Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 31 из 55)

Интересно отметить, что когда многие из нас испытывают описан­ную дисгармонию, это часто совпадает с ситуацией, которая заставляет нас заново пережить эмоции, казалось бы, погребенные в далеком прошлом. Скажем, если ваши взаимоотношения с матерью в юности были бурно-скандальными, когда вы станете взрослым, в вашем окру­жении может возникнуть человек, который будет вести себя так, как вела себя ваша мать. Эмоции, которые вы испытываете в ответ, могут быть похожи на те, которые вы так тяжело переживали в юном возрас­те. Теперь у вас появляется возможность, вновь столкнувшись с преж­ней ситуацией и этими чувствами, рассмотреть их с новых позиций.

Пациенты, выбравшие путь сознательного зрения, часто сталкива­ются с событиями такого рода, как бы всплывающими на поверхность жизни. Работа над усовершенствованием своего зрения обычно сопро­вождается открывающейся возможностью добиться ясности и в своей внутренней жизни. Это происходит потому, что, когда вы осваиваете сознательное зрение, вас окутывает более глубокое, универсальное соз­нание, которое намного мудрее и обширнее вашего собственного. Мож­но сказать, что вы получаете помощь в виде событий, которые помога­ют вам усилить осознание вашей истинной природы. В таком состо­янии единения ваше путешествие по жизни приносит вам именно те мысли и послания, которые необходимы вам для обретения ясности и свободы, которых вы заслуживаете.

Когда ваше личное сознание начинает действовать в согласии с соз­нанием универсальным, вы вступаете на уровень нового понимания. Здесь вибрации вашего существа позволяют вам войти в состояние, где вы не являетесь просто вашей индивидуальностью, или точнее — вы представляете собой нечто гораздо большее, чем то, что, по вашему мнению, является вашей индивидуальностью. Теперь вы уже не чувс­твуете себя комфортно в рамках «головной» идеи о том, кто вы есть (ваше мнение). Сара узнала эту сторону видения в пещере (глава 1); Мэтью получил такой опыт, глядя на свечу и проводя время с возлюб­ленной (глава 3); Джулиана для того, чтобы достичь этого вида зрения, использовала сильнодействующие препараты, пока жизнь не показала

146

Быть сознательным: соединение мыслей и чувств

ей, как можно достичь этого и без лекарств, контактных линз или очков (глава 5). Благодаря опыту с аяхьяской Марио научился, «удваивая» свой разум, наблюдать его, быть сознательным и видеть исходя из своей собственной природы (глава 6).

Все глубже понимая собственное сознание, вы обретаете способ­ность строить собственную жизнь, опираясь на мудрость, коренящуюся в вашей истиннейшей природе. Это значит, что вы соединяете вашу природу с тем, что соответствует природе универсальной, вселенской, мировой. Ваше бытие основывается на ваших личных потребностях и одновременно находится в гармонии с чаяниями Земли. Это позволяет вам делаеть выбор на основе своих истинных намерений, то есть вы в буквальном смысле становитесь «творцом собственной жизни».

Конечно, может случиться и противоположное. Когда вы действуете заодно с вашим эго или стараетесь выразить вашу индивидуальность через страх или гнев, вы — «лживый автор», «фальшивый творец», если сослаться на ту же цитату из Рохаса. В этом случае ваше творящее зрение ограничено. Вот почему учителя так часто говорят: «Если снача­ла не получилось, пробуй снова». Или: «Принимай то, что приходит к тебе, как результат некой обратной связи и не воспринимай это как нечто личное». Обратная связь с жизнью показывает вам ваше ложное видение реальности. Чаще всего ложное видение — это форма «слепо­ты», которая охватывает нас, когда мы пытаемся понять себя. При бессознательном зрении вы скорее «фальшивый творец», чем творец подлинный.

Спокойствие

С практической точки зрения сознательное созидание собственной жизни начинается со спокойствия. В предлагаемом упражнении ис­пользуются дыхательные и зрительные техники, призванные успокоить вашу душу, помочь вам расслабиться и перейти в состояние осознава-ния и наблюдения.

Сядьте в удобной позе, поставив перед собой зажженную свечу — прямо на линии взгляда. Для начала просто не напрягаясь посмотрите на свечу, при этом попытавшись сознательно воспринимать собствен­ное дыхание. Дыхание ваше состоит при этом из трех фаз: 1) вначале —

147

Сознательное зрение

вдох, когда вы открываетесь жизни, приглашая универсальное созна­ние войти в вас; 2) следующая фаза — выдох, за которым следует 3) новый вдох, завершающий этот цикл. Выполняя упражнение, делайте выдохи медленнее и свободнее, чем вдохи. Дышите так, и пусть нежела­тельные мысли и чувства покидают вас с каждым выдохом. Научив­шись пребывать без усилий в таком сознательном состоянии, начните делать паузы после каждого выдоха. С каждым разом увеличивайте протяженность паузы. Испытайте удовольствие от ощущения «пусто­ты» в этих паузах. После осознанного выполнения этого упражнения вы достигнете точки спокойствия. На смену вашим мыслям и чувствам придет внутренний покой.

