Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 43 из 55)

Один из самых легких и в то же время требующих наибольшей сознательности подходов состоит в том, чтобы замечать, когда глаза

204

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

начинают уставать. Наблюдайте, когда буквы начнут плыть перед гла­зами или размываться или когда ваше внимание станет рассеиваться. Можете ли вы удерживать в поле восприятия картинку, на которую не смотрите? Не забывайте держать открытым свое зрительное прост­ранство.

Если вы дальнозорки, но вам еще нет сорока, вы, возможно, не откажетесь начать носить более слабые плюсовые линзы — как можно более слабые и тем не менее еще позволяющие не напрягаясь видеть мелкие детали на близком расстоянии. При таком типе дальнозоркости вам, скорее всего, удастся сократить силу линз более чем на одну ди­оптрию.

Когда я работаю в более щадящем режиме, я провожу двадцатими­нутные отрезки времени, читая в дырчатых очках. В отличие от обыч­ных очков для чтения, их использование может привести к тому, что кажется, будто при этом видишь менее ясно, но после того, как читаешь в этих очках, зрение невооруженными глазами улучшается. Эта практи­ка приносит мне большое удовлетворение. Мои глаза и способ зрения больше не вызывают во мне злости. Я благодарен нашему семейному врачу за сказанное им когда-то. Его слова стали как раз тем гомеопати­ческим средством, в котором я нуждался. Мне нравится, как я теперь вижу. Мое будущее предстает передо мною яснее, чем когда-либо. Я ощущаю близость к собственному Я.

Дальнозоркость и свет

Ключ к ясному и сознательному зрению — свет. Падающий на поверх­ность глаза свет влияет на размер зрачка, сужая его, что, в свою очередь, приводит к увеличению глубины фокуса. Способность света сужать зрачок можно считать полезной.

При дальнозоркости после сорока это имеет особый смысл. В яркий солнечный день большинство пресбиопиков могут спокойно читать на улице без всяких очков. Пусть утреннее и дневное время позволят вам ощутить благотворный эффект, оказываемый солнечным светом на зрение. Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Ощутите на лице его тепло и свет. Дышите правильно и ощутите волну расслабления, когда энергия идет от головы к ступням. Пригласите свет в свои глаза. Пока

205

Сознательное зрение

вы расслаблены и осознаете благое воздействие света на ваше самочув­ствие, солнечные лучи не принесут вреда ни вашим глазам, ни вашей коже — именно по этой причине. Когда вы не осознаете своего само­чувствия, влияние солнца может быть вредным. Но если вы присутству­ете в своем Я, то сами понимаете, когда пора сделать перерыв и, может быть, надеть солнечные очки.

Ощутите, как свет, проходя сквозь ваши закрытые веки, приносит с собой волну глубокого расслабления множеству тончайших мышц ва­ших глаз. Представьте себе семь цветов радуги, содержащихся в белом свете внутри ваших глаз. Представьте себе свои зрачки, которые могут легко сужаться, расширяться и вновь сужаться. Не забудьте, что скре­щение глаз помогает сужению зрачков.

В зимние месяцы можно использовать шестидесятиваттную лампу, чтобы, подвешенная перед закрытыми глазами, она имитировала сол­нечный свет. Для чтения используйте более яркий источник света. В любое время года старайтесь читать при естественном свете. Сократите время ночного чтения или ночной работы за компьютером. Мой из­любленный совет пациентам: ночные часы — для того, чтобы успоко­иться и отдохнуть.

Зрение на небольшом расстоянии и близость

Однажды, когда я проводил сеанс с одним из своих пациентов, он поделился со мной переживаниями, которые побудили меня более глу­боко взглянуть на проблему дальнозоркости после сорока. Джозефу было сорок два года, он был профессионалом в искусстве врачевания и частенько смотрел на глазную таблицу. Он обожал Пенелопу, тридцати­летнюю близорукую женщину, страдавшую к тому же астигматизмом. Вот что он рассказал:

«Моя подруга норовит приблизиться почти вплотную к моему лицу, когда со мной разговаривает. Обычно при этом она снимает очки и смотрит мне в глаза. В последний раз, когда это было, я обнаружил, что не могу четко сфокусироваться на ее глазах. Ее лицо было примерно в пятнадцати санти­метрах от моего, и все расплывалось. Это напомнило мне упражнения по рассматриванию мелких букв. Первое чувство, пробежавшее по моему телу, было: мне нужно уйти.

206

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Я сказал ей: «Пенелопа, не надо так близко. Отодвинься». В этот момент я ощутил обиду. Она вторгалась в мое пространство. Как научило меня созна­тельное зрение, я сохранил в себе это чувство. Следующим чувством стало стеснение в груди. Я помню это ощущение еще по детству, когда я в сердцах кричал на мать. Я помню даже, как обращался подобным образом со свои­ми подругами. И теперь мои глаза открыли мне этот механизм. Когда я закрываю свое сердце, я начинаю видеть расплывчато то, что вблизи меня.

