Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 48 из 55)

Долгие годы я задавался вопросом: почему человек идет на такие ухищрения, подвергает себя таким трудностям, только чтобы не ви-

230

Астигматизм: от искажения к целостности

деть? Я не обращал особого внимания на причины диагонального астиг­матизма, пока не начал рассматривать узоры радужки, соответствую­щие «десяти часам» для правого и «двум часам» — для левого глаза.

Эти области на радужной оболочке предполагают потенциальные ограничения, таящиеся в глубине бессознательных составляющих ока разума, откуда трудно добыть воспоминания. Эти воприятия, ориенти­рованные на выживание, проистекают из генетических факторов, кото­рые, как на карту, нанесены на радужку и соответствуют чувственности и сексуальности. Мне как врачу, занимающемуся проблемами зрения, было непросто начать подбираться к пациентам с вопросами об их сексуальной жизни. Поэтому, будучи клиническим профессором опто-метрии в Тихоокеанском университете Портленда (штат Орегон), я стал сотрудничать с социологом, чтобы исследовать связь сексуальности с астигматизмом. Этот социолог собирал сокровенные подробности ис­торий болезни пациентов, у которых был обнаружен астигматизм и другие рефракционные отклонения.

В результате этих исследований мы обнаружили, что 75% всего насе­ления Соединенных Штатов имели ранние «дисфункциональные» («не­нормальные») переживания, создавшие определенные сексуальные от­клонения. Эти переживания могли быть самыми разными: от физичес­кого или эмоционального насилия до желания избежать чего-то, чувства смущения, травмированности или отсутствия вкуса к сексу. Эта цифра коррелировала с моими исследованиями: 75% близоруких паци­ентов с астигматизмом страдали сексуальной дисфункцией в какой-ли­бо форме.

В последующие годы в моей консультационной практике и в создан­ных мною студиях мне стало легче обсуждать с пациентами связи между астигматизмом и сексуальностью. Я увидел, что когда люди выполняют описанные в этой главе упражнения, смотрят в лицо своему восприя­тию, ориентированному на выживание, и формируют гибкие способы восприятия, астигматические искажения их глаз-фотоаппаратов уменьшаются. В некоторых случаях требуется более глубокая консуль­тативная работа с врачом. Когда человек освобождается от контролиру­ющего влияния ока разума, он может лучше видеть вивентивным оком. Сознательное зрение обеспечивает здоровый способ использования

231

Соз;,отельное зрение

глаза-фотоаппарата, что во многих случаях приводит к тому, что над человеком больше не властна зависимость от компенсирующих линз.

Секс тоже может использоваться как некая зависимость, которая способна помочь человеку почувствовать себя лучше, когда он находит­ся в депрессии или страдает от заниженной самооценки, — или же защитить его от впадания в гнев. Пока секс служит таким целям, чело-веку нет нужды пристально вглядываться в источник неприятных чувств. Я утверждаю, что астигматизм, сопровождающийся трудностя­ми в интеграции восприятия обоими глазами (и создании бинокуляр­ного зрения), связан с ориентированным на выживание механизмом, который может оставлять неприятные переживания, связанные с сек­суальностью, «запертыми» в оке разума.

Значительное число женщин от сорока- до пятидесятилетнего воз­раста, открывших для себя сознательное зрение, утверждают, что теперь им кажется довольно легким делом подавлять свои сексуальные потребности. Они живут, частично отвергая собственный эротизм. Не приводит ли такое пренебрежение частью нашей реальности к тому, что эта часть начинает говорить громче, чтобы привлечь к себе внимание? Представляется, что так оно и есть: когда мы подавляем в себе сексуаль­ные эмоции, астигматизм служит отражением нечеткости нашего взгляда на жизнь. Сознательное зрение —это шаги, позволяющие по­нять, как астигматизм может привести нас в видимые области, которы­ми мы пренебрегаем. На этом пути мы можем посмотреть на свою жизнь с новой ясностью и найти полноту ощущений и радости, кото­рых все мы заслуживаем.

Положение тела и астигматизм

Развитие астигматизма в конечном счете связано с подавлением или блокировкой какой-то части пространства ока разума. Внутреннее ис­кажение с таким же успехом может породить и порождает визуальное искажение нашей внешней видимой реальности, а это изменение отра­жается на структуре глаза-фотоаппарата. В результате наше восприятие реальности становится ложным, искаженным, чтобы соответствовать нашей внутренней неспособности справиться с тем, что входит в наше сознание через глаза.

232

Астигматизм: от искажения к целостности

Клинические исследования, проведенные оптометристом Полом Харрисом, предполагают, что сходный процесс искажения может наб­людаться, когда тело не находится в строго вертикальном положении. Доктор Харрис обнаруживал астигматизм у часто выступающих с кон­цертами музыкантов, чья поза при игре искажена, — к примеру, у скри­пачей, обычно склоняющих голову к скрипке.

