Смекни!
smekni.com

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл (стр. 9 из 55)

44

Глаз как метафора

упражнение

В течение месяца ежедневно по пять минут смотрите на илл. 3. Ощутите свет в вашем глазу и вокруг себя, как это сделала Сара. Каждый день на протяжении трех недель перечитывайте ее рассказ, чтобы лучше пред­ставить себе то, что с нею произошло, и затем повторить этот опыт наблюдателя, ощущающего в себе присутствие всех уровней сознания. Делая так, вы проторите для себя дорогу к сознательному зрению.

Видеть, а не смотреть

Смотреть: логика мыслей и поступков

Ваши первоначальные представления о зрении, скорее всего, не отлича­ются от тех, что раньше были и у меня. Как и большинство людей, вы, скорее всего, думаете о зрении как о чем-то, что связано с работой глаз: вот, мол, что позволяет вам видеть. В этом смысле зрение дано нам даром, и при этом мы принимаем на веру, что образы, воспринимаемые нашим мозгом, являются точным отображением того, на что мы смот­рим. Если эти образы кажутся нам расплывчатыми, мы предполагаем, что наши глаза не в порядке. На уровне обыденного ухода за глазами такой упрощенный подход к зрению, как правило, себя оправдывает. Если ваши глаза не позволяют вам видеть четко и ясно, вы идете к окулисту, который оказывает вам помощь, прописывая очки, назначая лекарства или рекомендуя хирургическое вмешательство. Но созна­тельное зрение — это следующий шаг, уводящий за пределы узкого подхода к глазным проблемам и призванный расширить сферу вашего визуального восприятия.

Давным-давно, когда мы, люди, еще добывали себе пищу охотой, большинству из нас было необходимо сохранять острое зрение как одно из необходимых охотничьих качеств. Способностью видеть добычу на большом расстоянии отличались хорошие охотники, и она играла боль­шую роль для выживания. В современном мире нам, понятно, не нужна такая острота зрения, и мы как цивилизация утратили способности, которыми некогда обладали наши далекие предки. Однако это не зна­чит, что мы не можем захотеть обрести эти способности вновь.

Я называю умение сохранять острое зрение (а это — одна из состав­ляющих сознательного зрения) умением смотреть, и я различаю уме­ние смотреть и умение видеть. Когда четкость нашего зрения обеспече­на фовеей централис (центральной областью макулярной зоны сетчат-

47

Сознательное зрение

ки), мы — хорошие наблюдатели, мы хорошо смотрим . Наше зрение сосредоточено на том, что рядом.

Но что же тогда значит «видеть»? Мы видим благодаря световым импульсам, попадающим на периферию сетчатки. В этом смысле зре­ние — это не столько ясность и острота, сколько стимулирование тех областей сознания, которые мы называем интуицией, «чувствованием», творческими способностями. Видеть означает чувствовать то, что мы воспринимаем, а не просто фиксировать присутствие или отсутствие предмета или человека. Видение — процесс активный, и он требует участия видящего на самых разных уровнях. Это —процесс, о котором говорил Уайтхед (см. начало главы 1), рассуждая о том, что природа — скучная штука, и только человеческий разум способен наделить ее кра­сотой. Чтобы видеть сознательно, мы должны соединить умение смот­реть с умением видеть. Именно это я назвал «интегрированным зрени­ем» в своей книге «Сила по ту сторону ваших глаз», посвященной уме­нию видеть объект, находящийся перед глазами, осознавая одновременно, что в наше восприятие этого объекта привносят наши мысли и чувства. Говоря проще, объединение умения смотреть и уме­ния видеть — сложный процесс, требующий глубокого самоосознания.

Представьте себе, как бы вы жили, если бы не соединяли способнос­тей «смотреть» и «видеть». Например, если вы —поверхностный наблю­датель (человек, которые больше времени смотрит, нежели видит), вы больше полагаетесь на фовеальное зрение. Поверхностный наблюда­тель уделяет главное внимание развитию рационального, логического, аналитического способа восприятия мира. Смотрение обычно приво­дит и к соответствующему выстраиванию жизни, с упором на сверше-

Замечание не совсем по теме: выражение «хорошо выглядеть» («хорошо смотреться») меня всегда удивляло. Цивилизация породила целую отрасль, занимающуюся поддержа­нием «хорошего облика», в пропаганду которого включились производители одежды и косметики, владельцы фитнес-клубов. Что это —просто очередная коммерческая ловуш­ка, эксплуатирующая наше чувство неполноценности? Или в ее основе лежит святая вера в то, что мы недостаточно хороши, если мы не носим определенную одежду, у нас нет подходящего макияжа, если наше тело не приобрело нужных форм или мы не ездим на соответствующей машине? Может быть, именно по этой причине вошла в моду лазерная хирургия хрусталика, призванная избавить человека от необходимости носить очки или контактные линзы? Только подумайте, насколько ваш образ подвержен внешним влия­ниям. Позже мы более подробно остановимся на этих вопросах, когда будем обсуждать историю проблемы глаза как рефракционного устройства.

