Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 13 из 29)

Похоронив императора Льва, патриарх Николай приступил к устройству церковных дел. Но здесь он встретил сопротивление евфимитов. Когда он потребовал от своих противников возвращения ему отречений и тех обвинительных грамот, которые рассматривались на соборе 907г., то евфимиты не удостоили патриарха Николая даже ответом. Тогда патриарх Николай подверг некоторых виднейших из евфимитов преследованию: одни были низложены, а другие отправлены в заточение. В 912 г. патриарх Николай созывает собор для суда над евфимитами. На этом соборе патриарх Евфимий был осужден на лишение сана и пожизненное заключение, а имя его было изглажено из церковных синодиков. При этом николаиты бросились на несчастного старца, сорвали с него священные одежды и разорвали их в куски, а патриаршие клирики рвали его бороду и нанесли ему тяжелые побои. После этого Евфимий снова был отправлен в монастырь.

Автор «Жития Евфимия» рассказывает, будто бы патриарх Николай подверг анафеме, низвержению и отлучению не только Евфимия, но и всех приверженцев, и приказывал якобы уродовать тела даже умерших своих противников. Но этим сообщениям едва ли можно доверять. Возможно, что многое из того, что приписывается патриарху Николаю, как говорит проф. А.И. Иванов[37], следует отнести к императору Александру (886 – 913 гг.) – соправитель и брат Льва Философа, который действительно сурово расправлялся с евфимитами, как друзьями покойного Льва VI.

Через некоторое время Николай примирился с патриархом Евфимием и оказывал ему знаки расположения.

Заботясь о внутреннем спокойствии патриархата, патриарх Николай стремился восстановить общение с Римом. Вскоре он отправил папе обширное послание «О четвертом браке», незаконно принятом у римлян. В послании патриарх Николай подробно излагает доводы против четверобрачия, просит папу проверить действия папских легатов на соборе 907 г. и исправить соблазнительные распоряжения Римской Церкви по вопросу о браке. На это послание ответа не последовало.

После смерти императора Александра (+ 913) государственную власть захватила четвертая жена покойного Льва VI Зоя. При ней евфимиты вновь устроили борьбу с николаитами. Положение церковных дел изменилось к лучшему только в 919 г., когда Зоя была низложена, а императорский престол занял тесть ее сына Константина Порфирородного - Роман Лакапин, бывший начальник флота. При его содействии в 920 г. в Константинополе был созван собор николаитов и евфимитов, на котором от лица тех и других был составлен соборный акт. Этим соборным актом четвертый брак объявлен недозволительным и недействительным. Затем сделаны соответствующие христианской жизни постановления о дозволительных браках втором и третьем. Евфимиты принесли на соборе раскаяние и примирились с патриархом Николаем. Патриарх известил предстоятелей других Церквей о состоявшемся примирении. В память его в Константинополе было установлено даже особое ежегодное торжество – Крестный ход из церкви св. Ирины в храм св. Софии.

Поскольку соблазн в Церкви поддерживался мнением Римской Церкви, признавшей четвертый брак Льва VI, то патриарх Николай Мистик обратился с новым письмом к римскому папе с просьбой подтвердить решение Собора 920 г. В 923 г. в Константинополь прибыли папские легаты, которые и осудили соблазны, внесенные четвертым браком Льва Философа. Общение между Церквами было восстановлено, и в ознаменование этого патриарх и легаты совершили вместе Божественную Литургию и приобщились Св. Христовых Таин.

12 мая 925 г. патриарх Николай Мистик скончался. Окончательные разногласия между николаитами и евфимитами прекратилось только через 90 лет после начала спора. В 995 г. при патриархе Николае II Хрисоверге был созван собор в Византии, на котором была провозглашена вечная память патриархам Николаю и Евфимию, их предшественникам и преемникам. Затем была объявлена анафема тем, которые осмелятся порицать Церковь за исключительное допущение четвертого брака, а также и тем, которые дерзнут нарушать святые и божественные правила Церкви. На этом окончились споры по поводу четвертого брака, волновавшие Церковь на протяжении целого столетия.

Причиной данного явления была исконная борьба двух начал общественной жизни в Византии – строго консервативного и умеренного. Как игнатиане, так и николаиты в решении церковных вопросов усвоили себе строгое направление, сложившееся в начале IX века под руководством преп. Феодора Студита. Представители второго направления – фотиане и евфимиты – держались умеренных взглядов и считали допустимым в интересах Церкви и государства приспосабливаться к обстоятельствам жизни хотя бы иногда и даже в ущерб канонам.

