На место низверженного патриарха Игнатия был избран новый – патриарх Фотий. За неделю он прошел все низшие степени и 25 декабря 858 года был поставлен патриархом. Он не без сопротивления принял престол.
Патриарх Фотий происходил из знатной семьи. По отцу он приходился родственником св. патриарху Тарасию, его брат Сергий был женат на сестре Феодоры Ирине. Признать Фотия согласились не все иерархи. Пять епископов, из них Митрофан Смирнский и Стилиан Неокесарийский решительно выступили против нового патриарха. Враждебно встретили Фотия и монахи Студийского монастыря: архимандрит св. Николай (+ 868 г.), который решительно отказался вступить в общение с новым патриархом, смотрел на него как на «презрителя церковных канонов». Нашлись и другие противники Фотия. Кроме того, патриарха Игнатия любил народ. Император Михаил говорил, что в это время в Константинополе было три патриарха: Грилл (шут, участвовавший в кощунственных выходках императора) – для Михаила, Фотий – для Варды и Игнатий – для народа.[33]
Через 40 дней после вступления на престол патриарха Фотия игнатиане бросились в церковь св. Ирины и произнесли анафему на патриарха и его приверженцев. Некоторые епископы произнесли анафему и на самих себя, если они признают когда-нибудь Фотия патриархом.
В спорах приняла участие Римская Церковь. Это не было каким-то внешним вмешательством. Император первый обратился к папе, и патриарх Фотий одновременно направил к папе известительную грамоту о своем вступлении на патриарший престол. В то же время сторонники патриарха Игнатия обратились от его имени за помощью.
Папа Николай I послал в Константинополь своих легатов для рассмотрения дела, и с тех пор по делу Фотия – Игнатия собирается ряд соборов и в Константинополе, и в Риме. Еще до прибытия римских легатов патриарх Фотий, узнав, что его анафематствовали игнатиане, созвал собор в церкви святых апостолов, на котором были анафематствованы патриарх Игнатий и его приверженцы.
В 861 г. был созван большой собор,[34] на котором присутствовали папские легаты и 318 епископов константинопольского округа. Собор осудил патриарха Игнатия и его партию. После этого игнатиане стали преследоваться. Еще до собора патриарха Игнатия перевозили с места на место. Сначала перевезли его на один из островов, где бросили в козий хлев, а затем привезли в пригород, где один офицер мучил его, лишая пищи и пития, и вышиб ему два зуба.
После собора 861 г. патриарха Игнатия бросили в склеп, в гробницу Константина Капронима, где он терпел холод и побои.
Преследования прекратились после землетрясения в Константинополе. Народ, чтивший св. Игнатия, принял это событие как наказание Божие за злодеяния в отношении низложенного патриарха. Поднялось восстание в столице. Император и Варда должны были дать клятвенное обещание, что положение патриарха Игнатия улучшится. Патриарху Игнатию было разрешено вернуться в свой монастырь.
Патриарх Фотий не только не принимал участия в гонениях на патриарха и его приверженцев, но и выступал ходатаем за них. Партия фотиан сильно окрепла, в то время как ряды игнатиан постепенно редели, и они начинают искать поддержки у римского папы. Тем более между папой Николаем I и патриархом Фотием произошел разлад. Папа не признал собора 861 г., наложил наказание на своих легатов, нарушивших его инструкции, и на соборе в Риме отлучил патриарха Фотия.
В 867 г. патриарх Фотий издал энциклику, в которой обвинил римскую Церковь в различных заблуждениях и обрядовых различиях. Затем он собрал собор в Константинополе с участием представителей восточных патриархов (они от него потом отказались), осудил латинские обряды и низложил папу Николая I.
В 867 г. императором стал Василий I Македонянин. Он низложил патриарха Фотия по политическим мотивам, а на Константинопольскую кафедру возвратил патриарха Игнатия. Церковь высоко оценила мудрое правление патриарха Фотия и давно примирилась с возведением его на престол при живом патриархе. Патриарх же Игнатий, вероятно в угоду своим приверженцам, сразу же по вступлении на престол отлучил от церковного общения не только патриарха Фотия, но и всех епископов, посвященных Фотием.
Важной мерой для укрепления своего церковного авторитета патриарх Игнатий, как и Фотий, считал собор. Собор был созван в 869 г., который на Западе считается VIII Вселенским. На этот собор прибыли папские легаты нового папы Адриана II с большими полномочиями. Легаты привезли с собой составленную в Риме особую формулу, в которой признавалось главенство Римской Церкви и попирались священные интересы Восточной Церкви. Эту формулу должен был подписать каждый епископ, допускаемый на Собор. Многие восточные епископы неохотно подписывали эту формулу и даже требовали пересмотра соборных фактов.
