Смекни!
smekni.com

Патриарх Гермоген духовный и государственный (стр. 1 из 3)

III Детские Рождественские чтения.

Реферат

По теме:

Патриарх Гермоген – духовный и государственный

лидер Руси во времена Смуты.

Выполнила: ученица

10 «А» класса

средней школы № 99

Зиновьева Юлия

Нижний Новгород

2005 год


Содержание

1. Введение……………………………………………………………...стр.2

2. Историки о личности патриарха Гермогена……………………….стр.3

3. Святитель Гермоген…………………………………………………стр.6

4. Заключение…………………………………………………………..стр.11

5. Список используемой литературы…………………………………стр.12

Введение

В судьбоносную осень 1612 года Второе земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но и сделало решающий, символический шаг для прекращения смуты, сотрясавшей Русское государство почти три десятилетия.

Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчетам историков за годы смуты в России объявилось ни много, ни мало семнадцать самозванцев. Двое из этой пестрой толпы оказались особенно опасны: Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор почти два года осаждал столицу государства. И утверждение на трон самозванца с Мариной Мнишек и многочисленной иноземной свитой, и поход на русские земли польского короля Сигизмунда III, и избрание боярами на московский престол его сына королевича Владислава, в решающей степени стали «плодом русской интриги». Призвав на помощь шведов, боярская власть вместе с избавлением от Тушинского вора получила открытую интервенцию воевавшей со Швецией Речи Посполитой. Традиционная властная верхушка оказалась неспособной сохранить и защитить национальные интересы России, часто предавая их или разменивая на сиюминутные выгоды. О том, что случилось в самый сложный момент кризиса власти, хорошо написал знаменитый русский историк С.М. Соловьев: «Когда ударили бури смутного времени, то потрясли и свеяли много слоев, находящихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться».

Об одном из этих «людей основных» мне и хочется рассказать. А именно о патриархе Гермогене – духовном и государственном лидере Руси во времена Смуты, который сыграл значительную роль в деле освобождения Москвы от иноземных захватчиков, но личность которого недостаточно хорошо изучена. Многие страницы его биографии неизвестны и историки лишь могут догадываться и строить предположения о некоторых его поступках и чертах характера. Личность патриарха Гермогена заинтересовала меня, я изучила ряд источников о его жизни и деятельности и представляю свою версию реферата «Патриарх Гермоген – духовный и государственный лидер Руси во времена Смуты».

Историки о личности патриарха Гермогена

Для большинства своих современников патриарх Гермоген – спаситель Отечества, «адамант (алмаз) по силе характера, новый златоуст, исповедник, хорошо понимавший положение вещей своего времени». К этому мнению присоединяются многие историки прошлого. Н.М. Карамзин называет Гермогена «бессмертным», митрополит Макарий – «бессмертным не только в истории России, но и церкви: он по преимуществу спас родину и веру в самую критическую минуту их жизни, когда им угрожала крайняя опасность подчиниться власти Польши и иезуитов, потерять свою самобытность». С.М. Соловьев назвал его «Человеком с твердым характером, готовым страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела; он был совершенно в уровень своему высокому положению в бурное Смутное время». Но при этом замечает, что не все современники похвально отзывались о патриархе, некоторые и осуждали его. «Вообще, – указывает он, – патриарх Гермоген является в лучезарном блеске, и этот блеск препятствует различать отдельные черты в его образе».

Один из крупнейших российских историков С.Ф. Платонов, полагаясь в оценке Гермогена на не внушающие доверия сведения Хронографа 1616 – 1617 гг., написанного уже после смерти патриарха, отмечает: «Автор Хронографа 1616 – 1617 гг. откровенно объясняет своему читателю как светлые, так и темные стороны личности патриарха и притом объясняет с такой определенностью, что нам остается перевести его на язык нашей речи». С. Кедров – автор труда о Гермогене – соглашается с Платоновым: «Тонкая характеристика писателя-современника не может быть опровергнута другими фактами о патриархе». В описании жизни Гермогена в 1606 – 1610 гг. Платонов утверждает: «Личный авторитет и личное влияние Гермогена на царствование Шуйского были ничтожны». Несмотря на это, он не отрицает большой роли патриарха в последних событиях Смутного времени.

Очень резко вступая в противоречие с известными фактами, отзывается о Гермогене И. Смирнов: «…московский патриарх Гермоген уважал «своего» Василия Шуйского не больше, чем тушинский Гетман Рожинский – своего царя, и разве что сан не позволял духовному лицу демонстрировать презрение бранью и пьяными драками на глазах царя».

