Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 8 из 55)

Строение разума

Голос умолк. Наступила тишина. Сара чувствовала себя так, как если бы все еще вращалась и кружилась. Она пребывала в невидимом простран­стве, это было что-то вроде черной дыры в космосе, вакуум. Она была внутри пустоты своего собственного разума. Она так много осознава­ла, — ив то же время была внутри этого осознавания. Она была там, в том месте своего разума, где световые сигналы превращаются в зри­тельный образ и где образы, организуясь в единое целое, наполняются содержанием. Благодаря жизненному опыту это содержание обретает границы, которые, уплотняясь, становятся границами объектов. Пере­тасовывая эти объекты так и сяк, разум вкладывает в них смысл. Сара поняла, что разум —это сила, организующая ее мозг. Она почувствова­ла, что находится в той части своего разума, которая придает смысл ее личной, профессиональной и общественной жизни.

40

Глаз как метафора

В следующую секунду Сара открыла глаза — и вновь очутилась в пещере. Она все ясно помнила. Ее отец был рядом, там же, где находил­ся во время ее путешествия в свой правый глаз. Сара вспомнила, как образы, получаемые каждым глазом, все больше соединялись друг с другом, проникая все дальше в мозг и разум, туда, куда она путешество­вала. Отец подошел к ней и крепко обнял ее. Он смотрел на нее всепо-нимающими глазами. Он знал по собственному опыту, через что сейчас прошла Сара. И оба знали, что все хорошо и пора выбираться из пеще­ры. Они вернулись к входу в пещеру, уселись на камни и несколько часов обсуждали, что им довелось испытать.

Расширение сознания

Ваш мозг процессор для обработки данных.

Он сообщает вам то, что воспринимает,

а не то, что есть на самом деле.

Нил Доналд Уолш, Бесет с Богом

Если говорить о сознательном зрении, которое открылось Саре, возни­кает вопрос: каким образом она обрела это расширенное зрение, где это произошло, в каком месте — в мозгу, в уме или, может быть, где-то по ту сторону рассудка? Если это произошло в мозгу, то как же она могла воспринимать то, что воспринимала, с наблюдательного пункта, кото­рый был не там, где находилось ее физическое тело? И еще вопросы: ограничено ли человеческое восприятие этим небольшим количеством серого вещества, которое находится у нас в черепе и которое называется мозгом? Мозг и разум — в каких они отношениях? И откуда берется сознание? Эти вопросы издавна интересуют не только ученых и фило­софов, но и, скажем, психологов-трансперсоналистов, а также ша­манов.

Я собираюсь просто представить ряд некоторых фактов наряду с наблюдениями из клинической практики и лично моими открытиями, чтобы у вас могло сложиться свое представление об этих вещах и вы смогли бы сделать на этот счет собственные выводы. Содержание этой книги ограничено ее объемом, к тому же она посвящена зрению с помощью глаз, а потому я не буду вдаваться в сложности природы человеческого сознания. Однако если уж сознательное зрение использу-

41

Сознательное зрение

ет сверхъестественные, трансцендентальное возможности сознания, нам приходится обратиться к этому поразительному аспекту человечес­кого опыта, хотя бы только для того, чтобь! показать связь сознания с улучшением зрением. Если вас волнуют проблемы мозга, разума и соз­нания, я рекомендую вам работы по данной тематике, перечисленные в конце книги.

Новое направление в науке, занимающееся исследованием сознания, возникло во многом благодаря открытиям биологии и нейромедици-ны. Примерно сто последних лет ученые стремились проникнуть в тай­ны человеческого разума, исследуя химические и электромагнитные явления, происходящие в том комке клеточной ткани, что находится внутри нашей черепной коробки. Но, хотя ученые и медики достигли большого прогресса в понимании строения и функционирования нер­вной системы, они все же не сумели успешно применить этот подход к человеческому сознанию.

Пошедшие дальше прочих исследователи полагают, что известная нам физическая структура мозга — это, возможно, лишь часть безб­режного нефизического феномена, называемого сознанием. Разум в таком понимании — вместилище сложных мыслей, чувств, эмоций. Разум — это то место, куда попадают сигЯалы от всех наших органов чувств, от глаз, ушей, носа, языка, кожи, --и все это вносит свой вклад в выполнение разумом, или сознанием, своих функций. Вся эта инфор­мация поступает единым потоком, и поэтому, например, мы можем узнать человека в лицо, что, в свою очередь, приводит в движения те чувства, которые связаны с ним. Более того, мы можем с помощью новейших электронных приборов следить за деятельностью мозга и фиксировать его активность в тот момент, когда мы испытываем опре­деленные чувства или когда нами владеют те или иные мысли. Но за эту деятельность отвечает наше сознание (например, когда мы видим зна­комое лицо), и именно благодаря ему происходит то, что может быть измерено приборами. Без нашего участия эти ментальные функции просто не существовали бы в мозгу и це выполнялись им. Если мы перестанем взаимодействовать с окружающим миром, мозг превратит­ся в груду переплетенных сосисок.

