170
Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка
ние у меня само собой значительно улучшилось. Когда я вернулась домой, измерения показали, что мой правый глаз -4.50, а левый -1.50. Я заметила, что с такими линзами могу больше времени использовать свой правый глаз. Я почувствовала себя более целостной».
Описание, которое дает Натали, затрагивает два аспекта зрения, и тут мы должны вспомнить предыдущие главы. Один путь количественной оценки состояния глаза — диоптрии. Другой — тот уровень зрения, который ощущает пациент. Вспомните, что эти два показания не обязательно коррелируют. Иными словами, зрение человека может улучшаться, даже если диоптрии остаются теми же. Или же диоптрии могут меняться к лучшему параллельно соответствующему улучшению зрения.
Главное тут — то, что зрение связано с восприятием, присущим разуму. Диоптрии же имеют отношение лишь к структуре глаза как такового. И хотя логика говорит нам, что между этими двумя аспектами должна быть жесткая взаимосвязь, это определенно не так.
Важный урок, который можно извлечь из рассказа Натали, —в том, что ее зрение неожиданно улучшилось после того, как она стала заниматься медитативными упражнениями, связанными с релаксацией ума. У нее не просто улучшилось зрение: когда она попросила врача проверить ее глаза, оказалось, что и диоптрии уменьшились. Такое снижение происходит не всегда, но это — обычно для тех, кто применяет систему совершенствования зрения, которую я описываю в этой книге. Мне нравится приводить историю Натали, потому что она доказывает, что это возможно.
Обратимся к тому, как Натали видела правым глазом и как это отражалось на ее поведении. Ее восприятие мира правым глазом было ограниченным. Может быть, это привело к чрезмерному развитию в ней эмоциональной стороны? Не унаследовала ли она близорукость от родителей? Может быть, ее братья и сестры тоже были близорукими? Могут ли отметинки на радужной оболочке дать нам ключ к ее чрезмерно рациональному поведению в жизни? И влияло ли такое поведение на ее восприятие мужчин? Продолжение рассказа Натали даст нам ответы На эти вопросы.
171
Сознательное зрение
Наследственная миопия
Большинство профессиональных окулистов приписало бы близорукость Натали генетическим факторам. Но в ее случае это было не так. У обоих ее родителей было хорошее зрение. Но что особенно удивительно, так это то, что у нее был брат-близнец Рольф, который надел свои первые очки в шесть лет. В дальнейшем его близорукость дошла до -2.00 и -6.00 в правом и левом глазах соответственно. Как и у Натали, правый глаз у него был более близоруким. Как вы думаете, какую профессию выбрал для себя Рольф? Напоминаю, что близорукость дает прекрасную возможность рассматривать детали, анализировать факты и мыслить рационально. Она позволяет вам как бы все время находиться внутри собственной головы и обдумывать мельчайшие подробности логически и организованно. Рольф стал адвокатом. Натали продолжает свой рассказ:
«После поездки в Тибет я стала задумываться над тем, откуда взялась моя близорукость. Учитель, занимавшийся зрением, призывал меня найти ответ на этот вопрос. Релаксационные упражнения для глаз стали моим ежедневным ритуалом. Я перестала носить контактные линзы и больше никогда ими не пользовалась. Прогулки по знакомым местам научили меня использовать расплывчатость как путь к открытию частиц моего дремлющего Я».
Натали смогла больше припомнить о своей жизни в прошлом, после того как были подвергнуты интерпретации ее радужные оболочки. Вы можете видеть их на илл. 11. Правый глаз отмечен буквой К, левый — буквой Ь. Я не собираюсь учить вас читать радужку. Эта фотография включена в книгу, чтобы проиллюстрировать, сколько информации о генетической истории человека можно получить, исследуя его глаза. Кроме того, радужная оболочка — инструмент для того, чтобы открыться сознанию. Натали смогла вспомнить многое из того, что ей пришлось пережить; она сумела обратить внимание на те факторы, которые в разном возрасте оказывали сильное влияние на ее существо. Затем Натали смогла позволить провести себя в зоны ограничений, где могли формироваться новые впечатления. Это, в свою очередь, способствовало более долговременным изменениям, сказавшимся на ее способе зрения. Позднее эти изменения выразились в дальнейшем снижении
172
Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка
диоптрий, а также в существенно улучшившейся остроте зрения. Сориентируйтесь, идентифицируя на своей радужке узоры, отображающие мысли, чувства и эмоции. Черные стрелки указывают на соответствующие отметинки.
Во время сеанса я ввел Натали в ее собственный разум посредством следующего диалога. Комментарии в скобках и буквенные обозначения помогут вам узнать, где чья реплика, и понять информацию, даваемую изображениями радужной оболочки.
