254
Глазные болезни: пробудись и узри!
Обратитесь к треугольнику из лучей света, связывающих три радужки. Вы связаны с вашей семьей навеки, через все преграды времени и пространства. Вы видите нерожденного младенца внутри этого светового треугольника: это —ваш опыт до рождения. Посмотрите, можете ли вы отыскать два образа, относящихся к смерти. Крест, обращенный к небу, — в правом нижнем углу, а череп — в зрачке радужки, изображенной слева вверху. Они позволят вам сфокусироваться на гибели былой боли и страдания. Вы видите черно-белую картинку в левом верхнем углу. На лице у мальчика написано страдание. Слепота (два человека в повязках, под черно-белым изображением) напоминает нам о том, что то, чего мы не видим внутри себя, выражается в болезнях глаз. Глубокая эмоция, которую вы ни одного дня не чувствовали, взрывается подобно вулкану. (Вы видите изображения вулканов Земли, пришедшие из внешнего пространства, в левом нижнем углу.) Родившись из предшествовавшей всему смерти, мы видим любовь (мальчика целуют —правый верхний угол).
Обнаженное тело — это наша вивентивная натура, полностью раскрытая.
12
Будущее и сознательное зрение
Вы никогда ничего не измените, если будете бороться с существующим. Чтобы что-то изменить, постройте новую модель и сделайте существующее устаревшим.
Бэкминстер Фумер
Оэкминстер Фу/шер был провидцем-мечтателем. Он был дальнозорким, у него было глазное нарушение, называемое страбизмом, при котором, как вы помните, глаза косят внутрь. Кажется вполне естественным, что Бэкминстер Фуллер пришел к сознательному зрению, ибо он был способен преодолеть физическую ограниченность своего глаза-фотоаппарата и обрести удивительное понимание и зрение. Схожий случай: Махатма Ганди тоже был дальнозорким. Его зрение было зрением истины и мира. Оба этих выдающихся человека достигли сознательного зрения не изменениями своего глаза-фотоаппарата, а видением с помощью своего вивентивного ока. Именно так они сделали свои великие открытия, внесли свой вклад в сокровищницу человечества.
Я верю, что сознательное зрение — это новая модель отношения к зрению и заботы о нем — и что ее в конце концов примут окулисты и офтальмологи всего мира. До меня были и другие люди, предлагавшие по-новому взглянуть на проблему зрения: Уильям Бейтс, сторонник методик улучшения зрения без помощи очков; Скеффингтон, основоположник бихевиористской оптометрии. Хотя их идеи не были полностью приняты средой окулистов, они произвели неизгладимое впечатление на сознание людей. Сознательное зрение — новая парадигма, новый подход XXI века. Оно появилось не для того, чтобы «сделать существующее устаревшим», как говорит Фуллер. Наоборот, тут более уместно высказывание Ганди: «Истина подобна громадному дереву, ко-
257
Сознательное зрение
торое приносит тем больше плодов, чем больше вы ухаживаете за ним». Истина сознательного зрения будет услышана, ибо она относится X универсальным истинам.
Я уверен: если каждый будет осведомлен о том, как видеть сознательно, наступит тот день, когда практиковать сознательное зрение будет считаться нормальным делом. Развивать сознательное зрение означает видеть все в свете истины. Когда каждый почувствует себя в мире с самим собой, мир и гармония станут воцаряться на планете. Домашние и семейные ценности займут подобающее им место. Я убежден: это уже началось. Наш меняющийся мир обнаруживает две четкие тенденции.
Во-первых, сметены такие разделяющие сооружения как Берлинская стена. Еще недавно бывшие тоталитарными страны, вроде России или ЮАР, начинают заботиться о правах человека и других демократических завоеваниях. Но голод и войны не исчезли с лица земли; человеческие страдания не прекратились; миллионы людей лишены пищи и крова. Двойственность зрения по-прежнему создает резкую поляризо-ванность мира.
Понимание этих двух полюсов жизненно необходимо, чтобы научиться интеграции мыслей, чувств и эмоций. В этой книге вы познакомились с разнообразными практиками, которые призваны помочь в этом. Наш взгляд на мир —своеобразная метафора этих полюсов. Каждый может попасть в те или иные обстоятельства, будь то война, разорение, развод, смерть любимого человека, болезнь, в том числе заболевания глаз, грозящие слепотой. И такие ситуации требуют от нас полной целостности. Процесс объединения, протекающий внутри нас, — необходимая предпосылка для сознательного зрения. Случаи конфликтов, вспыхивающих по всему миру, — всего лишь внешнее проявление неразрешенного внутреннего конфликта. Сознательное зрение требует от каждого из нас прежде всего разрешить противоречия, существующие внутри нас самих, а потом посмотреть, как наш собственный способ видения отражается на более обширном мировом ландшафте.
