Не успели члены Сената утереть слезы умиления, как в городе забушевала буря, поднятая арсенитами. Иосиф не только разрешил императора от наложенной клятвы, но и связал себя самого. Обманулся в своих расчетах и император. Народное примирение его с церковью не только не поправило его положения в глазах народа, но благодаря арсенитам еще ухудшило. Раскол из Константинополя распространился в провинции, куда бежали арсениты. Поднялось монашество. Раскольники отказывались служить царю и патриарху.
В октябре 1273 г. Арсений скончался, повторив на смертном одре свое отлучение на императора. Движение усиливалось. Империя же переживала трудный момент. Со всех сторон на нее нападали враги: болгары, венгры, татары, турки. С Запада ей угрожала коалиция европейских католических государств.
Михаил Палеолог решил заручиться помощью папы путем заключения унии с латинской церковью. Ближайшим помощником в этом деле для него явился человек редкой образованности и обширного административного ума, Иоанн Векк, который возведен на патриарший престол вместо Иосифа, воспротивившегося унии. Иоанна Векка окружали лучшие богословы того времени. На стороне правительства стояло все влиятельные и богатые из духовного и светского мира.
В 1274 г. уния была заключена. Она дала новый толчок развитию раскола, так как затрагивала чистоту Православия, чистоту догматов. Против правительства выступила новая могущественная партия, возглавляемая низложенным патриархом Иосифом. Арсениты еще более сплотились, стремясь захватить руководство движением.
Император и Иоанн Векк приняли меры к подавлению движения. Снова начались массовые репрессии. Тюрьмы и крепости наполнились заключенными. Сотни изувечены или пущены по миру, тысячи изгнаны. Палеолога не только в памфлетах, но и открыто называли Юлианом Отступником. Лучшие сановники отказывались ему служить. Ближайшие родственники строили козни. Даже на сына Андроника он не мог положиться. Империя приходила все более в плачевное состояние. Восточные области разоряли губернаторы, западные опустошены войнами и набегами. Народ был доведен до крайней степени обнищания и озлобления.
Папа Мартин IV, по вступлении на престол в 1281 г., на дружеское приветствие императора прислал ему анафему за неискреннее отношение к унии.
11 декабря 1282 г. император умер. Со смертью императора положение партий в империи изменилось.
Андроник Палеолог старший был вялым и нерешительным. Все бремя власти он передал великому логофету Музалону, стороннику Иосифа. Этим участь партий была решена.
В первую очередь иосифиты совместно с арсенитами обрушились на сторонников Лионской унии. Иоанн Векк был низложен, осужден собором и сослан. Покойный Михаил Палеолог объявлен лишенным погребения и поминовения.
На патриарший престол был вначале возвращен Иосиф, а после его смерти в марте 1283 г., по предложению Андроника, был избран Георгий Кипрский, хиротонисанный под именем Григория. Хиротонию производил епископ, не причастный к соблазну унии и в церкви, не оскверненной униатами. Храм св. Софии был снова освящен. Во время хиротонии, которой руководили арсениты, в храм не были допущены ни один из клириков патриархии. После избрания патриарха, по настоянию арсенитов, был созван собор во Влахернском храме, на котором подвергнуты суду все епископы, обвиняемые в измене ослепленному Иоанну Ласкарису и Арсению. Все обвиняемые были низложены, подвергались всевозможным издевательствам, побоям и пощечинами изгнаны из церкви. Вдовствующую императрицу Феодору заставили подписать покаянную грамоту с обязательством, что она никогда не позволит себе добиваться христианского погребения и поминовения супруга.
Когда расправа окончилась, партии очутились лицом к лицу друг с другом, и озлобление между ними разгорелось с удвоенной силой. Арсенитам казалось, что патриарх Григорий больше склоняется на сторону иосифитов, и они повели борьбу против патриарха и иосифитов.
Андроник в целях примирения созвал собор. Так как никакого соглашения нельзя было достигнуть, арсениты предложили «суд Божий». По их настоянию решено было два свитка с требованиями каждой партии одновременно бросить в огонь, и какой свиток останется целым, то дело той партии и считать правым, если оба свитка сгорят, то противники примиряются.
Приготовили серебряный треножник для разведения огня. При огромном стечении ревнителей и зрителей в день Великой Субботы свитки были брошены в огонь, и… оба сгорели дотла. Арсениты пали ниц перед императором и обещали повиноваться во всем. Примирение как будто состоялось к великой радости Андроника и патриарха.
Но на другой день Пасхи арсениты заговорили по-другому и снова прервали общение с патриархом. Напрасно император и патриарх взывали к их благоразумию и искали способы к примирению. Так, по желанию арсенитов, тело Арсения с острова Прикопнис было торжественно перенесено в столицу. Его встретили император во главе всего двора и патриарх во главе всего духовенства при огромном стечении всего народа. Тело внесли в храм св. Софии, перед литургией облачили в святительские ризы, затем перенесли на горнее место в алтарь, где оно и оставалось во все время литургии. По окончании службы положили в раку и поставили направо от алтаря.
Но все эти почести и церемонии не произвели ни малейшего впечатления на суровых раскольников. Они требовали низложения Григория, и Андроник уступил. На место Григория был избран Афанасий, который занимал дважды кафедру (1289-1293 и 1304-1310), затем Иоанн XIII. Борьба арсенитов продолжалась и при этих патриархах, но она принимала все более характер личных счетов, и потому интерес к ней с каждым годом падал.
Первым из Палеологов был Михаил VIII, человек коварный и жестокий, но талантливый и искусный дипломат, сумевший спасти империю от грозившей опасности со стороны Запада. Он передал престол своему сыну Андронику II старшему, которого, как говорят историки, «природа предназначила в профессора богословия, а случай сделал византийским императором».
Не обладая государственными способностями, Андроник II в 1295 году короновал императорским венцом своего старшего сына Михаила, который умер раньше своего отца в 1320 г., оставив после себя сына Андроника III. Между дедом и внуком разгорелась междоусобная война, закончившаяся в пользу внука. В 1328 году Андроник III захватил Константинополь, низложил своего деда, который ушел в монастырь.
Во главе правительства Андроника III младшего стал Иоанн Кантакузин, главный руководитель восстания против деда – Андроника II. После смерти Андроника младшего в 1341 г. престол перешел в руки его сына Иоанна V, которому было в это время 11 лет. Но Иоанн Кантакузин провозгласил себя императором во Фракии. В империи появилось два императора. Кантакузин на помощь позвал турок, с которыми он породнился, выдав свою дочь за одного османского султана, и одержал верх. В Адрианополе вскоре Иоанна Кантакузина короновал Иерусалимский патриарх.
Вторая дочь Кантакузина – Елена была выдана замуж за юного Иоанна V Палеолога. Стремясь к тому, чтобы вся власть была в его руках, он провозгласил своего сына императором, объявив его соправителем, а Иоанна V запретил поминать в Церквах и на общественных торжествах. Однако Иоанн V Палеолог, призвав на помощь генуэзцев, заставил Кантакузина отречься от престола, постричься в монахи с именем Иоасафа, так что Кантакузин последние дни своей жизни (+1383) доживал в монастыре, составляя свои «мемуары».
Иоанн V стал единодержавен. Империя в это время состояла из Фракии, опустошенной и разоренной, и нескольких островов. Но злоключения его еще не кончились. Против Иоанна V восстал его старший сын Андроник IV, который низложил отца, посадив его и своего брата Мануила в темницу. Однако Иоанну V при помощи турок удалось вернуть престол в 1379 г. Затем в 1390 году против него восстал его внук сын Андроника IV – Иоанн VII, но он был несколько месяцев, потом был свергнут.
В начале 1391 года Иоанн V умер. Императором сделался его сын Мануил II.
Первоначально он получил в управление Фессалонику. Желая освободить от турецкого ига соседний Фессалонике город, он вошел в сношение с населением этого года, готовясь, напасть на турецкий гарнизон, но замысел был раскрыт. Султан Мурад готовился жестоко расправиться с правителем Фессалоники. Не будучи готовым оказать сопротивление надвигавшейся грозе, Мануил после попытки найти убежище у отца, направился прямо в резиденцию Мурада и принес ему раскаяние в своем поступке.
«Безбожный, но разумный Мурад простил Мануила, отправил его обратно к отцу с письмом, в котором просил Иоанна V простить сыну то, что он сделал по неведению». Благородство его души особенно проявилось в выкупе отца его Иоанна V, из рук венецианцев, которые при возвращении императора из Италии задержали его в Венеции за неуплату в срок взятой в долг суммы денег.
В то время как старший сын Иоанна Андроник IV, управлявший в отсутствие отца государством, остался глух к мольбам отца, Мануил быстро собрал нужную сумму, отправился лично в Венецию и выкупил отца из плена. В последние годы своей жизни Мануил передал управление государством сыну Иоанну VIII, а сам посвятил время изучению Священного Писания. Перед смертью принял монашество с именем Матфия. Сын и его преемник Иоанн VIII царствовал с 1425 по 1448 г. Его первой женой была русская княжна Анна, дочь великого Московского князя Василия I.[49]
У Иоанна VIII, не было детей, поэтому после его смерти в 1448 престол перешел к его брату, морейскому деспоту Константину XI. Константин XI пал при взятии Константинополя турками в мае 1453 г. Из братьев, переживших Константина XI был Дмитрий Палеолог, который попал в плен к Мухаммеду II, последний женился на его дочери. Другой брат Фома умер в Италии. Дочь Фомы Зоя была выдана замуж за далекого князя Московского Иоанна III и известна в русских источниках под именем Софии Палеолог.