При изъяснении данного текста образовалось несколько партий, но в качестве господствующих выдвинулось две. Одна партия считала, что Господь назвал Себя меньшим Отца потому, что Бог Отец есть Виновник Сына, что Он есть Причина Его вечного рождения. Другие, к которым примыкал и император Мануил, считали, что, говоря так, Господь имел в виду Свою человеческую природу.
В 1166 году в Константинополе императором был созван Собор, на котором была провозглашена вечная память «принимающим», что в рассматриваемых словах говорится «О человечестве Сына Божия, которым Он пострадал» и признающим, что плоти Иисуса Христа подобает поклонение «единым поклонением, как пребывающая в неразрывном соединении с Его божеством». Противное же мнение было анафематствовано.
По инициативе императора Мануила, к концу его царствования, поднялся новый спор «о Боге Магометовом». Императору не понравилась формула, которая находилась в греческом Требнике: «Анафема богу Магометову, о котором Магомет говорит, что он не рожден, и ему никто не подобен».
Был созван собор, и формула была заменена, в которой вместо анафемы на бога Магометова провозглашалась анафема на самого Магомета, его учение и приверженцев.
1. Четвертый крестовый поход. Разложение Византийской империи, наблюдавшееся к концу XII в., зародило мысль захватить и разделить между собою остатки византийских владений и богатств. Этому способствовало желание ограбить сокровища Константинополя, а также ненависть латинян к «схизматикам» – грекам, раздражение, вызванное на Западе неудачами третьего крестового похода (1189-1190), причину которых видели в предательстве греков.
Во главе стояла Венеция, которая была обеспокоена растущей враждебностью византийцев и соперничеством других итальянских городов – Генуи и Пизы. Венецианские политики и, в частности, дож Венеции Энрико Дандоло пришли к выводу, что лучшим способом поднять политические и экономические могущества Венеции явится завоевание Византийской империи.
После неудачного третьего крестового похода на Западе шла подготовка к новому походу – четвертому. Организатором похода выступил папа Иннокентий III. Своей проповедью он воодушевил французское и фландрское рыцарство на завоевание Святой Земли. Крестоносцы собирались в Венеции, чтобы договориться с венецианской республикой о перевозке войск на Восток, в Египет, намереваясь оттуда нанести главный удар мусульманам. Однако дож Венеции Дандоло решил направить собравшиеся крестоносные силы против Византии. Он согласился перевезти крестоносцев за 85 тыс. марок серебра, заранее зная, что крестоносцы не в состоянии будут уплатить всей установленной суммы за перевозку. Скоро выяснилось, что они не располагают достаточными средствами для расчета с Венецией. Тогда венецианское правительство предложило крестоносцам уплатить остаток причитающихся с них денег натурой – завоевать для Венеции город Зару (в Далмации), захваченный венгерским королем. Крестоносцы согласились. Зара была взята, но здесь крестоносцев застигла глубокая осень, и они были вынуждены зазимовать.
Во время подготовки крестового похода, в Византии происходила ожесточенная борьба вокруг императорского престола. В 1195 г. император Исаак Ангел был свергнут и ослеплен собственным братом Алексеем III Ангелом. Сын Исаака Алексей успел с помощью пизанцев бежать на Запад. Здесь он сначала искал помощи для себя и своего отца у папы и своего зятя, герцога Швабского Филиппа. Когда крестоносцы заняли Зару, то царевич Алексей явился в их лагерь в сопровождении послов Филиппа Швабского. Послы предложили вождям-крестоносцам восстановить законного императора Исаака и его сына Алексея на византийском троне, за что крестоносцам было обещано крупное денежное вознаграждение, могучая военная поддержка в походе на Восток и ликвидация церковного раскола.
Благодаря стараниям Дандоло и итальянского князя Бонифация, маркиза Монферратского, договор был заключен, по которому Алексей и его отец обязывались уплатить крестоносцам 200 тыс. марок серебра, послать вспомогательное войско в Палестину и признать верховенство папы над Восточной Церковью.
Весной 1203 года крестоносный флот отплыл на остров Корфу, а оттуда к Константинополю. Когда крестоносцы увидели со своих кораблей всю громаду царственного города, то они не могли поверить, что на свете может существовать такой богатый город. Высадившись на азиатском берегу, крестоносцы в первую очередь разграбили предместье столицы Халкидон.
Алексей III укрылся в своей столице, надеясь на ее крепкие стены. Попытки его завязать мирные переговоры крестоносцами были отвергнуты. Между тем византийцы не изъявили никакой преданности царевичу, которого они пришли посадить на престол. Несколько раз крестоносцы подводили его к городской стене, представляя народу, но народ каждый раз выражал свое негодование против него и готовность защищаться против иноземных пришельцев. Причина этого заключалась в негодовании на него за измену и содружество с латинянами.
