Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 39 из 55)

После сеанса обведите невооруженными глазами комнату или ланд­шафт. Что вы при этом чувствуете? Цвета могут казаться ярче. Конту­ры — четче. Теперь посмотрите на глазную таблицу: изменилось ли ваше зрение? Обратите внимание на то, насколько ваше зрение, обра­щенное к миру природы, отличается от зрения при распознавании букв. Воссоздайте в себе чувство расширения фокуса: стали ли при этом буквы четче?

184

Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка

Моя цель не довольствоваться своим уже высказанным

мнением по какому бы то ни было вопросу,

но следовать истине, какой она мне представляется

в тот или иной момент.

Махатма Ганди

Дальнозоркое восприятие

Сделав описанные упражнения частью своей повседневной жизни, по­думайте над тем, как работает дальнозоркое сознание. Дальнозоркость означает здесь выход за границы собственной головы, когда удается увидеть нечто лежащее за пределами того места, где вы находитесь. Представьте себе свои мысли как находящиеся внутри головы. Продол­жительное размышление кристаллизует их. Теперь выйдите за их пре­делы, посмотрев своими глазами на то, что лежит там, по ту сторону. Таким образом вы расширите ощущение собственного Я. Вы начнете понимать, что мир, лежащий за пределами ваших глаз, —это часть вас. Чувствуйте, а не думайте о том, на что вы смотрите. Попробуйте стать частью того, на что вы смотрите, поупражняйтесь в этом. Представьте себе, что между вами и миром, который вы видите, нет никакого разде­ления, никакой границы, что на самом деле вы с ним — одно.

Упражнения по расширению поля зрения

Натали делала упражнения, при которых каждый ее глаз видел картин­ку, подобную тем, что изображены на илл. 12 и 13. Сводя или разводя глаза, она могла создавать образ третьей картинки. Это напоминает компьютерный Волшебный Глаз — игру, сравнительно недавно весьма популярную: сначала вы видите только абстрактный узор, скажем, не­большие цветные квадратики или точечки. Но, глядя на картинку, вдруг начинаете видеть портрет какой-нибудь знаменитости или, допустим, слово «любить» или «видеть». Вы никак не можете толком понять, почему вдруг начинаете видеть это — именно в это мгновение, а не в следующее: вы можете только предположить, что это как-то связано с чем-то внутри вас самих, на чем вы фокусируетесь.

185

Сознательное зрение

Упражнение, которое я сейчас опишу, работает отчасти как эти кар­тинки из Волшебного Глаза, только тут вы будете делать все более сбалансированно и целостно, и это упражнение скорее наделит вас большей силой, чем озадачит.

При близорукости разведение глаз будет первой ступенькой к обре­тению мастерства. Посмотрите за две картинки на илл. 12. Выберите точку на далеком расстоянии — скажем, в ста метрах от вас или еще дальше. Медленно вдвигайте фотографию на линию взгляда. Сосредо­точьте все внимание на удаленной точке. На какое-то время вам пока­жется, что две картинки в вашем поле зрения плывут. Вы можете уви­деть четыре таблицы, при этом средние две будут перекрываться. Ваша цель — увидеть третью картинку прямо посередине между двумя фо­тографиями. Эта картинка может казаться чуть больше и обладать большей глубиной. Это особенно относится к изображению узкой улоч­ки. Детали здания и знакомая глазная таблица (только на сей раз она — в небе) могут видеться на разной глубине. Улица может казаться длин­ной и имеющей глубину. На таблице в идеальном случае будут присут­ствовать все буквы. Здания будут казаться ближе, чем небо. Позвольте себе расслабиться и провести три-четыре минуты за созерцанием полу­ченной картинки. Затем закройте глаза ладонями и передохните.

Запишите свои впечатления. Расскажите о них другу. Если это воз­можно, пусть он делает эти упражнения и читает эту книгу вместе с вами. Обратите внимание: ваше зрение кажется другим. Способны ли вы теперь сознательно увидеть и то, что вне вас, и то, что внутри? Спустя какое-то время проделайте то же упражнение, но стоя. Как влияет эта поза на расширение вашего фокуса?

Натали и ее братец стали близорукими, живя в родительском окру­жении. Возможно, свой вклад в их миопию внес недостаток чувств в семье. Рольф, нося очки, был необычайно счастлив. Он не разделял интерес Натали к сознательному зрению. Он продолжал носить свои полностью компенсирующие очки и получал удовольствие от своей работы и модели восприятия. Натали, со своей стороны, вскоре осозна­ла, что ее терапевтические линзы, ослабленные и иные, стали для нее пропуском в мир свободы от собственных мыслей. Чем больше она

186

г

Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка

погружалась в свои чувства, тем богаче становилась ее жизнь. Это не всегда было легко. Тем не менее сознательное зрение дало ей такой богатый опыт, что она продолжает его практиковать и по сей день.

