследованием, побу­дившим его проникнуть в собственный разум и достигнуть реинтег-

138

Восприятие и постигающее око

рации. Это привело к переходу в состояние сознания, соответствующее вибрации на более высоком уровне. Благодаря сознательному зрению вы можете — внутри собственного разума — научиться распознавать, что реально (когда вы становитесь самим собой в этой жизни), а что — лишь воображаемые представления, источником которых является страх или пустые ожидания. Для Марио ощущения страха больше не могли быть заслонены: теперь он не избегал их. Восприятие, свойствен­ное око разума, поднялось на поверхность памяти и ассоциаций. Созна­тельное зрение позволило каждому воспоминанию стать ступенькой на пути к усилению того чувства дружелюбия и силы, которые он испыты­вал, осознавая свою гибкую личность.

Марио лег на спину, вытянулся и погрузился в полный покой и расслабленность. Он открыл глаза. Умное зрение стало метафорой соз­нания. Он понял, что обладать полным видением и ясным зрением означает открыть в себе собственное сознание. Он нашел мост между сознанием и видением. Этот путь зрения был входом в жизнь духовную, ориентированную на душу.

Это переживание показало Марио, что сознательное зрение затраги­вает и генетическую, и личную жизнь, а также личный опыт человека. Сознательное зрение позволяет нам бросить взгляд на то, как мы торим дорогу к выживанию, используя свой мозг. Это значит, что наше вос­приятие приходит к нам по путям, приспособленным для быстрого реагирования. Когда вы существуете в режиме выживания, вы исполь­зуете нервные пути в мозгу для того, чтобы, скажем, побыстрее перемес­тить свое тело, удирая. Например, вы идете по лесу и встречаете медве­дя. В такой момент использование вивентивного ока, говорящего вам, какого славного пушистого мишку вы повстречали, —вряд ли такой уж сознательный путь восприятия. Вам нужно мобилизовать все свои ава­рийные рефлексы и улепетывать как можно быстрее. Для этого у вас в мозгу есть рефлекторные пути, а вивентивное око тут ни при чем. Когда вы видите и живете в режиме выживания, это способствует возникно­вению разобщенного состояния ока разума. Когда это происходит, вы утрачиваете целостность. Мы отождествляем себя с содержанием соб­ственной жизни, опознавая это содержание. В приведенном примере есть необходимость смотреть на медведя, так что он становится содер-

139

Сознательное зрение

жанием. В других связанных с выживанием ситуациях, скажем, когда вы встречаетесь с ненавистным начальником или недовольным партне­ром, вы можете обнаружить, что ведете себя сходным образом; иными словами, вы воспринимаете их как содержание, от которого надо бе­жать — или же встретить лицом к лицу и сражаться. В случаях с боссом или партнером сознательное зрение пригодится вам, чтобы рассмот­реть эти ситуации вивентивным оком.

Марио стало ясно, что в эти минуты он был чем-то большим, чем просто его собственные мысли и идеи. За завесой притворства и страхов находилось другое существо. Внутри Марио обитало что-то вроде вто­рой личности, и она была более подлинной. Марио понял, что можно начать жить в сознательном состоянии. Он решил обращать внимание на то, что действительно видимо, а не на те иллюзии, которые заклады­ваются режимом выживания и страхом.

На рассвете Марио почувствовал, что действие зеленого напитка кончается. Он был здесь, и его сердце было распахнуто. Однако он не мог понять — было ли это реальностью или его все еще работавший в режиме выживания мозг гнал его в уборную? Своим стремящимся к выживанию мозгом он чувстовал настоятельную необходимость идти в туалет, хотя сознание говорило ему, что за прошедшие дни он очень мало съел и выпил. Может быть, это ощущение происходило от страха? Но желание было таким сильным, что он встал с матраса и поспешил в маленькую уборную во дворе. Марио прислушался к урчанию в кишках. Он чувствовал с удовольствием, как значительная часть его самого навсегда покидала его, чтобы исчезнуть в канализации Лимы.