Возможно, что если бы осада произведена была только с суши, то византийцы с помощью наемных войск ее бы выдержали. Город был недостаточно защищен стенами, огромная железная цепь преграждала вход в гавань Золотого рога. Но венецианцы успели порвать цепь, и весь флот их явился под стенами города. Однажды, когда греческие войска отражали общее нападение с суши, венецианцы приблизились на судах к огромной башне, спустили с нее подъемный мост, внезапно появились внутри столицы и зажгли ее в разных местах. Произошло всеобщее смятение. Император, оставив своих подданных, бежал из столицы, захватив с собой всю казну. Греческие сановники обратились к Исааку, томившемуся в темнице, вывели его из заключения и возвели на престол. Царевич Алексей был объявлен соправителем своего отца. Император Исаак подтвердил договор Алексея, хотя и признал его тяжким и трудноисполнимым. Для предупреждения столкновения с греками, крестоносцам отведено было особое место на другой стороне гавани в предместье Галате.
Руководители похода и новый император Алексей IV известили о случившемся папу Иннокентия III. Папа выражал полную радость и настаивал, чтобы все обещания были выполнены в точности. Однако выполнить договор оба императора оказались не в состоянии. Византийская казна была пуста. Конфисковав частное имущество императорской фамилии и собрав драгоценную утварь из константинопольских церквей, Исаак и Алексей едва смогли выплатить половину обусловленной договором контрибуции – 100 тыс. марок.
Реквизиция церковных ценностей дала новую пищу для антилатинской пропаганды. Дело дошло до кровавых стычек. Во время одной из таких стычек пьяные фламандцы снова зажгли город, результатом чего был страшный пожар, длившийся двое суток и захвативший в ширину пространство около двух километров в восточных кварталах города. Потери людьми, имуществом, роскошными зданиями и художественными ценностями были громадны. Ненависть византийцев направилась против императора Исаака и его сына.
В феврале 1204 года духовенство, знать и народ, собравшись в храме Св. Софии, избрали на императорский престол Алексея Дуку, прозвищем Мурзуфл. Алексей IV был удавлен в темнице; его отец Исаак умер от испуга при весте о смерти сына.
Алексей Мурзуфл решил продолжать борьбу с латинянами. На предложение подчинить греческую Церковь Римскому престолу он отвечал, что лучше согласен погибнуть со своими подданными, чем подчиниться папе. Но спасти Константинополь было уже невозможно.
У нового правительства не было никаких сил, наемники же не желали сражаться без уплаты им задолженности. 12 апреля крестоносцы произвели второй штурм столицы Византии, причем главный удар был направлен со стороны Золотого рога при содействии флота. Проникнув через один вход в город, крестоносцы снова подожгли его, чтобы облегчить себе путь продвижения. Этот третий за время осады пожар завершил разрушение Константинополя.
По словам историка-очевидца Виллардуэна, от трех пожаров в Царьграде погибло столько домов, сколько было тогда в самых крупных городах Франции. Видя невозможность дальнейшего сопротивления, Мурзуфл тайно ночью бежал. Наступила полная анархия, воспользовавшись которой крестоносцы овладели городом 13 апреля 1204 г.
Началось знаменитое в летописях средневековое опустошение Царьграда. Систематический грабеж продолжался три дня. Каждый крестоносец захватывал себе по выбору дом и делал с его обитателями все, что ему заблагорассудится. Убийства безоружного населения, продажа в рабство детей, пьянство и грабежи заполнили эти три дня деятельности крестоносцев. При разгроме столицы Византии подверглись уничтожению многие замечательные памятники античного искусства, собранные Константином и его преемниками. Крестоносцы получили такую добычу, какой никто не получал от сотворения мира. Эта добыча была так велика, что ее не могли сосчитать. «Она заключала в себе золото, серебро, драгоценные камни, золотые и серебряные сосуды, шелковые ткани, меха и все, что есть прекрасного в этом мире». Было расхищено множество священных предметов: чудотворных икон, св. мощей и других святынь Православной Церкви.[47] Большая часть этих реликвий во время разгрома византийской столицы стала добычей латинского духовенства, была вывезена на Запад и сейчас находится в церквах Рима, Парижа, Венеции и Амальфы. Крестоносцы в это время сожгли тысячи церквей. В алтарь св. Софии они ввели мулов для нагрузки церковных богатств, загрязнив святое место; разбили престол, великий по художеству и материалу, Божественный по святости, и расхитили его куски.
Подверглись расхищению и могилы императоров, из которых извлечены, были все находившиеся в них драгоценные украшения и сокровища. В храме св. Иоанна Богослова был погребен император Василий Болгаробойца (975 – 1025), перед которым в свое время трепетала и Италия. Теперь крестоносцы вытащили высохшее старческое тело и, всунув в руки волынку, прислонили к стене разграбленной церкви. В таком положении оно оставалось до изгнания латинян из Константинополя, т.е. до 1261 г.