На первых заседаниях присутствовало всего лишь 12 епископов, согласившихся подписать папскую формулу. К 3-му заседанию набралось их до 23, и только к концу Собора игнатианам удалось набрать 40 епископов. Из сторонников Фотия на Соборе не было почти ни одного епископа. Они до конца остались верными своему вождю, отказываясь от всякого подчинения патриарху Игнатию. В Византии образовались как бы две Церкви, причем неофициальная Церковь, возглавляемая Фотием, была сильнее и постепенно все более укреплялась.
Император Василий I и патриарх Игнатий поняли, что борьба с фотианами невозможна. И государство, и Церковь решили пойти навстречу фотианам. К тому же папство еще более усиливает свои притязания, бороться с которыми мог только ученый и талантливый патриарх Фотий.
Фотий сначала возвращается из ссылки, становится наставником детей императора, поселяется в мангаврском дворце. Между Фотием и Игнатием устанавливаются добрые отношения. Игнатий начинает доверять Фотию и при смерти поручает ему попечение о своих друзьях. Игнатий первым протянул руку примирения. Сознавая свою невинность, он не мог в то же время не видеть, как его правление мало приносит пользы Церкви, и борьба с Римом для него была положительно не по силам.
Есть известия, что Фотий еще при жизни Игнатия священнодействовал как патриарх и принимал участие в делах церковного управления. В 877 г. патриарх Игнатий скончался, и Фотий снова сделался патриархом.
Со вторым вступлением Фотия на Константинопольскую кафедру начинается третья и последняя фаза борьбы фотиан и игнатиан - торжество первых и постепенное исчезновение вторых.
В 879 г. патриарх Фотий созвал в Константинополе собор, который явился совершенной противоположностью игнатианскому собору 869 г. Отцов Собора было 380. Такого многочисленного Собора Церковь не видела со времени Халкидонского Собора. На нем были папские легаты и представители восточных патриархов. Председательствовал патриарх Фотий. Легаты огласили письмо папы Иоанна VIII, где он призывал принять Фотия «без всякого сомнения». Они привезли ему омофор и другие архиерейские облачения и все время относились к нему с большим почтением. Если вспомнить, что двое предыдущих пап Николай I и Адриан II решительно отказывались признать Фотия, то перемена в отношениях является знаменательной. На Соборе не было сделано ни одной уступки папе Иоанну VIII, о которых он просил.
Собор 869 г., собранный 10 лет назад против патриарха Фотия, теперь был осужден. Игнатиане нигде более не находили себе защиты. Рим перестал быть для них убежищем.
Обращение Болгарии в христианство было в 864 г., когда крестился князь Борис. Но в это время Болгария не получила церковной администрации. Епископ для нее не был назначен и в 866 г., когда царь Борис направил посольство в Рим с просьбой дать им епископа. В 870 г. Борис внезапно порвал с Римом и вновь признал главенство византийского патриарха.
После Константинопольского Собора 879 г. казалось, что торжество патриарха Фотия было полным и наступило единство между Константинополем и Римом. Но скоро начались новые несогласия из-за юрисдикции над Болгарской Церковью.
Папа Иоанн VIII остался недоволен Собором и настаивал на возвращении Болгарии. Когда император и патриарх Фотий не удовлетворили его желание, тот в 881 г. еще раз анафематствовал патриарха Фотия.
В 886 г. на императорский престол вступил Лев VI Философ. Для молодого и подозрительного царя партия фотиан показалась опасной. Враги Фотия поспешили выдвинуть против патриарха обвинение в замыслах лишить престола Македонскую династию.
Молодому императору хотелось возвести в патриархи своего брата Стефана, предназначенного в патриархи еще его отцом, Василием I. На отношения Льва VI и Фотия подействовало письмо папы Стефана VI, адресованное на имя покойного императора Василия I. Папа выражал радость о том, что император предназначал сына Стефана на служение Церкви. Это письмо не застало Василия I в живых, но попало в руки его сына Льва. Молодой император прочитал письмо с удовольствием. Он понял, что в деле низложения патриарха Фотия и возведения на его место брата Стефана он не только не встретит сопротивления со стороны Рима, но и приобретет нового и могущественного союзника. Узнав все «преступления» Фотия, Лев в 886г. созвал «духовных, преследуемых этим патриархом, низложил тирана и возвел на его место брата своего Стефана». Патриарха Фотия сослали в Гиерию (азиатский берег Босфора) и поместили в императорском замке, где он и скончался в 891 г.
Патриарх Фотий по смерти был причислен в Византийской Церкви к лику святых как местночтимый святой.
Новому патриарху было всего 16 лет. Он занимал патриарший престол 6 лет. При нем светские сановники по своему произволу управляли Церковью и изгоняли священников. Патриарх Стефан скончался в 893 г. Причислен Церковью к лику святых.