Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 15 из 29)

20 июля того же года патриарх Михаил собрал собор, на котором была провозглашена анафема «римским послам, … Которые пришли в богохранимый град подобно грому, или буре, или гладу… чтобы ниспровергнуть истину».1

Обмен анафемами между Римской и Греко-Восточной Церквами явился важным и весьма печальным событием в истории христианской Церкви. С этого момента церковное единение было окончательно нарушено.

Преувеличенное сознание у латинян примата Римской Церкви и национализм представителей Церкви Греческой как бы заслонили от непосредственных участников значение этого разделения. Последствия происшедшего разделения были печальны как для Западной, так и Восточной Церкви. Обе части христианского мира как бы замкнулись в себе. Отдельные местные особенности с этих пор признавались имеющими значение вселенское. Это легко можно заметить на постоянном росте тех требований, которые предъявлялись к восточным христианам при переговорах об унии, в XIII в. – Лионская уния (1274 г.), в XV в. – Ферраро-флорентийская уния (1438 г.), в XVI в. – Брестская уния (1596 г.).

Восточная Церковь осталась одинокой в борьбе с наступающим исламом и не находила поддержки против поползновений на господство в церковных делах со стороны византийских императоров.

Тяжелым оказалось последствие разрыва и для Запада.

Долгое время Восток служил «противовесом» чрезмерному увлечению властью пап даже на Западе. Но после разделения теория о неограниченной папской власти очень скоро достигает предела при папе Григории VII. Свобода и особенности национальных церквей Запада полностью подавляются. В западном богословии утверждается схоластическое направление, значительно отличающееся от богословия святоотеческого.

ГЛАВА II

С 1054 ГОДА ДО ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

Состояние Византии в эпоху Крестовых походов.[40] Династия Комнинов

(1081 - 1185гг.).

С прекращением Македонской династии в 1056 г. и длительной анархии с 1056 по 1081 гг. на византийский престол вступила династия Комнинов. Три первых императора этой династии: Алексей Комнин, его сын Иоанн II и внук Мануил были энергичными, предприимчивыми и незаурядными правителями. Выступая в качестве представителей военной феодальной знати, выдвинувшей программу «спасения отечества», они дали возможность империи еще недолго продлить свое существование.

Ко времени начала династии Комнинов Византийское государство находилось в тяжелом положении. В результате военного разгрома на полях Манцикерта (к северу от озера Ван) в 1071 году Роман Диоген был разбит турками, попал к ним в плен, а по возвращении из плена зверски ослеплен Дуками. Богатые малоазийские области стали добычей турок. К 80-м годам турки из Месопотамии продвинулись в Сирию, Киликию, Каппадокию, Ликаонию, Фригию, Вифинию.

В Азии во власти империи остались только немногие прибрежные города. Ко всему этому присоединилась угроза норманской опасности. Норманы в 70-х годах завоевали у Византии Апулию и Калабрию и теперь готовились переправиться через Адриатическое море и напасть на Византию с Запада. Их силы были объединены могущественным Робертом Гвискаром[41] – герцогом Апулии.

В июне 1081г. норманская армия осадила Дураццо, морскую крепость, прикрывающую берега Эпира. Флота у Византии не было. От сухопутных войск оставались только остатки. Поэтому военное дело и военная оборона стали основными в политике Византийского двора.

Ввиду угрозы норманского вторжения в европейские провинции, Алексей Комнин вынужден был заключить мир с турками сельджуками, признав за ними все их владения, в том числе и город Никею, так что он из окон своего двора мог видеть город, заселенный турками.

В то же время он заключил союз с венецианцами, которые враждовали с норманнами, предоставив венецианцам обширные торговые привилегии. В ход было пущено византийское золото, и в результате норманнская опасность была устранена, и все захваченные норманнами земли, гавани и острова были завоеваны обратно.

Но грозная опасность возросла на севере. Восстали павликиане[42] и богомилы, которые призвали на помощь печенегов и половцев. Печенеги завязали сношения с малоазийскими сельджуками.

Алексей разъединил половцев от печенегов. А затем вместе с половцами истребил печенежские орды, а также павликиан и богомилов.

Турецкий эмир Чаха, мечтавший о покорении Константинополя, носивший титул и облачение восточных императоров, не успел прибыть со своим флотом на помощь печенегам. Его флот был разбит, а когда он вернулся в Малую Азию, его убил тесть – Никейский султан.

Алексий Комнин несколько раз взывал о помощи к Западу. На Западе был организован первый крестовый поход, под знаменем освобождения «Гроба Господня» от ига мусульман. Крупные феодалы и рыцари мечтали о захвате новых земель. Купечество стремилось укрепить торговые позиции на Востоке. Народы Запада устремились «мириадами» к границам империи. Вождем крестового ополчения был тарентский герцог Боэмунд.