Мысли и чувства

Утихомирьте свои мысли, вдыхая, выдыхая, делая паузу и вдыхая вновь. Начните использовать эти паузы как моменты осознания собственных чувств. Это может стать путем к слиянию ваших чувств и мыслей. Свеча поможет вам провести визуальную связь с этим процессом, поскольку свет стимулирует и сетчатки, и фовеи ваших глаз. Вспомните, что фове-альное зрение связано с мыслями, тогда как сетчаточное —с чувствами. Глядя на свечу, войдите в состояние простого созерцания, наблюде­ния. Пусть ваш успокоенный ум осознает все, что воспринимают ваши глаза. Позвольте выдохам нейтрализовать мыслительную деятельность разума. Вдохи помогут обогатить кислородом кровь, стимулируя в вас способность наблюдать. В паузе отпустите все на волю и разрешите себе чувствовать. Отметьте, влияет ли это спокойствие на то, как вы смотри­те и видите. Вы можете обнаружить, что наблюдаемое вами посредс­твом глаз начинает меняться. В режиме созерцания ваши сетчатки и фовеи целостно воспринимают свет; это может улучшить вашу способ­ность войти в собственные эмоции и испытать все ощущения — ощу­щения, приходящие от всех органов чувств. Эмоции, которые вы испы­тываете в этом состоянии, идут из более глубоких уровней вашего су­щества.

148

Быть сознательным: соединение мыслей и чувств

Присутствие

Выполняйте указанное упражнение по меньшей мере ежедневно в тече­ние шести дней в неделю. Делая так, вы начнете овладевать способ­ностью наблюдать. Вы должны смотреть и видеть целостно. Будьте — и вы научитесь различать мысли и чувства.

Войдите в состояние целостности (интеграции), где вы обретете сли­яние, то есть будете видеть совершенно целостно и ясно. Объединя­ющееся пространство на этом пути слияния выводит вас на следующий уровень бытия — к присутствию. Здесь, в состоянии присутствия, вы больше не делаете различия между тем, что есть вы и что не есть вы. Нет уверенности, что такое присутствие будет длиться больше нескольких секунд, минут или часов. Сравнивая это со зрением, быть присутствую­щим — значит испытать вспышку ясности, когда вы смотрите невоору­женными глазами, без очков. Вы не обращаете ни на что особого вни­мания, но вдруг видимый вам мир оказывается в фокусе, настолько четком, будто вы надели очки. Потом эта ясность исчезает так же быс­тро, как появилась.

Поскольку я обладаю достаточно острым зрением для того, чтобы смотреть на дальнее расстояние, лично мой опыт присутствия может быть выражен другим образом. У меня присутствие выражается в проб­леске понимания. Иными словами, мне открывается некая идея или послание: кажется, будто они — у меня в голове. Пока я нахожусь в состоянии присутствия, это понимание живет; но если я начинаю слиш­ком много думать, оно уходит.

Недостаточное присутствие объясняется особым механизмом, свя­занным с доступностью той части разума, где обитают эмоции. Когда эмоция не находит разрешения (как в тех историях, которые были описаны в предыдущих главах), разум удерживает ее как состояние «травмированности» или относит к эмоциям, не нашедшим выхода. Мой собственный опыт показывает, что когда я достигаю присутствия, я вступаю в состояние «слиянного пространства» через свои глаза. В результате такого присутствия мои «смотреть» и «видеть» сливаются. Имейте в виду, что это пространство таит в себе бесконечные глубины, безграничное ощущение бытия. Я все дальше погружаюсь в простран­ство, которое одновременно — видимое и невидимое. Затем те эмоции,

149

Сознательное зрение

которые мне нужно испытать, являются мне. Это напоминает мне о том, что я связан с миром. Чем глубже я позволяю себе чувствовать и любить (точнее —быть любовью как таковой), тем больше я осознаю страх близости.

Происходит вот что: ваши жизненные обстоятельства, ваши муки и страдания, состояние ваших глаз — все это вносит свой вклад в тот сложный новый способ, которым вы теперь должны взглянуть на свое прошлое. Присутствовать — это способ перестроить ваши «смотреть» и «видеть» в их целостности. Потом вам откроется в вашем прошлом то, что необходимо завершить, усовершенствовать.

Присутствие открывает для вас пространство, в котором вы можете понять, какие «маневры» вы должны совершить внутри себя и как достичь нового взгляда на ту или иную ситуацию из прошлого. При этом вы управляете тем, что видите в настоящий момент, благодаря «пребыванию в сознательном состоянии». Когда вы присутствуете, вы обладаете точным восприятием и сознательно видите решение, которое не является простой реакцией, корни которой — в вашей давней трав­ме. Это не значит, что чувства из прошлого ушли или что вы от них совсем избавились. Напротив: вы изменили свое восприятие, научив­шись присутствовать — со своими мыслями, чувствами и состоянием целостности.

История Франсины касается именно таких переживаний. Вот как она описывает прорыв, который совершила: