Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 2 из 29)

По этой теории «два меча» (Лк. 22. 38) – власть духовная и светская принадлежит папе, который передает светскую власть от себя государям, но может и отнять ее, т.е. низложить государя, неповинующегося папе, освободить от присяги его подданных и т.д.

2. Противоположная ей – теория «цезарепапизма».

Духовная и светская власть сосредоточивается в лице главы государства (императора). Эта теория ведет свое начало от языческого, римского понятия о государе, как о верховном первосвященнике (pontifex maximus). В соответствии с этим понятием, государю предоставляется право не только нарушать церковные правила в личной жизни, но даже вмешиваться в вопросы самой веры. К такой власти стремились отдельные византийские императоры и некоторые государи Западной Европы.

3. «Симфония» двух властей, или согласованность светской и духовной власти, не вмешивающихся в чужие области и поддерживающие одна другую.

Император Юстиниан в предисловии к 6 новелле говорит: «Два величайших дара дано людям от Всевышней благости – священство и государственная власть. Но оба, происходя из одного и того же начала, совместно благоустрояют человеческую жизнь: государство благоустрояет священство, последнее молится за государство». Этот дуализм власти достигает своей кульминационной точки развития при императоре Василии I Македонянине (867-886) и знаменитом Константинопольском патриархе Фотии (857-867; 877-886). В законодательном документе того времени «Эпанагоге», составленном при участии патриарха Фотия, записано: «Источником власти является Господь наш Иисус Христос. Он Верховный Законодатель. Его наместником на земле – царь и патриарх, из которых один управляет телом государства, а другой – душою».

Следует заметить, что случаи вмешательства византийских императоров в дела Церкви были очень часты, что дало основание говорить о «византийском цезарепапизме». В таких нарушениях были виновны и отдельные иерархи, поддававшиеся «соблазну заменить тяжелый путь личного подвига помощью государства» (Проф. С.В. Троицкий), или же просто уступая требованиям императоров. Но принципиально Православная Церковь, как это выражено в постановлениях соборов и канонов, никогда не признавала за императорами права вмешиваться во внутренние дела Церкви.

Выразителями православного понимания взаимоотношения Церкви и империи были св. Афанасий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. Максим Исповедник, св. Феодор Студит.

Изучение истории Византии и Византийской Церкви

Интерес к византийской империи в науке, главным образом Запада, появляется после падения Византии. Первым этапом изучения византийской истории было собирание и публикация отдельных рукописей, творений св. Отцов Церкви и сочинений византийских историков. В «Магдебургские центурии», а затем в «Церковные летописи» Барония (XVI в.) уже включаются и события византийской истории.

В XVII в. среди историков было много членов монашеских орденов и других духовных лиц Западной Церкви. Они помимо издания творений св. Отцов составляли пособия по истории Византийской Церкви. Например, «Христианский Восток» Лекьена, «Словарь средневекового греческого языка» Дюканжа, Парижское издание византийских историков и др. История Восточной Церкви включалась в известные многотомные издания Клода Флери (20 томов) и Тильмона (6 томов, до императора Анастасия 491-518 гг.).

В эпоху «Просвещения» (XVIII в.) к Византии, Византийской Церкви и их истории высказывалось пренебрежительное отношение. Вольтер и Монтескье изображали византийскую историю как самый мрачный эпизод средневекового варварства, а английский историк конца XVIIв. Гиббон рисует эту историю как не прекращавшееся разложение[4] (см. его сочинение «История упадка и гибели Римской Империи»).

Вторая половина XIX в. характеризуется резким поворотом в научном византиноведении. В университетах создаются кафедры Византологии. Большую роль в развитии византиноведения играют исследования французского византиниста Шарля Диля (1859-1944 гг.). Полный список его научных трудов содержит свыше 300 названий, в том числе ряд капитальных монографий. «История Византийской империи» (гос. изд. иностр. лит. 1948 г.), «Основные проблемы Византийской истории» (1947 г.), «Юстиниан и Византийская Цивилизация в VI в.» (СПб. 1908 г.) и другие его работы переведены на русский язык.

Также на русский язык переведены курсы истории Византии немецких ученых Герцберга и Гельцера. (Очерки по истории Византии под ред. В.Н. Бенешевича, СПб. 1912 г.)

Русское византиноведение

В древнерусской литературе византийская история была представлена повестями и пересказами из византийских историков и хронистов (Георгий Амартол (IX в.), Иоанн Малала (XIв.), Иоанн Зонара (XI и нач. XII в.), Симеон Логофет (Х в.) и др.)

