Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 10 из 29)

В 967 г. Святослав со своей дружиной и печенегами появился на берегах Дуная и быстро покорил северную Болгарию. Утвердившись в Болгарии, он решил там остаться и объявляет себя покровителем и защитником независимости Болгарии. В 969 г. Никифор пал жертвой дворцового переворота. Его преемник и убийца Иоанн Цимисхий был одним из лучших генералов империи. Его первой задачей было устранить угрозу русских дружин, которые к тому времени вторглись в греческие области Фракии и взяли штурмом Филиппополь.

Во главе похода был Иоанн Цимисхий. В то же время щедрыми обещаниями византийское правительство постаралось склонить на свою сторону болгар. В 971 г. русский князь, окруженный противником, после личного свидания с Иоанном Цимисхием вынужден был отступить. Весной 972 г. Святослав пал в битве с печенегами. Придунайская Болгария была присоединена к Византии. Царь Борис Болгарский был низложен и получил скромный титул магистра. Болгарское духовенство было подчинено Константинопольской кафедре.

Разрешив задачу в Европе, Иоанн Цимисхий обратился в Азию. Византийские войска прошли Ливан, Сирию и верховья Тигра, принудив эмиров платить дань. Неожиданная смерть Цимисхия в 976 г. прервала его завоевательные походы. Преемником Иоанна Цимисхия стал 20-летний Василий Болгаробойца. 13 лет его царствования в Византии была гражданская война, вызванная восстаниями Фоки и Склира, которые подавили лишь в 983 г.

Пред царем теперь стоял болгарский вопрос. За время гражданской войны в Византии, Болгария не только освободилась от византийского владычества, но и захватила большую часть Македонии и Фессалии. В 996 г. Василий II начал войну против Болгарии и вел ее в течение 20 лет. Отнимая у болгар один город за другим, Василий по древне-ассирийскому обычаю переселял болгар в Армению и другие отдельные области империи. Решительный удар Болгарии был нанесен в 1014 г. Греческие войска зашли болгарам в тыл, и вся болгарская армия была уничтожена. Болгарский царь Самуил едва спасся бегством. 15000 пленных болгар были, по приказу Василия, ослеплены, оставлены только по одному одноглазому поводырю на каждые 100 человек слепых. Когда эта масса ослепленного войска, отпущенная к своему царю, явилась перед Самуилом, он упал без сознания на землю. Через два дня он скончался в ужасных сердечных судорогах. За эту кровавую расправу Василий получил прозвище Болгаробойца.

Ведя войны в Болгарии, Василий II в то же время подчинил часть Грузии. Присоединил к империи часть Армении, приведя другую часть в вассальную зависимость. В конце его царствования Византия простиралась от берегов Дуная до берегов Евфрата, как и во времена Юстиниана. Это была последняя вспышка византийского могущества.

С 1026 года после Василия Болгаробойца Византия переходит от наступления к обороне на всех границах.

Во внутренней жизни империи в период македонской династии происходит развитие феодальных отношений, сопровождавшееся ростом крупного землевладения. Захват земель «денатами» – крупными земельными магнатами. Сокращение свободного земледельческого населения. К XI в. в провинциях Малой Азии свободное земледельческое население исчезает. Влияние переходит к «денатам». Все вместе взятое значительно затрудняло формирование армии[31], и правительство вынуждено было отдельными законами ограничивать захват земель стратиотов феодалами. В области законодательства происходит дальнейшая обработка кодекса Юстиниана и замена законов императоров-иконоборцев.

Появляются новые сборники законов:

1. «Прохирон» – краткое руководство, излагающее нормы гражданского права, и уголовные законы в сорока титулах.

2. «Эпанагога» – в сорока главах. Введение к более подробному изложению действующих законов.

3. «Василики» - «царские законы» – новые публикации Юстиниановского права, изданного Львом VI Философом.

Просвещение и искусство в период македонской династии

Просвещение и изобразительное искусство достигают значительного развития при Македонской династии.

В 850 г. кесарь Варда восстанавливает школу в Магнаврском дворце, или Константинопольский университет, который под руководством Льва Солунского[32] достигает процветания. Там преподавалось: грамматика, литература, философия, математика и медицина. В числе ее преподавателей был будущий патриарх Фотий. В византийской литературе он выступает как автор трактатов по богословию, философии, церковному праву, проповеди и многочисленных писем. Автор 4 книг «Против Павликиан», библиотеки («Миробиблион») - отзывы о прочитанных в литературном кружке книгах (около 300 литературных очерков), или беглые заметки, или обстоятельные рефераты с выдержками и биографическими очерками. В особенности ценны извлечения из исторических сочинений, т.к. патриарх Фотий пельзовался произведениями, которые теперь для нас утрачены.