Другие исследования показывают, что, когда люди занимаются ра­ботой, при которой глаза движутся в одном направлении больше, чем в другом, у них развивается астигматизм. К примеру, проследим разли­чия между почтальоном и рабочим на сборочном конвейере. Почталь­он, сортируя письма, больше двигает глазами в вертикальном, нежели в горизонтальном направлении, раскладывая письма вверх-вниз в раз­личные щели почтовых ящиков; конвейерный же рабочий двигает гла­зами в основном в горизонтальном направлении. Интересно отметить, что почтальон демонстрирует наименьшую ясность зрения по горизон­тальной оси, то есть он обладает тенденцией к «неправильному» астиг­матизму. У конвейерного рабочего развивается астигматизм «правиль­ный», с меньшей ясностью по недостаточно активизируемому направ­лению движения глаз, а именно — по вертикали.

Суть в том, чтобы сознательно поддерживать хорошее вертикальное положение головы и позвоночника, а также соответствующее движение глаз при чтении, работе за компьютером или выполнении какой-то работы за столом. Неразумно читать в постели, положив книгу сбоку. За компьютером используйте кресло, возможно даже, с подушками, чтобы подпереть спину. Обращайте внимание на то, чтобы спина была удобно выпрямлена и никоим образом не искривлена. Делайте частые перерывы, поднимая выпрямленные руки над головой, вытягивая голо­ву и распрямляя позвоночник.

Я рассказал вам об астигматизме, основываясь на личном опыте работы со многими пациентами. Этот подход оказался для них полезен. Но, как вы начали понимать, проблема астигматизма — комплексная. Астигматизм — плодородная почва для того, чтобы вы исследовали самого себя. Возьмитесь за трудную задачу — сознательно увидеть все темные области и искажения, коренящиеся в прошлом, дабы насла­диться ясным, сознательным зрением, видя и настоящее, и будущее.

233

11

Глазные болезни: пробудись и узри!

От слепоты к свету

Ужасные слова: «Не Пройдет и трех лет, как вы ослепнете на правый глаз. Так что просто приучите себя жить с этим», — прозвучали для Франсуазы как пригоьОр. Офтальмолог, который их произнес, не пред­ложил ей никакого лег1ения>за исключением периодических проверок, в ходе которых она будет видеть, как ухудшается ее зрение. В девятилет­нем возрасте ей поставили диагноз «астигматизм», но очки ей были нужны только для чтения и выполнения домашних заданий. У правого глаза было +1.00 и -1.00 на оси 030, у левого —+ 1.00 и -1.00 на оси 150. Ось астигматизма быда сонаправлена зонам радужки, отвечающим за чувственность и сексуальность (эти вопросы рассмотрены в главе 9).

Этот жестокий диагноз не помешал тридцатилетней Франсуазе про­тивостоять судьбе. Оца искала выход — и пришла к сознательному зрению. Она вспоминает:

«Мои глаза никогда Не представляли для меня проблем, но в двадцать три года я начала иногда испытывать затруднения, когда смотрела на объект, попадавший в поле зрения я была так занята, что ничего не предпринима­ла. В двадцать пять лет симптомы стали настолько сильными, что я обрати­лась к окулисту. Я не Могла стопроцентно видеть правым глазом. Офтальмо­лог думала, что это Цветовая слепота, но у меня никогда прежде не было такого заболевания. Оца сказала, что у меня глазная болезнь, возможно — спазм зрительного нерва хотя сама она не могла мне помочь, она ни к кому меня не направила. Я решила действовать сама и пошла к нейрологу, чтобы провести сканирование мозга: может быть, у меня в мозгу опухоль? Врач сказал, что мой зрительный нерв в порядке и никаких опухолей нет.

235

Сознательное зрение

Консультация у другого офтальмолога закончилась диагнозом, согласно ко­торому я должна была в течение трех лет ослепнуть на один глаз. Мне советовали мужаться, но я нигде не могла добиться конкретных сведений о том, что с моим глазом. Я рассказала обо всем родителям. Летом 1996 года мой отец отнес результаты медицинских исследований моего состояния в один широко известный медицинский университет. Моим случаем занялись три врача. В конце концов был поставлен диагноз — палочково-колбочко-вая дистрофия. Палочки (предназначенные для ночного зрения) были пора­жены сильнее. Меня направили к специалисту по заболеваниям сетчатки, и я в течение шести месяцев ждала приема. Я почувствовала облегчение, потому что наконец повстречала врача, который осознавал состояние моего глаза.

Он сказал, что дистрофия палочек и колбочек развивается медленно. Он не мог объяснить, откуда у меня взялось это заболевание. Он назвал его нас­ледственным, но никто из моих родственников им не страдал. Он советовал мне быть очень осторожной, выходя на солнце, потому что ультрафиолето­вые лучи могут способствовать дальнейшему разрушению сетчатки, и поэто­му рекомендовал носить солнцезащитные очки. Я последовала его совету.