Одних вождей крестоносцев Алексей уговорил, других подкупил, третьих вынудил силой принести ему присягу в верности и дать обязательство возвратить бывшие провинции Византии, которые удастся отвоевать у турок. На этих условиях византийцы переправили крестоносцев в Малую Азию, обещая оказывать им помощь войсками и продовольствием до отвоевания Гроба Господня.

Когда крестоносцы завоевывали Сирию и Палестину, Алексей расширял свои владения в Малой Азии. Первый крестовый поход вернул Византии Никейскую область, Лидию и значительную часть Фригии. Турки сельджуки были ослаблены и на целое столетие перешли от наступления к обороне. Крестоносцы основали в Сирии и Палестине, в городах Эдессе, Антиохии, Триполи и Иерусалиме латинские феодальные владения.

Сын и преемник Алексея Иоанн Комнин расширил границы Византии почти до Антиохии и Евфрата.

Следующий из Комнинов Мануил был таким же неутомимым воином, как его отец и дед. Все его правление прошло в непрерывных, в большинстве - успешных, войнах. Ему удалось оттеснить сельджуков до Икония.

В его правление на Западе был организован второй крестовый поход под предводительством германского императора Конрада III и французского короля Людовика VII в Малую Азию. Этот крестовый поход окончился катастрофой, которая постигла крестоносцев в Малой Азии и под стенами Дамаска, не столько от оружия сельджуков, сколько от голода и плохой организации.

При Мануиле Венгрия попадает в зависимость от Византии, обязуясь поставлять солдат в византийскую армию. Мануил снова выдвинул старый план восстановления всемирной Римской империи. С этой целью он вмешался в борьбу западного императора Фридриха Барбароссы с римским папой, став на сторону последнего. Не щадя золота, которое он давал боровшимся с Фридрихом Барбароссой, Мануил Комнин предлагал папе Александру III план объединения старого и нового Рима, план соединения Церквей и ликвидации Церковного раскола. Но это не дало Византии никаких положительных результатов и только вызвало недовольство политикой императора.

Главная опасность для Империи по-прежнему оставалась со стороны турок. Попытка напасть с главными силами на Иконий – столицу сельджуков, потерпела неудачу. Византийская армия была разгромлена. В итоге долгого и внешне блестящего царствования Мануила, империя оказалась ослабленной в военном отношении и с совершенно опустошенной казной.

После смерти Мануила в столице началось недовольство. Народ был возмущен покровительством городам Венеции. Вождем народного движения выступил Андроник – двоюродный брат Мануила. Обвиненный в заговоре, Андроник шесть лет был в тюрьме. Затем бежал из тюрьмы. Спасался у Галицкого князя Ярослава, затем побывал в Антиохии, Палестине, Дамаске, Багдаде, Грузии. Незадолго до смерти Мануил с ним примирился и назначил его на жительство в Пафлагонию. Когда же в Константинополе вспыхнуло восстание 1182 г. против жены Мануила – Марии, регентши сына Мануила Алексея II, Андроник поспешил сюда и был провозглашен императором.

Вся жизнь Андроника протекала в кутежах, интригах и заговорах, хотя ему уже при вступлении было 67 лет. Константинопольский плебс, который возглавил Андроник, набросился на латинские кварталы у Золотого Рога, насчитывавшие до 60 тысяч жителей. Все латиняне, не успевшие спастись морем, подверглись беспощадному истреблению. Кто не выходил из домов, тех сжигали вместе с домами. Богатый иностранный квартал был превращен в дымящиеся развалины. 4 тысячи уцелевших венецианцев, генуэзцев и сицилийцев были проданы в рабство турками.

Объявив себя крестьянским императором[43], Андроник беспощадно обрушился на крупные землевладения и иностранцев. По отношению к аристократии и деятелям прежнего режима Андроник повел политику жесткого террора, вешая их, ослепляя и сжигая живыми. Но в то же время он облегчил подати, отменил покупку должности, упразднил роскошные придворные празднества.

В 1185 г. недовольная византийская знать подняла восстание. Андроника заключили в тюрьму, отрубили правую руку и выкололи один глаз, затем его провели по улицам, побивая камнями, и, наконец, изувеченного, еле дышащего старика, повесили за обе ноги на ипподроме.

На престол был возведен Исаак Ангел, которого в 1195 г. низложил и ослепил его брат Алексий III Ангел. Со вступлением новой династии Ангелов разложение государства пошло быстрым ходом. Империя распалась на отдельные полуфеодальные владения. В городах снова укрепились итальянские торговцы.