Однако, продолжая сидеть в уборной, он начал испытывать страх. Он представил, что емкость сейчас переполнится, и ее содержимое кос­нется его ягодиц. Он быстро встал и посмотрел в почти пустой сосуд. Он понял: то были галлюцинации, вызванные страхом. Он все еще нахо­дился под действием аяхьяски, и на опыте учился различать реальность и иллюзию. В следующий раз ему уже не нужно будет отвечать на происходящее страхом. Он увидит, что с ним делается, и поймет, что это всего лишь страх. Это переживание показало ему, насколько может быть силен испуг: он создает ложные представления. «Неужели я так

140

Восприятие и постигающее око

живу?» —думал Марио. Уметь отличать реальность от иллюзии —эта пугающая способность могла вызвать внутренний конфликт.

Марио вернулся на свой матрас на траве и посмотрел на Розу. Она улыбалась. Марио показалось, что она уже знает все, что с ним прои­зошло. Потрясающие открытия, к которым приходят благодаря аяхь-яске, не были ей в новинку.

Марио погрузился в Розины глаза — и перенесся в свои универси­тетские штудии, когда он изучал диссертацию Роберта Келлума, пи­савшего:

«Наше Я остается в убеждении, что оно — центр сознания. Возможность поддерживать в себе это осознание и при этом позволить себе испытывать переживания, получать опыт, — это способность сердцевины личности че­ловека, фиксирующейся на некоем центре. В наш фокус среди самых разнообразных вещей попадает точка нашей самоидентификации. Наше Я, освобожденное от различных персонажей своего основного опыта, —это Я способно абстрагироваться от содержания и течь через сменяющие друг друга различные физиологические состояния, воспринимая себя как центр сознания в социуме — «созвездии», в которое включено ваше бытие. Есть что-то, способное к множественной фокусировке, несмотря на фиксацию на центре и исходя из этой фиксации, не вырожденной в расплывчатость, вызванную доминированием ограниченного бытия».

Марио проникал все глубже в глаза Розы. Делая это, он думал: «Я — в центре сознания». Дальше он рассуждал так: «Это — мое сознание, и оно связано с сознанием вокруг меня». В этот момент лицо Розы попало в точный фокус. Марио увидел мельчайшие подробности ее оливковой кожи. Коричневые веснушки ярко сияли в солнечном свете раннего утра. Это шло вразрез с его сорокадевятилетним опытом разглядыва­ния мелких деталей на таком близком расстоянии.

Роза сказала: «Марио, пойми, что шаман — ты сам. Ты создаешь магию своим присутствием. Все мы обладаем шаманскими качествами. Шаманство — у тебя в сердце. Быть сознательным означает осознавать возможности своих ощущений и переживаний. Видеть — значит чув­ствовать посредством глаз, чувствовать невидимую составляющую то-Го> на что ты смотришь».

141

Сознательное зрение Роза продолжала говорить:

«Сознательное зрение — это когда ты живешь своим физическим телом, ощущая роящиеся вокруг возможности, внутри и по ту сторону физической реальности, на которую ты смотришь. Неверно считать, что мы должны развивать в себе сознательность или видение. Мы все в процессе осознания того, что все мы—сознающие существа. Отправляйся домой и научи осталь­ных, что все они обладают потенциалом сознательности. Когда мы осозна­ем, мы видим. Физическая реальность вокруг нас всегда предоставляет нам возможность видеть сознательно. В нас есть нечто, что пробуждается и настраивается в тон тому, что всегда присутствует. Не то чтобы с нами было что-то не так. Нет никаких проблем. Мы просто должны понять, почему в этой реальности мы заглушили в себе способность своего зрения осоз­навать».

Роза погладила его по щеке.

Марио видел сон. Или это была действительность? Джина пришла его навестить. Она смотрела на него с той же улыбкой, какую он видел на ее лице, когда ему было восемь лет. Какое-то время они глядели друг другу в глаза, потом Джина сказала Марио: «Я помню то, что случилось много лет назад. Для меня это не было таким сильным переживанием, как для тебя. Я тебя нежно люблю и хочу, чтобы ты увидел, что тогда это был мой способ выразить любовь. Теперь ты видишь это иначе. Увидь же меня и все, что тебя окружает, таким, каково оно сейчас. Увидь то, что есть».