Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 42 из 55)

Для дальнозоркого человека освобождение от гнева визуальным пу­тем состоит в том, чтобы заставить себя посмотреть вовне. Это делается отчасти для того, чтобы избавиться от дискомфортного чувства тесно­ты. Еще один процесс — поиск ясного взгляда в будущее. Есть также возможность найти ответ на вопрос о том, что несет с собой универ­сальное сознание.

Дальнозоркий ищет ответы. Лекарство от дальнозоркости взгляда состоит, в частности, в том, чтобы перефокусировать взгляд, направив его внутрь, в настоящее. Этой перефокусировке может помочь центри­рование (сосредоточение) на внутреннем, использующее принципы скрещения глаз. Сведение глаз внутрь заставляет более активно рабо­тать ресничные мышцы, придавая им больше силы и увеличивая спо­собность человека к фокусировке. Это особенно касается вас, если вы испытываете дальнозоркость ближе к сорока годам, когда вы начинаете замечать ухудшение способности фокусироваться. Кроме того, если вам уже далеко за сорок и вы стали замечать, что мелкая печать кажется вам нечеткой, скрещивание глаз будет для вас правильным решением, поз­воляющим фокусироваться на Я. Скрещивая глаза, вы сможете увели­чить свою способность фокусироваться.

200

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Центрирование

Вы должны упражняться в глубокой фокусировке на Я. Вот что выстра­ивает энергетически сильную связь с эмоциями. Когда дальнозоркий эмоциональный человек смотрит внутрь, он выходит один на один с не нашедшей разрешения эмоцией. Освобождение Я от незрелых моделей поведения, связанных с чувством обиды, позволяет ему провести пере­фокусировку, посмотрев внутрь и открыв в себе собственную истинную природу. Процесс «настройки» и уравновешивания такого взгляда на внешний мир называется «состоянием центрированности (сосредото­ченности, концентрации)». Если вы дальнозорки, упражнения по цент­рированию или скрещению глаз могут показаться вам трудными. Вы можете сопротивляться тем сильным ощущениям, которые они вызы­вают в глазах. Поначалу внутренняя прямая глазная мышца может болеть, поскольку в этих упражнениях используются движения, при которых вы скашиваете глаза внутрь и каждый раз оставляете их в таком положении на пять секунд. Но имейте в виду: с вашими глазами ничего не случится, если вы будете скашивать их внутрь! Все опасения на этот счет просто старые басни.

Чтобы сконцентрироваться, скрестите глаза. Это потребует от вас проникновения в ту зону мозга, откуда передаются инструкции каждой глазной мышце. Для скрещения глаз требуется особая точность. Каж­дый глаз должен быть точно ориентирован, с тем чтобы обе фовеи получали один и тот же сигнал, несмотря на то, что «наблюдательные пункты» слегка отстоят друг от друга.

Центрирование подводит вас к зрению высокого уровня, зрению двумя глазами, при котором развивается глубокое, трехмерное воспри­ятие. Сознательное зрение предполагает способность поддерживать та­кую глубину восприятия ежедневно в течение долгого времени. В этой глубине вы найдете ответы на жизненные проблемы и вызовы, число которых все время растет.

Майкл понял, что практика, при которой он смотрел на собственный нос, — это отличная тренировка для того, чтобы уметь более четко фокусироваться на буквах и мелких предметах. Он начал с того, что пытался увидеть обе стороны своего носа одновременно. Сначала он мог увидеть только левую его сторону. Это означало, что у него доми-

201

Сознательное зрение

нирует левый глаз. Он стал заслонять левый глаз, чтобы заставить пра­вый скоситься внутрь. Через несколько недель Майкл заметил, что на какие-то секунды ему удается видеть одновременно обе стороны носа. Его охватило настоящее воодушевление:

«Поначалу, когда я заставлял правый глаз посмотреть внутрь, глазные мыш­цы болели. Было очень трудно увидеть правую сторону носа. Однажды я сидел в своем дворике и смотрел, как птицы порхают в ветвях, — и мне удалось увидеть краешек носа правым глазом. Это было такое удивительное чувство. Я чувствовал себя так, будто части моего мозга соединились. Я ощущал свое присутствие. Упражнения позволили мне все больше и боль­ше видеть обе стороны носа. Дерево за окном стало трехмерным: таким я никогда его не видел. Теперь я все видел по-другому. То, на что я смотрел, теперь было на своем — нужном — месте по отношению ко всему осталь­ному. Я мог одновременно видеть объекты, находящиеся на самых разных планах. Попали в фокус ближние предметы, которые я обычно видел неяс­но. Я почувствовал себя живым. Я мог видеть сознание, пульсирующее в каждом листочке, и движения птиц».

Упражняясь в скрещении глаз при взгляде на нос, не забывайте о том, чтобы правильно (интегрированно) дышать. Вдыхайте, когда вы смот­рите на нос. Выдыхая, глядите вдаль. Потом задержите взгляд на этой дали, пока вы не ощутите удовольствие, возникающее в паузе перед следующим.вдохом.