Х век. Литературная активность данного времени характеризуется стремлением использовать богатейшее наследие древней культуры. Это было время компиляций, энциклопедий, словарей, исторических хроник, по всем отраслям знаний, в том числе и по богословию.

Император Константин VII Порфирородный (912-959) - автор «Об управлении империей», «О фемах», «О церемониях».

Симеон Метафраст, придворный сановник, составитель «Житий святых», источника Четьих Миней св. Дмитрия Ростовского. В своем дворце Метафраст собрал много рукописей и всякий свободный от службы час посвящал этой работе, диктуя сразу нескольким скорописцам, которые потом передавали свои записи каллиграфам.

«Словарь Свиды». К энциклопедиям, составленным по заказу Константина VII, относятся 53 тома извлечений из древних произведений. В словаре, кроме объяснения слов, дается много фактических данных, биографических сведений о древних писателях и их произведениях.

К этому же периоду относится появление «Синодика в неделю православия». Здесь содержатся важные сведения об отдельных соборах и их постановлениях.

Наиболее ярким и видным представителем византийской литературы XI века является Михаил Пселл. Сначала адвокат, затем преподаватель философии, монах, царедворец, председатель Сената, наконец, руководящее лицо правящего аппарата. Он является образцом византийского энциклопедиста, обладавшего всей сумой знаний своей эпохи. По своей эрудиции, умению владеть языком, он является первым писателем своего времени. В своем творчестве он касался всего. После него, кроме исторических мемуаров, остались сотни небольших сочинений по разным отраслям знаний. Это: и философские трактаты, и сочинения по физике, астрономии и даже демонологии. Все его произведения признаны едкой колкостью, остроумием и универсальной любознательностью. В исторических мемуарах он описывает время правления императоров, начиная от Романа Аргира (1028-1034) и кончая Михаилом VII Дукой (1071-1078).

Эпоха Македонской династии является поворотным пунктом в развитии византийского искусства. Особенно развивается изобразительное искусство после периода иконоборчества: живопись, мозаика и миниатюра. Восстанавливается живопись и мозаика в храмах, где она была уничтожена иконоборцами. В начале XX века, после обращения храма св. Софии из мечети в музей, были открыты интересные и ценные мозаики, исполненные в конце IX и в Х веке. На одной из таких мозаик имеется характерная надпись: «Изображение, которое обманщики низвергли, благочестивые правители восстановили».

Влияние византийского искусства в этот период распространяется на другие страны Европы. Храмы «византийского» стиля строятся в горах Западной Европы (Венеция, Ахен), но особенно сильно это влияние проявляется в славянских странах, в эту эпоху принявших христианство и заимствованных вместе с христианством византийскую культуру и просвещение.

Смуты в иерархии в IX в. Партии игнатиан и фотиниан

Нарушение со стороны императорской власти взаимоотношений между Церковью и государством влекло к нарушению церковного мира. Внутри самой иерархии и духовенства возникли партии, из которых одни готовы были отстаивать права св. Церкви, а другие были более умеренные.

Эти два направления определились уже в период борьбы с иконоборчеством. Представители первого направления – «акривии» (ригористы - преп. Феодор Студит и студиты) считали необходимым самое строгое применение требований канонов.

Представители другого направления – «икономии» (патриархи Тарасий и Никифор) придерживались более снисходительного обращения при приеме обращающихся, допускали известную терпимость к нарушению отдельных нравственных заповедей и канонов.

Различие этих направлений особенно сказалось в разногласиях по делу патриархов Фотия и Игнатия (вторая половина IX в.). Причиной движения послужило незаконное низвержение известного Константинопольского патриарха Игнатия.

Патриарх Игнатий, в миру Никита1, был сыном царя Михаила I Рангава и Прокопии, дочери царя Никифора I. Когда Михаил I был лишен власти и императором стал Лев Армянин, Никите было около 15 лет. Вместе с царским семейством его сослали в заточение, сделав его евнухом, и постригли в монахи с именем Игнатий. До 846 г. (ему в это время было уже 48 лет), когда последовало избрание на кафедру, он оставался в монастыре, был игуменом и пользовался большим уважением у братии монастыря и у народа.

Дядя царя – Варда, фактически правивший государством, развелся со своей женой и вступил в связь со своей снохой, женой умершего сына. Патриарх обратился к нему с просьбой и увещаниями прекратить соблазн для народа, но Варда не внял голосу патриарха. Тогда патриарх Игнатий в день Благовещения 857 г., когда по придворному обычаю Варда должен был причаститься, не допустил его до причастия. Варда задумал отомстить патриарху. По его почину был поднят вопрос о пострижении императрицы Феодоры и ее дочерей, патриарх Игнатий своего согласия не дал. Феодора и ее дочери все же были пострижены, хотя и не рукой Игнатия, а его сопротивление не прошло ему даром. В 857 г. патриарх Игнатий был лишен кафедры и без суда и следствия сослан на остров Терефинф.