Близорукость и дети

У Натали была дочь Кристел. В трехлетнем возрасте Кристел поставили диагноз «близорукость». Сначала в ее глазах не намерили никаких диоп­трий. Это означало, что даже при ослабленном зрении, отражавшем состояние ока разума, глаз-фотоаппарат не показывал никаких измене­ний в диоптриях, которые могли быть зафиксированы приборами. Если она смотрела телевизор, то придвинувшись к нему очень близко; как и мать, она любила книги. Натали обратила внимание, что дочка держит книжки с картинками очень близко к глазам. Поэтому, с по­мощью сочувственно настроенного врача, она стала включать принци­пы сознательного зрения в повседневную жизнь Кристел. Натали вспоминает:

«Глазной врач был замечательный. Он сообщил нам, что не собирается прописывать Кристел очки, пока у нее не проявится функциональная бли­зорукость. Он любезно объяснил нам, что это означает: она ведет себя, как близорукая, хотя на структуре ее глаз это не сказывается. Он сказал, что структурные изменения появятся позже. Врач рекомендовал мне работать с Кристел дома. Мы начали с гигиены зрения, идея которой напоминает гигиену зубов в том смысле, чтот вы каждый день уделяете какое-то время тому, чтобы позаботиться о своих глазах. Я устроила для Кристел на диване специальное место для чтения и не пожалела подушек, чтобы подпереть ей спину. Кристел научилась сидеть прямо. Над диваном я повесила стоват­тную лампу, так что книга была словно солнцем освещена. Рядом с диваном мы поставили электронные часы с таймером. Кристел разрешалось читать по двадцать минут. Когда они истекали, таймер жужжал, Кристел отклады­вала книгу и закрывала глаза ладонями на двенадцать вдохов-выдохов. Это занимало около минуты. Она повторяла ту же последовательность дейс­твий, проводя время за видеоиграми, просмотром фильмов или пластмас-

187

Сознательное зрение

совыми головоломками. Раз в день она подходила к глазной таблице с изображениями животных, которую я для нее сделала. Я убеждалась в том, что Кристел может увидеть мельчайших животных, и каждые несколько недель я печатала на принтере новую таблицу».

Кристел повезло: поскольку ее зрение составляет примерно 80% от нормы, ей не нужно носить очки. В столь юном возрасте ее требования видеть отчетливо минимальны. Глазной врач, наблюдающий ее, и бди­тельная мать — вот два человека, присутствие которых в ее жизни благотворно.

Как и взрослые, близорукие дети могут носить более слабые линзы. При этом самое главное для них —правильно сформировать свои зри­тельные привычки. Их глазам нужны частые перерывы. Надо, чтобы их глаза отдыхали, глядя вдаль; детям необходимо играть на воздухе и делать побольше физических упражнений. Солнце и свежий воздух для них полезнее всего.

Роберт Келлум говорит: «Эпидемия миопии так распространилась в конце XX века из-за развития «ядерной» модели жизни семьи. Каждая семья стала суверенной, стала жить сама по себе. Это — фовеальный взгляд на мир, при котором не обращают внимания на периферию». Решение может состоять в том, чтобы перестроить свое восприятие, «ощутив себя частью большего сообщества». Так, в маленьком городке, где я живу, все делятся друг с другом садовым инвентарем и другими инструментами. Вместо того чтобы каждому приобрести собственную газонокосилку, вся наша улица пользуется одной.

Было бы прекрасно, если бы нашу систему образования удалось перестроить так, чтобы она поощряла в детях более дальнозоркую мо­дель поведения. Только представьте, если бы близорукие дети могли обучаться не в школах, а на свежем воздухе, и учителя поощряли бы их смотреть вдаль. Возможно, распространение близорукости пошло бы на убыль, если бы на занятиях, требующих мышления и интеллектуаль­ного понимания, делался меньший акцент. Эпидемия близорукости ослабнет, если мы не будем торопиться научить детей читать.

Большинство случаев детской близорукости говорят о том, что их родителям самим следует заняться сознательным зрением. Дети насле­дуют наши недостатки. Взрослые должны сделать выбор: обращать на

188

Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка

свои глаза внимание и видеть сознательно — или же удовлетвориться расплывчатостью и забывчивостью и видеть машинально. Что касается моих детей, то я благодарен им за то, что они указывают мне путь к сознательному зрению, ибо их влияние помогло мне заглянуть за пре­делы привычного.

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Большинство окулистов считает причиной дальнозоркости сжатое глазное яблоко. В таком глазу лучи света фокусируются на точке, нахо­дящейся как бы за сетчаткой, что вызывает искажения зрения. Хотя дальнозоркий человек может хорошо видеть отдаленные предметы, он неспособен сфокусироваться на объектах близких. Есть разновидность дальнозоркости, которая может считаться нормальным проявлением эволюционного развития. Скеффингтон, родоначальник поведенчес­кой оптометрии, утверждал, что немного дальнозоркости — это даже хорошо, потому что она служит «поглотителем шока» во время невзгод. С его точки зрения, если мы чрезмерно фокусируемся на том, что находится прямо перед нами, малая толика дальнозоркости поможет нам не впасть в близорукость.