Одним из историков недооценивавших и исказивших личность патриарха, был Н.И. Костомаров: «Гермоген был упрямый, жестокий, грубый, неуживчивый, притом слушал наушников и доверял им». Впоследствии историк изменил свое мнение: у Гермогена был «суровый и деятельный характер».

Известный современный историк Р.Г. Скрынников пишет «Патриарх Гермоген вел настойчивую агитацию, обличая мертвого расстригу, предавая анафеме мятежников…». Или: «Патриарх Гермоген пытался защищать Шуйских, но его не стали слушать». Р.Г. Скрынников посвятил в своей не так давно вышедшей книге «Святители и власти» целую главу Гермогену. Но, к сожалению, читая ее, трудно найти какие-то новые факты, открытые или хотя бы предполагаемые историком. До сих пор его отношение к личности Гермогена остается без изменений, так как в только что опубликованной книге «Третий Рим» Скрынников помещает всего три небольших предложения, в которых упоминается патриарх, несущие весьма скудную информацию о нем.

Среди научных книг о Смутном времени и о патриархе Гермогене существует рассказ из истории русской церкви, в котором автор в художественно – повествовательной форме, основываясь на фактах, описывает события конца 1610 – начала 1612 года. К сожалению, он использует уже общеизвестные факты и применяет так свойственную художественным произведениям эмоциональную окраску и художественный вымысел, что в какой-то мере затрудняет понимание позиции автора.

Из всех историков личность патриарха Гермогена, наиболее точно раскрыли В. Алексеев: «Грубый и резкий на словах, он имел, однако, любящее сердце и строго следовал заветам Христовой церкви», а также В.В. Назаревский: «Он был суров и грозен только на заклятых врагов Отечества, губивших его смутами, крамолами и изменами. Для врагов страшный, а для добрых милостивый, он был в высшей мере снисходителен к кающимся». Многие современные Гермогену свидетельства говорят, что он «истинно кающимся с любовью прощал, многих от смерти избавлял ходатайством своим». Его доброта наиболее ярко проявлялась в широкой благотворительности, заботе и внимании ко всем обездоленным.

Помимо авторов научно-исторических книг, этой темы касается Д.Л. Андреев в философско-исследовательском труде «Роза мира». В одной из глав, посвященных истории России, он особо выделяет патриарха Гермогена и показывает его родомыслом истории, т.е человеком, чья деятельность оказывает решающее и благотворное влияние на народные судьбы и судьбу государства.

В литературе, посвященной истории Смутного времени, крайне мало монографий о патриархе Гермогене, и ни одна из них не была переиздана. Из кратких работ, написанных к 300-летию Смуты в 1910 – 1913 гг., только один сборник – «Деятельность патриарха Гермогена…» – в какой-то мере приближается к этой теме. В нем проводится мысль, что именно благодаря патриарху Гермогену Россия обрела процарствовавший более трехсот лет дом семьи Романовых.

Кто был патриарх Гермоген по происхождению, из какого сословия вышел, кем являлись его родители и воспитатели – на эти вопросы точного ответа в источниках нет. По словам одного из его биографов, как в древности семь городов спорили о чести считаться родиной величайшего греческого поэта Гомера, так чуть ли не все русские сословия называют Гермогена своим. Некоторые источники утверждают, что Гермоген – донской казак, подчеркивая пребывание патриарха в молодости на Дону. Начальник польского гарнизона в Москве в 1610 – 1611 гг. А. Гонсевский получил (откуда, неизвестно) письменные свидетельства о том, что «Гермоген до священства в Казани бывал в донских казаках». В Казани же существует местное предание о происхождении Гермогена из этого города. Но Г. Глаголев отвергает эту версию на основании того, что до 1552 года Казань была татарским городом. Некоторые историки, в том числе и С.М. Соловьев, полагали, что Гермоген – из рода князей Голицыных. Наконец, его считали даже родственником царя Василия Шуйского.

С.Ф. Платонов делает вывод, что Гермоген был незнатного происхождения, во-первых, потому, что никогда не присоединял своей фамилии к монашескому имени, как это делали в старину иноки «с отечеством» – из военного, боярского или княжеского рода. Во-вторых, если бы он был человеком знатным или родовитым, его внесли бы в родословцы (родословные книги в XVI – XVII вв. содержали родословные княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном, церковном и военном аппарате). Но ни в них, ни в синодиках (списках умерших, которые подаются в церковь для поминания) его имени нет. Кроме того, в Вятке сохранилась запись на одной из икон о том, что патриарх Гермоген в 1607 году благословил иконой своего зятя – посадского человека в этом городе Корнилия Рязанцева, из чего Платонов делает вывод: «Очень легко поверить, что согласно обычаям того времени тесть того же общественного положения, что и зять, то есть принадлежит к «чину» посадских тяглых людей или к посадскому духовенству».