«РК: Натали, похоже, что ваша мать оказывала на вас огромное влияние в течение первых семи лет вашей жизни. [Коричневая окраска «думания» залегает между зонами рождения и семилетнего возраста, как некое лекало] Можно предположить, что мать ваша строго оценивала мысли и споры и была человеком, контролирующим все, что происходило на умственном уровне?
Н.: Это вы что, по радужке можете определить? Да, мать моя была очень важной фигурой. Она управляла моей жизнью. [Мыслительные узоры имеют тенденцию к направленности на выживание. У Натали вокруг зрачка — оранжевая окраска, охраняющая ее самовыражение]
РК: Можете ли вы поймать себя на том, что сдерживаете самовыражение?
Н.: Я вынуждена была научиться держать себя взаперти, в определенных эмках. Я чувствую себя как в тюрьме под контролем материнской модели 1зни, направленной на выживание.
РК: Можете ли вы сказать, что мать оказывала на ваше детство более сильное влияние, чем отец?
Н.: На самом деле моего отца часто не бывало дома. [Узоры и отметинки левого глаза кажутся более выраженными. В этом случае сознание, идущее с материнской стороны семьи, было более необходимо для того, чтобы заложить основы личности в пору между рождением и семилетием Натали]
РК: Представьте на минутку, что вам нужно было научиться от своей матери определенным вещам. Пусть она присутствует сейчас рядом с вами. [Я начинаю помогать ей заново выстроить восприятие. Сможет ли Натали глубже проникнуть в свои чувства и эмоции, чтобы вспомнить что-то и сделать открытия? Ее эмоции сосредоточены в основном на границе зон
173
Сознательное зрение
мышления, как показывает ее радужная оболочка. Это значит, что она, скорее всего, использовала мысли для того, чтобы защитить свои эмоции. Если ей немного помочь, Натали сможет выразить свои чувства и глубинные эмоции. Так она сумеет начать освобождаться от ограничений.]
Может быть, ваша потребность быть ближе к матери способна объяснить, почему ваш правый глаз видит настолько хуже левого? [Я жду, пока Натали обдумывает этот тезис. Она кивает] Представьте на минутку, что вам нужны были черты вашей матери, чтобы показать вам, как хорошо выглядеть в глазах других и себя самой и ощущать себя человеком, стоящим чего-то. Возможно ли это? [Я жду ответа или даже, может быть, хоть какой-то реакции]
Н.: Нет, никогда, моя мать мне никогда не могла бы ничего такого показать. [Я даю ей почувствовать ее реакцию, побыть с этой реакцией. Какое-то время мы говорим с ней об ее восприятии. Я подчеркиваю, что ее реакция — часть ее личности, ориентированной на выживание. С одной стороны она испытывает более сильное родительское влияние, в случае с Натали — материнское, и она может иметь тенденцию к подавлению другой (недоминирующей) стороны до тех пор, пока не войдет в возрастную последовательность «рождение — семилетний возраст» во втором (от двадцати до двадцати семи) или в третьем (сорок — сорок семь лет) цикле сознания. Зона, отмеченная буквой А, указывает на открытую эмоцию, существующую внутри аспекта личности, известного как самооценка. Теперь посмотрите: на обращенной к зрачку стороне лепестковидной фигуры есть оранжевый склон — мыслительная составляющая. На внешней части радужной оболочки тоже наблюдается оранжевое окрашивание.]
РК: Не находите ли вы, что используете свои мысли, чтобы защитить себя от переживания эмоций?
Н.: Так я и делаю.
РК: Доверяете ли вы себе?
Н.: Не всегда. [Посмотрите на зону В — область радужки, связанную с доверием.]
РК: Легко ли вам устанавливать контакт с людьми?
Н.: Это для меня очень трудно. [Посмотрите на область С — зону контактов]
174
Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка
РК: Легко ли вы впадаете в обиду и гнев?
Н. [смеется, немного нервно): Похоже, вы меня насквозь видите. Неужели это все можно сказать по радужке? [Я киваю: да. Посмотрите на С и ниже. Вид радужной оболочки в зонах В и С показывает, что эмоции есть, но мысли Натали защищают ее от того, чтобы их чувствовать.]»
Приняв в себя этот опыт, Натали рассказала больше:
«Я словно вернулась в детаво. Мне кажется, что мой брат важнее для моих родителей, чем я. Я никогда не чувствую себя номером первым. Родители меня не понимают. Совершая поступки, я испытываю давление. Я могу сказать, что в эту пору детства у меня было тяжелое время. Я не очень-то много помню из того, что происходило до моих двенадцати лет. Я надеваю свои первые очки.