Я объяснил Пенелопе, что произошло. Рассказывая ей об этом, я начал плакать. Пенелопа обняла меня. Я чувствовал себя таким услышанным, понятым и любимым. Когда я поднял голову, наши лица по-прежнему раз­деляло сантиметров двадцать, и я сделал удивительное открытие: теперь глаза Пенелопы были в четком фокусе».

Случай Джозефа —не единичный. Я многие годы изучал связь меж­ду близостью и способностью сохранять ясный фокус. Мне представля­ется, что, когда страх близости испытан до конца, сердце открывается. И когда ты смотришь из своего сердца, это дает тебе возможность быть ближе к себе самому и стать яснее самому себе. Может быть, пресбио­пия — это время, когда смотришь на свое Я вблизи? В сорок лет вы во второй раз завершаете двадцатилетний цикл. Сорок —это время ново­го рождения. В это время вы еще дальше уходите от направления, заданного вам вашими родителями. Может быть, это — время для обретения более независимого фокуса? Сознательное зрение в этом возрасте — гибкость, позволяющая одновременно видеть будущее и быть ближе к самому себе. В результате вы, может быть, почувствуете необходимость изучить свою боязнь близости к другим и к самому себе. Джозеф решил эту задачу, добившись замечательных результатов. Вы можете поступить так же.

Независимость

Возрастная дальнозоркость словно несет в себе особое послание. Эта идея завораживает меня, потому что я нахожусь как раз в том возрасте, когда могу ставить опыты на себе. Вы тоже можете. Если вы близоруки, задача относительно проста. Если у вас незначительная или средняя степень близорукости, вы можете снять очки и видеть очень ясно на

207

Сознательное зрение

близком расстоянии. Для людей, ясно видящих вдаль, это не так. Когда они пытаются прочесть надпись на тюбике с зубной пастой, буквы видны нечетко. Чем мы старше, тем дальше приходится отводить от глаз тюбик, чтобы увидеть надпись.

Мы, испытывающие такие перемены в зрении, должны спросить себя: что еще мы отталкиваем —в переносном смысле? Один мой кол­лега заставил меня серьезнее задуматься о связи между пресбиопией и независимостью. Однажды Филипп сказал мне: «Посмотри на физичес­кое проявление, чтобы понять то, что происходит внутри глаз». Я нас­торожился. «Люди за сорок отодвигают от себя то, что читают. О чем это тебе говорит?» —спросил он. Я какое-то время размышлял и потом потребовал объяснений.

Вот какую гипотезу выдвинул Филипп:

«До сорока лет нам нужно сосредоточиваться на ближних объектах. Наши родители и учителя — рядом с нами. Они наряду с прочими влияют на то, как мы строим свою жизнь и какое содержание в нее вкладываем. На протяжении наших первых сорока лет мы выстраиваем мощную стену фи­зической безопасности. В голове у нас — прежде всего собственная карь­ера, мысль о том, как бы получить необходимые знания для того, чтобы стать независимым и зарабатывать деньги. Следующий шаг — создание дома, семьи и фундамента для безопасности в будущем. Эти действия требуют ясного фокуса и особой точности при взгляде на ближние детали.

После сорока здание материальной жизни обычно застывает в определен­ной форме. У вас есть стабильный доход, а пенсия обеспечит спокойную жизнь в будущем. Теперь можно немного расслабиться. Пришло время на­сладиться плодами собственных трудов. Теперь эволюция направляется в другую сторону: нет необходимости узнавать о жизни так много. Это — время, когда на ум приходят духовные вопросы вроде смысла жизни. А это требует определенного независимого поиска. В большинстве случаев отве­ты приходят с опытом, а не благодаря большему знанию и пониманию. Кроме того, это —время так называемого кризиса середины жизни. Может быть, происходящие при этом изменения — часть процесса переоценки и исправления своего аутентичного, изначального Я?»

208

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

В словах Филиппа был смысл. Вначале мы растим в себе мысли и интел­лектуальное понимание как способ объяснить жизнь. Потом мы начи­наем чувствовать то, что думаем. И наконец мы открываем для себя утонченное удовольствие от того, чтобы просто быть, испытывая вос­торг от своей вивентивной жизненной природы. Может быть, начиная с сорока лет мы все дальше входим в эту вивентивную фазу духовной и материальной эволюции? Возможно, пресбиопия призвана напомнить нам о том, что то, что мы читаем, менее важно, чем то, что мы видим в жизни? Мне кажется, так оно и есть.

Чтение: что еще?

Мои пациенты обычно ужасаются, когда я прошу их постараться по­меньше читать. Наиболее щадящий подход — просто спросить, сколь­ко часов они читают для удовольствия. Разброс тут — от одного часа в день до четырех. Пенсионеры, как правило, проводят за чтением боль­ше времени. Я задаю им вопрос, не хотят ли они сократить время чтения в два раза. Довольно часто это вызывает удивленную, а то и сердитую реакцию: «Чем же я себя займу в освободившиеся часы?»