То, что мы изучали в этой книге, —лишь начало. Начали вы уже эти практики или нет, помните: сознательное зрение основано на принципе единства и целостности. Цель материи — слиться или разрушиться. Это — элементарная физика, где все объяснимо законами природы. Но
258
Будущее и сознательное зрение
это — также и часть эволюционного процесса. Наша жизнь — часть этого постоянного изменения. Моменты интеграции приводят к ясности, но иной раз — к утрате целостности и размытому или раздвоенному зрению.
Будущее сознательного зрения предполагает понимание двойственности, которую вы видите в вашем мире. Будьте осторожны, не соскользните в крайность той или иной точки зрения. Осознание полярности открывает перед вами возможность встретиться лицом к лицу со своими не нашедшими разрешения чувствами и подавленными эмоциями. Если вы держитесь только около одного полюса, вы можете ограничить возможность более глубокой интеграции. В этом случае ваше восприятие остается в оковах односторонней точки зрения, и вы застываете в ваших верованиях, страхах и не нашедших выхода. Двойственность и противоположности существуют не только для того, чтобы вы с ними боролись, но и для того, чтобы вы учились у них. Если вы растете и развиваетесь, то начинаете понимать индивидуальные составляющие, сочетание которых позволит вам достичь самых высоких и сложных уровней целостности. Так вы становитесь обладателем сознательного зрения.
Конечная цель состоит в том, чтобы наблюдать оба полюса двойным зрением и находить ваши собственные внутренние «переключатели», которые позволят вам реинтегрировать части своего существа. Вот когда вы видите глазом вивенции, когда вы можете оставаться в состоянии присутствия, полностью осознавать все, наблюдая присутствие двойственности и не смещаясь ни к одному из полюсов.
Сознание, сознательность уже присутствует в нас и вокруг нас. Чтобы воспринять сознание, требуется сознательное зрение. За прошедшие два года у меня в жизни были два полюса, которые помогли мне понять двойственность и то, что такое быть сознательным. Я обычно провожу некоторое время в маленькой сельской хижине в Британской Колумбии (Канада). Место это довольно отдаленное, к тому же моя хижина находится на острове. Единственные звуки, которые я слышу, — шум океана, шелест деревьев да крики пролетающих орлов и чаек. Там нет ни телевизора, ни газет, ни городского шума, ни магазинов. Звуки природы — и больше ничего. Я сижу за столом, глядя на океан. Я слышу
259
Сознательное зрение
тишину моего глубинного сознания. Мне некуда бежать от своих внутренних чувств и эмоций. Я имею возможность упражняться в сознательном зрении.
Находясь так близко к природе, я могу смотреть и одновременно ощущать связь с океаном, деревьями, с жизнью природы, и в то же время не расставаться со своей внутренней натурой. Это —тоже форма двойственности. Я гуляю по берегу и нахожусь в контакте с самим собой. Я начинаю осознавать собственное зрение. Мое существо по-прежнему являются частью моего сознания, и это приносит мне настоящую радость.
А вот еще один полюс, который я тоже горячо люблю. Два часа полета на реактивном лайнере — и я в большом европейском городе. Покинув свою хижину, я сталкиваюсь с визуальным шумом — газетами, магазинами, телевизором, рекламой, — и шумом уличным, машинами, загрязненным воздухом и так далее. Если я позволяю себе впасть в реактивное состояние, мое зрение может утратить сознательность. Это — полюс шума и сумятицы, возникающий под влиянием современного внешнего мира.
Я частенько наблюдал в себе реактивное поведение, и знаю, что мое расстройство —это эмоция, к которой нужно относиться с уважением, чувствовать и переживать ее, а не отвергать. Если я отвергаю свое расстройство, я эмоционально выпадаю из равновесия. Этот дисбаланс, наряду с постоянным шумом и всякой бурной деятельностью, протекающей вне меня, лишают меня того внутреннего покоя, который я столь глубоко испытывал на моем острове.
Используя на практике те идеи, которыми я поделился с вами в предыдущих главах, я теперь могу найти себе тихое убежище в своей мирной внутренней среде, даже находясь среди шумного города. Я могу оставаться сосредоточенным и присутствующим даже когда вокруг меня шумит кипучая деятельность. Сознательное зрение — это сохранение своего присутствия в том, что является также способностью делать выбор, сохраняющий нас в сбалансированном состоянии бытия.
Не оставляйте наблюдения над собой, когда вы утрачиваете целостность. Это очень трудно —всегда присутствовать в собственной жизни. Наши восприятия, ориентированные на выживание, постоянно под-
260
Будущее и сознательное зрение
вергаются испытаниям, но это же должно помочь нам обнаруживать, когда наше ощущение реальности основывается на состоянии зрения, лишенном целостности. Сознательное зрение предполагает, что вы способны увидеть различия между реальностью и иллюзией, делая это со своей собственной, уникальной точки зрения. Помните, что вы — автор собственной жизни, которую вы видите сознательно. Вы соединяете ваш внутренний «текст», или зрительное восприятие вашей жизни, с тем, что приходит к вам извне.