Исследование зрения требует от нас много большего, чем изучение физической структуры глаза и проведение соответствующих измере-

42

Глаз как метафора

ний. Сюда включается и человеческое сознание как таковое, а это озна­чает, что грубый механистический подход к зрению равноценен попыт­ке объяснить весь опыт человеческого бытия химическими и электро­магнитными процессами, происходящими в мозге. Более глубокий под­ход предполагает рассмотрение личности в целом, — личности, несущей в себе свое уникальное сознание в виде некоего плана. Поэтому сознательное зрение связано не только и не столько с тем, как именно свет попадает к вам в глаза. Для обретения сознательного зрения мы должны развить в себе глубокое понимание того, что я называю оком разума, или духовным оком. Когда часть этого ока разума становится частью мозга, мы можем проникнуть на другую сторону, в царство сознательного восприятия, существующего вне измеримого времени и пространства. В сознании содержится наше Я (сознание как бы обвола­кивает его), но одновременно оно позволяет нам ощущать себя как личность во вселенной благодаря оку разума. Со временем эти внешние достижения сознания могут изменить и форму, и состояние физическо­го глаза (я называю его глазом-фотоаппаратом), который одновремен­но служит для мозга своеобразным принтером, дающим ясную «распе­чатку» всех наших жизненных впечатлений.

Через око разума на ваше зрение способны влиять невидимые фак­торы, не знающие границ. Здесь, в том месте, которое многие назвали бы «неощутимым», зрение становится чувством, подобным интуиции или любви. Тот обмен энергией, те вибрации, которые при этом возни­кают, не поддаются рациональному объяснению. Именно здесь вам, возможно, откроется, как ваше собственное сознание способно воз­действовать на ваше внешнее зрение и направлять его.

Многие исследователи сознания отмечали прежде всего, что разум может наблюдать только его обладатель. Внешний наблюдатель просто не знает, что находится там, в сознании другого человека («чужая ду­ша — потемки»). Тем не менее трансперсональная психология, рас­сматривающая человеческий опыт, лежащий по ту сторону механисти­ческой модели описания сознания и мира, показывает не только то, что переживания, подобные переживаниям Сары, вполне могут испыты-ваться человеком. Трансперсональная психология утверждает, что та­кой опыт реален. Более того, она представляет весомые доказательства того, что сознание человека выходит за физические рамки. Один из

43

Сознательное зрение

ведущих ученых в этой области и один из ее наиболее активных пропо­ведников — Станислав Гроф, доктор медицины, автор книги под наз­ванием «Голотропный ум: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь». Он утверждает: «Мы — не просто стоящие на высокой ступени эволюции животные с биокомпьютерами в чере­пах: мы — еще и поля сознания без границ, и эти поля проникают сквозь время, пространство, вещество, они игнорируют причинно-следственную связь...» Далее он заявляет, что «...мир, который мы соз­даем из нашей личной мифологии и из информации, поступающей от органов чувств, то, что мы зовем своим внутренним миром, —это всего лишь пасынок этого безграничного сознания».

В последующих главах мы рассмотрим многочисленные причины, по которым наше зрение представляет собой нечто большее, чем то, что происходит в ваших глазах и голове. Мы сможем узнать, как наше индивидуальное сознание способно привести нас в соприкосновение не только с тем, что непосредственно окружает нас и что принадлежит нашему собственному прошлому, но и с тем, что почти недосягаемо для наших физических чувств. На самом деле сознание человека и око разума могут позволить заглянуть туда, где вас в данный момент нет физически, в том числе в другие исторические эпохи, в тайны природы и в безбрежность космоса.

Переживания Сары помогают понять, какие глубины таит в себе этот способ видения. Впереди нас ожидает еще множество историй и практик, которые позволят вам осознать, что ваше зрение —это гораз­до больше, чем то, что способен дать глаз-фотоаппарат. Готовьтесь сделать шаг за пределы того, что вы считаете своим сознанием, шаг в царство, описанное около столетия назад Уильямом Джеймсом: «Наше обыденное сознание, так называемое рациональное сознание — это не более чем один из типов сознания, тогда как возле него, за тончайшими перегородками, лежат совершенно иные формы сознания...» Созна­тельное зрение проложит для вас путь в это потаенное царство, где вы сможете видеть, жить и быть самим собой.