Эта ближняя и дальняя фокусировка очень полезна для улучшения зрения при дальнозоркости. Один из моих пациентов назвал эту прак­тику «переключением». Мозг управляет ближними и дальними движе­ниями, отдавая приказы глазным мышцам. Изменяя фокус, вы стиму­лируете и расслабляете ресничную мышцу. Изменение фокуса необхо­димо для поддержания его четкости и подвижности. Каждый его сдвиг опосредованно влияет на размер вашего зрачка. В главе 1 я уже говорил о том, что скрещение глаз влияет на величину зрачка. Когда вы смотри­те на нос, вы способствуете одновременно и фокусировке, и скрещению глаз. Когда конвергенция (скрещение глаз) активизируется, зрачок ста­новится меньше; при этом увеличивается поверхность радужной обо­лочки.

202

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Представьте себе, что при сужении зрачка происходит высвобожде­ние и стимуляция гнева как модели поведения. Это значит, что благода­ря зрительным упражнениям (будь то взгляд на нос или другие практи­ки по скрещению глаз) вы активизируете эмоцию. Если вам понадобит­ся на какое-то время отдохнуть от тех чувств, что всплывают на поверхность при выполнении этих упражнений, закройте глаза ладоня­ми (положите ладони на глаза так, чтобы полностью прекратить пос­тупление в них света, и отдохните в течение тридцати —- пятидесяти секунд) или посмотрите вдаль через окно.

На уровне разума скрещение глаз с целью посмотреть на нос помо­гает слиянию мыслей и чувств. Когда вы делаете это упражнение, ваше внимание сосредоточено на ощущении и виде двух сторон вашего носа. Когда вы усовершенствуете свою способность фокусироваться, прои­зойдет вот что: вы будете меньше думать и обретете опыт сознательного использования глаз.

Дальнозоркость после сорока: у меня руки становятся коротки!

Я помню, что после сорока лет начал бояться старости. Как на шутливой открытке ко дню рождения, я чувствовал себя так, будто «взобрался на вершину холма». В шестнадцать лет родители отвели меня к семейному окулисту. Он проверил мои глаза и сказал, что у меня отменное зрение. Но когда мы уже уходили, он небрежно бросил: «Сейчас у вас отличные глаза, но когда вам стукнет сорок, вам придется читать в очках».

Когда мне исполнилось сорок, слова этого врача зазвучали у меня в голове. Я злился на него. Как он посмел промывать мне мозги таким унизительным способом! Я удивился столь сильному чувству обиды — и вспомнил о связи дальнозоркости и гнева. И рассмеялся. Я ощутил в себе гнев — и вдруг заметил, что мои руки действительно стали короче!

Я вспомнил, как впервые увидел что-то нечетко: я вышел из киноте­атра, и мне было трудно читать мелкие буквы. Я проклял оптика за его самодовольное пророчество. Но когда я понял, что тут вся штука — во Мне самом, то обратил гнев в страсть. Я поклялся себе, что разработаю серию упражнений, чтобы тренировать способность фокусироваться. Я

203

Сознательное зрение

не собирался покоряться пресбиопии (как называют старческую даль­нозоркость).

В течение следующих десяти лет я выполнял разнообразнейшие уп­ражнения на скрещение глаз. Я мог делать глазами фантастические вещи. Я использовал илл. 13 и 14 и научился стоя двигать перед собой книгу и по-прежнему видеть третью картинку. Может быть, вы посвя­тите упражнениям с этой фотографией какое-то время, пока не сможе­те проделать то же самое. Мое обычное «раздвоенное» зрение исчезло, и мне никогда не требовались очки для чтения. И вот еще что: мне показалось, что руки у меня удлиняются!

Я объясняю другим, что то, как мы используем свои глаза, — это наш выбор, но я должен признаться, что сам не всегда следую своему благому совету. Сейчас мне пятьдесят два. Мне действительно нужны очки для чтения. Моя жизнь стала сложнее. Каждые четыре недели — поездки, связанные с быстрой сменой часовых поясов, плюс истовая работа на переносном компьютере, писание книг, часы, проводимые за составлением электронных фотоколлажей, — все это принесло свои плоды. Я заставляю глаза выполнять столько задач, связанных с ближ­ней фокусировкой, что это сильно превышает уровень моего хорошего зрительного самочувствия. Но у меня есть планы изменить образ жизни.

Я предполагаю, что я буду продолжать выполнять задачи, требую­щие использования глаз при чтении и за компьютером, но одновремен­но буду практиковать сознательное зрение. Мой подход заключается в том, чтобы, работая за компьютером, использовать самые слабые из возможных линз. Обычно они на 0,25 или на 0,50 диоптрии слабее, чем те, что я использую для чтения. На протяжении рабочего дня я делаю частые перерывы. Я применяю техники скашивания одного или обоих глаз, закрываю глаза, давая им отдохнуть, смотрю в окно, закрываю глаза ладонями, встаю и выполняю медитативное упражнение —раска­чивание тела (как это описано в главе 8). Самое последнее по времени измерение, проведенное моим окулистом, показало, что сейчас мое ближнее зрение —такое же, каким оно было у меня в сорок четыре года.