Отношения между Византией и Русью

Первое соприкосновение Византии с языческой Русью относится к 60-м годам IX века. В 860 г. россы, когда Михаил III с армией находился в походе против арабов, а флот сражался в Сицилии, произвели нападение на Константинополь. Патриарх Фотий в своих проповедях о русских говорил как о народе, который, будучи до того мало известным и бедным, сделался знаменитым и поднялся на вершину славы и богатства.

Первое нападение русских окончилось неудачей. Население столицы видело в этом явное заступничество Божией Матери. По свидетельству патриарха Фотия («Окружное послание»), россы после этого приняли крещение от греков и признали себя друзьями Византии и обещали ей поставлять вспомогательные войска. В благодарность за заступничество Царицы Небесной тогда и был составлен первый акафист «Радуйся, Невесто Неневестная» Георгием Писидийским.

О походах Олега и его договорах с греками византийские источники ничего не сообщают. Только в русской летописи приводится договор князя Олега от 911 г., из которого видно, что те русские, которые хотели служить в войсках императора, могли делать это свободно[38]. Русские договорились о свободной беспошлинной торговле. Договор Олега свидетельствовал, что Русь со своими соседями уже имела культурные связи.[39]

В 941 и 945 гг. князь Игорь, сын Олега, совершал походы на Византию. Первый поход закончился неудачей, а в результате второго похода Византия вынуждена была откупаться от дальнейших нападений русских уплатой значительной субсидии. Из заключенного в 945 г. договора Игоря с Византией видно, что в то время на Руси христиан было довольно много, т.к. они приносили присягу о вечном соблюдении договора и притом в христианской церкви св. Илии в Киеве, названной «соборной».

Во времена княжения Игоря христианство в Киевской Руси получило значительное распространение. Христиане имели уже свои храмы. Великая княгиня св. Ольга, первая из представителей киевского княжеского рода, осознала величие христианской веры. Летописец называет св. Ольгу «звездою утреннею, предваряющею солнце». В 957 г. она совершает путешествие в Константинополь.

В 988 г. при св. князе Владимире произошло крещение Руси, которое способствовало установлению более тесных связей между Византией и Киевом. В том же 988 г. князь Владимир послал в Византию 6000-й отряд, который помог Василию II подавить восстание Варды Фоки, представлявшее серьезную опасность для императора. Правда, за это он вынужден был отдать за Владимира свою сестру Анну.

В 1014 г. благодаря новой, 6000-й дружине русских Василий Болгаробойца победил болгар.

Византийские художники создают в новокрещенной стране такие замечательные образцы византийского искусства, как заложенный в 1037 г. Софийский собор в Киеве с его знаменитой мозаикой и фресками. На Руси в XI веке в большом количестве появляется и духовенство, и византийские зодчие – художники, ремесленники, торговцы, привозившие с собой ценные ткани, костюмы, лекарственные травы, мрамор, металлическую утварь и т.д.

На Руси стала быстро распространяться письменность на славянском языке, ибо Русь, принимая христианство от самой культурной страны того времени, приняла его на родном, славянском языке. Византийская Церковь, вводя богослужение, проповедь и церковную литературу на славянском языке, тем самым «стимулировала развитие национальной культуры, тогда как Римско-католическая Церковь с непонятой для народа латынью задерживала развитие самобытной культуры западных славян».1 При князе Владимире устраиваются школы, а при Ярославе получает широкое распространение и книжное дело. Из Болгарии наряду с богослужебными книгами были привезены творения свв. Отцов: Шестоднев, хроники, житие Варлаама и Иоасафа и другие.

Окончательное отделение Западной Церкви от Восточной в XI веке

Факт окончательного отделения Западной Церкви от Восточной был подготовлен совокупностью обстоятельств, слагавшихся на протяжении нескольких столетий.

В первые века не было заметного отличия «латинской» Церкви от Восточной. Как известно, в это время христианство на Западе распространялось восточными проповедниками; сами западные писатели писали на греческом языке, единству церковной жизни способствовало единство империи и известное единство культурной жизни античного мира.

Однако с IV века условия жизни Западной и Восточной Церкви меняются. Особенно, когда единая Римская империя была разделена на две половины – восточную и западную в 395 г. После смерти Феодосия Великого восточной половиной стал править его сын Аркадий, а западной - Гонорий. С этого момента судьба той или другой части империи складывалась неодинаково. В то время как Восточная империя продолжала еще долго сохранять свое единство и сильную императорскую власть, Западная империя вскоре после этого рухнула под ударами революции рабов и нашествия варвар. На ее территории образовалось много варварских королевств с более низкой экономикой и культурой .