В конце XVIII, начале XIX столетия вопросами византиноведения занималась Академия наук (немцы Шлецер, Штритер, Круг и Куник). Она собирала и подготавливала источники по древнерусской истории, среди которых византийские занимали первое место. Например, Штритер издал на латинском языке четырехтомный свод византийских свидетельств о Руси. Впоследствии этот капитальный труд был переведен на русский язык, служа ценным пособием для исследователей до настоящего времени.

После 1850 г. появляются труды по византиноведению А.П. Зернова («Об отношении Константинопольского патриарха к русской иерархии», «Очерки жизни Константинопольского патриарха Фотия», «Жизнь и литературные труды императора Константина Багрянородного» Харьков, 1858 и др.); А.К. Завадского-Краснопольского («Влияние Греко-восточной культуры на развитие цивилизации в Европе»); В.С. Иконникова («Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской Истории»). Однако этот период был подготовительным в истории развития русского византиноведения, так как искались пути, ставились задачи, над которыми должны были работать в будущем русские византинисты.

Расцвет русского византиноведения связан с именами В. Г. Васильевского (1838 – 1899 гг.) и Ф. И. Успенского (1845 – 1928 гг.).

Василий Григорьевич Васильевский родился в 1838 г. в семье священника. Учился в Ярославской семинарии и главном Педагогическом Институте. До окончания курса перешел на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Университета. В 1862 г. университет командировал его в Берлин и Иену. В 1870 г. окончил университет и остался доцентом по кафедре средней истории при университете. С 1890 г. редактор «Журнала Министерства Народного Просвещения».

Предметом его исследований была социально-экономическая история Византии и русско-византийские отношения. Также изучал византийские источники по истории древней Руси (Жития Георгия Амастридского и преп. Стефана Сурожского, «Записки греческого топарха» и др.). Благодаря его работам (всего 3 тома его исследований)[5] исследователи русской истории стали широко пользоваться византийскими источниками.

Крещение Руси при князе Владимире в работах Васильевского («Варяго - русская и варяго - английская дружины в Константинополе XI - XII вв.», «К Истории 976-986 гг.») впервые получило правильную оценку. Его широкий исторический кругозор установил связь между печенежскими набегами и историей первого крестового похода (1096 г). В. Г. Васильевский был создателем и организатором русской научной школы византиноведения, давшей немало ценных работ по всем разделам истории Византии.

Вторым крупнейшим после Васильевского русским византинистом был Ф.И. Успенский (1845 - 1928 гг.).

Феодор Иванович Успенский родился 7 февраля 1845 г. в Погосте Горки, Галического уезда, Костромской губернии в семье пономаря местной церкви Ивана Яковлевича Успенского. Окончив в 1860 г. Галичское духовное училище и Костромскую семинарию, он год преподавал русский язык в Галичском уездном училище. Позднее он поступает в Петербургский Университет на историко-филологический факультет, где В. Г. Васильевский был молодым доцентом. В 1874 г. Успенский окончил университет и был назначен доцентом в Новороссийский Университет в Одессе. Там он встретил профессоров-исследователей, занимавшихся историей Византии – Н.Н. Кондакова, Н.Ф. Красносельцева, А.И. Кирпичникова, Ф.К. Бруна и др.

В 1876 г. Ф.И. Успенский едет в научную командировку за границу. Там он работал над трудом «Образование второго болгарского царства», за что ему была присвоена степень доктора всеобщей истории.

В 1894 г. Ф.И. Успенский организовал археологический институт в Константинополе, директором которого он состоял с первого и до последнего дня.

Работая в Константинополе, Федор Иванович подготавливает к печати «Историю Византийской империи» в 3-х томах. Но при его жизни вышел только первый том (в 1913 г.), до 717 г., и в 1927 г. первая половина второго тома. Третий том вышел после его смерти в Москве в 1948 г. Из-за начала первой мировой войны деятельность археологического института в Константинополе прервалась и Успенский возвращается в Петербург, оставив в Константинополе личную библиотеку и имущество.

В советское время благодаря ему вновь был восстановлен журнал «Византийский временник», выходивший с конца XIX века. Всего его трудов издано более 40.

После 1917 года третий том его трехтомного труда был издан отделением истории и философии Академии Наук СССР в 1948 году[6]. В 1996 – 1997 годах было осуществлено дополненное переиздание его труда.[7]

Кроме В. Г. Васильевского и Ф. И. Успенского, историю Византийской церкви разрабатывали профессора Духовных Академий: А.П. Лебедев, Ф. Терновский, Россейкин и др. Следует отметить еще ряд ценных изданий по истории византийского искусства Кондакова, Лазарева, Айналова; «История Византии» А.А. Васильева и др.

ГЛАВА I

С ЭПОХИ ЮСТИНИАНА ДО 1054 ГОДА.