48

Видеть, а не смотреть

ния и достижения, то есть на то, чтобы все было «сделано». Вы заняты своими жизненными планами, и мир вокруг вас словно бы выстроен вокруг вашего взгляда, и все вокруг этому взгляду подчинено. Это хорошее качество для того, чтобы делать карьеру или обустраивать дом, когда важны детали, требующие пристального внимания. Точность, внимание к деталям и способность сосредотачиваться в подобных слу­чаях просто необходимы. Но что произойдет с вашей жизнью, если смотрение и делание станут столь сильны, что вы будете жить исключи­тельно как поверхностный наблюдатель?

Подумайте о своей жизни с точки зрения этих двух аспектов. Снача­ла рассмотрите вашу работу и карьеру. Назовем это вашей профессио­нальной жизнью, а все остальное будем считать вашей личной, частной жизнью. Предположим далее, что вы бодрствуете около шестнадцати часов в сутки. Определите, сколько часов вы посвящаете своей профес­сиональной жизни, а сколько —личной. Теперь оцените, сколько часов из шестнадцати вы проводите как человек, который «смотрит и делает». Какую часть жизни вы проводите, скорее смотря, нежели видя? Вот несколько признаков, по которым можно убедиться, что вы проводите неоправданно большое количество времени как «человек смотрящий».

♦ Вы вскакиваете с постели в последнюю минуту.

♦ Вы воспринимаете пребывание в ванной как неприятную необхо­димость, потому что в это время ваш ум занят ненужными мыс­лями.

♦ Вы завтракаете на ходу.

♦ Встречаясь с людьми, вы ощущаете отсутствие настоящего кон­такта.

♦ Ваша работа и связанные с ней планы непрестанно вертятся у вас в голове.

♦ Вы пропускаете обед или едите торопливо, потому что слишком заняты.

♦ Вечером вы чувствуете себя вымотанным и хотите уйти от реаль­ности, сидя перед телевизором или читая.

♦ В компьютер вы тоже бежите от реальности.

♦ Ваше тело вы все время чувствуете уставшим.

49

Сознательное зрение

♦ Вам кажется, что у вас нет повода делать даже зарядку — или, наоборот, вы чрезмерно фанатично относитесь к физической форме.

Подобный «поверхностный» стиль жизни может означать еще и то, что для вас профессиональная жизнь имеет первостепенное значение по сравнению с личной. Вы можете добиться успехов в профессиональной жизни, тогда как личная жизнь будет представляться вам неполной. Возможно и обратное: не исключено, что вы уделяете настолько при­стальное внимание личной жизни, что ваша работа и карьера остаются где-то на обочине.

Что касается меня, то карьера и работа всегда имели для меня прио­ритет перед личной жизнью. Я действовал по классическому «смотря­щему» образцу. Так продолжалось примерно до тридцатипятилетнего возраста, когда я был в зените «делающей и смотрящей» жизни, будучи преуспевающим врачом, а также преподавателем университета. И в это время я понял, что ощущаю неполноту в своей личной жизни. Я напи­сал множество статей и опубликовал книгу. Но как отец я ощущал, что мне не хватает подлинности отцовства. Брак мой казался мне скучным. Я оставил любимое занятие — фотографию. Я делал свою жизнь, я слишком много смотрел на свою карьеру, не видя и не чувствуя ничего, что было внутри меня. Определенно я не был человеком видящим. Мое зрение было слишком узко и четко сосредоточено, пока я боролся за безопасное место под солнцем для моего хрупкого Я.

Как только я стал осознавать дисбаланс между «смотреть» и «ви­деть», я начал делать шаги, направленные на то, чтобы изменить поло­жение вещей, стремясь к тому, чтобы стать человеком видящим, то есть чувствующим, творческим, активно пользующимся интуицией. Далее я начал обнаруживать в себе самом зоны, которыми я пренебрегал преж­де. К моему изумлению, я нашел внутри себя множество областей, которые нуждались по крайней мере в не меньшем внимании, чем моя внешняя жизнь. Я начал более внимательно приглядываться к своей личной жизни. Я стал проводить больше времени со своими детьми. Я старался выкроить побольше времени для визуального контакта с близ­кими. Я научился говорить о своих чувствах и их определять. Я начал

50

Видеть, о не смотреть

ловить себя на том, что наблюдаю, существую, вижу — в противовес этой вечной ловушке, прежней «деятельной» жизни.

Видеть слишком много предполагает недостаточную сфокусирован­ность. Если вы —человек, который слишком много видит (а не слишком много смотрит), для вас, возможно, трудно сосредоточить внимание на каком-нибудь одном деле, дочитать книгу или, к примеру, свести концы с концами в расчете с банком. Видеть означает быть. Когда мы живем видя, мы подвижны и разговорчивы, мы стремимся занять более об­ширную область пространства, чем если бы мы вели жизнь человека смотрящего. Если вы проводите слишком много времени в режиме видения, вы можете казаться другим слегка забывчивым или рассеян­ным. Видение —черта творческая, и она подразумевает бытие, включа­ет его в себя. Многие люди, и я — из их числа, наделены прекрасным зрением, и они чувствуют себя ошеломленными всем тем, что они видят. Такая ошеломленность может иметь своей обратной стороной неспособность в течение достаточно долгого времени сосредотачивать­ся на одной вещи, неспособность довести до конца даже простейшее дело.