Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 22 из 29)

Турки – османы.

В половине XI века османские турки, теснимые монголами, переселились из Средней Азии на запад в Малую Азию. Здесь они поступили на службу к сельджукскому иконийскому султану, потом, когда Иконийское царство разрушили монголы, они под предводительством султана Османа укрепились в горах Вифании и образовали разбойничье государство. Сын Османа - Орхан (1326-1360) подчинил себе Никомидию и большое число греческих городов в Малой Азии, сделав Бруссу - своей столицей. Орхан первый принял на себя титул Падишаха и назвал ворота своего дворца высокою портою (Оттоманская порта).

Греческий император Андроник III Палеолог хотел остановить османов, но в 1333 г. под стенами Никеи был разбит, и Никея отошла к империи турок.

Во время своих завоеваний Орхан пролил много христианской крови. Многие из малоазиатских христиан, чтобы избавиться от смерти или не лишиться свободы, принимали магометанство.

Преемник Орхана Мурад I (1360-1389) перешел в Европу, отнял у греков Фракию, сделав город Адрианополь своей столицей в 1362. Сербы, болгары и венгры надеялись соединенными силами остановить нашествие Мурада на Европу, но были разбиты.

Тысячи европейских христиан, особенно женщин и детей, были отправлены в Малую Азию для заселения пустынных мест. Там их по большей части обращали в магометанство. Особенно тяжело было для христиан распоряжение Мурада, чтобы пятый из всех военнопленных свыше 15-летнего возраста поступал в распоряжении султана. Мальчиков обучали турецкому языку и магометанскому учению и зачисляли в отряд янычар.

Напрасно император Иоанн V Палеолог путешествовал на Запад и просил там помощи, напрасно в ожидании помощи от папы он принял католичество, - никто не помогал.

Сын Мурада, убитого сербом, пробравшимся в шатер и ударившим его отравленным кинжалом[50], Баязет I (1389-1403) завоевал Болгарию, часть Сербии, Македонию, Фессалию, Элладу и принудил императора Мануила II Палеолога платить дань. Баязет ненавидел христиан более своего предшественника и без пощады губил их. Единственным средством спасения было принятие магометанства.

Баязет был разбит Тамерланом. Однако после непродолжительных беспорядков, последовавших за смертью Баязета, могущество турок скоро было восстановлено его преемником Магометом I (1413-1421) и Мурадом II (1421-1451).

Византийский император Иоанн VII Палеолог, отказавшийся от дани туркам, принужден был снова платить её. А его преемник император Константин XI уже просил согласия Мурада II на занятие императорского престола, признавая себя его вассалом. В 1453 г., при Магомете II, Константинополь пал, а с ним и Константинопольская Церковь попадает в руки мусульман.

Попытки к соединению церквей при Палеологах.

1. Лионская уния. В 1261 г. латинская империя пала. Михаил VIII Палеолог занял Константинополь. Но положение восстановленной империи было затруднительно. Последний латинский император в Константинополе Болдуин II отправился на Запад и умолял папу Урбана IV и государей помочь ему возвратить потерянный престол.

Папа сделал воззвание к новому Крестовому походу против Константинополя. Тесть Болдуина II, Карл Анжуйский, - брат французского короля Людовика Святого, двинул свои войска на юг Италии, овладел Неаполем и Сицилией и стал усиленно готовиться к войне с Палеологом. Находясь в таком затруднительном положении, Палеолог рассчитывал, что нападение на Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы. Поэтому он вступил в сношение с папой Урбаном IV, а потом Климентом IV, посылал к ним несколько послов с богатыми подарками и с предложениями касательно соединения церкви.

Но папы не доверяли Палеологу, и переговоры эти не привели ни к каким положительным результатам. Когда же на папский престол вступил Григорий X (с 1271 г.), дело принимало другой оборот. Папа назначил собор в Лионе в 1274 году для окончательного решения вопроса о соединении Церквей. При этом папа в числе условий соединения выставлял принятие греками чтение символа с прибавлением филиокве и признании главенства папы.

Михаил Палеолог решился на соединение Церквей. Он призвал патриарха Иосифа и епископов и стал уговаривать их согласиться на соединение с Римской Церковью, стараясь убедить, что условия, предложенные папою, вполне исполнимы.

Патриарх Иосиф и духовенство не согласились на унию. Михаилу нужно было посылать папе ответ и отпускать папское посольство. Патриарх Иосиф успел уже разослать к восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Но Михаил и тут нашелся. Он предложил патриарху Иосифу удалиться на время в монастырь, с тем, что если уния не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, то он откажется от патриаршества.

Патриарх Иосиф должен был согласиться. В числе послов на Лионскую унию поехали бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Послы везли грамоты папе Григорию X от императора и греческого духовенства, в которых выражалась полная покорность папе. Только император в своем письме просил папу оставить грекам символ веры без чтения филиокве. Просьба была не удовлетворена.

Великий логофет Георгий Акрополит от имени Михаила VIII дал присягу в том, что он обещает нерушимо сохранять исповедание Римской веры. Такую же присягу дали и другие от лица греческого духовенства и народа.

В заключение пропели: «Тебе Бога Хвалим» и Символ веры с прибавлением «филиокве». А папа распорядился, чтобы между Карлом Анжуйским и Михаилом Палеологом был заключен мир.

Греческие послы возвратились в Константинополь с большими подарками. Патриарх Иосиф был низложенным. На место его был избран патриарх Иоанн Векк. За богослужением было приказано поминать папу Григория X, как верховного архиерея апостольской церкви и вселенского папу.

Но уния была непрочна. Ее приняли только император и его приближенные. Духовенство и народ были против унии. Стали раздаваться проклятия на униатов, считали за осквернение прикоснуться или поговорить с ними. Император Михаил Палеолог после того, когда не помогли ласки и уговоры, прибег к насильственным мерам. Начались ссылки, заключения в тюрьмы, ослепления, отсечение рук, рвание ноздрей.

Император не щадил даже своих родственников. Патриарх Иоанн Векк рассылал свои послания и сочинения, в которых доказывал, что в унии нет ничего еретического. Но ни угрозы, ни ссылки императора, ни сочинения Иоанна Векка не принесли пользы.

В Риме узнали, что в Греческой Церкви унии не существует. Правда, папа Григории X и следовавшие за ним не тревожили Палеолога. Но папа Николай III желал видеть унию на самом деле. Он прислал в Константинополь легатов, которым было поручено настоять на полном введении унии.

Положение Михаила Палеолога было критическое. Послов приняли великодушно, всюду оказывали им почтение. Сам император уверял их в преданности, показывал им грамоту от греческого духовенства, составленную наспех с поддельными подписями, показывал им тюрьмы, в которых были заключены противники унии. Даже двух противников унии отослал на суд к папе, которых, впрочем, папа возвратил без наказания. Такой хитрой политикой Палеолог успокоил папу Николая III, так что тот заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского.

Папа Николай, боясь усиления Карла в Италии, подготовил перед своей смертью восстание в Сицилии, известное под названием Сицилийской вечерни (1282 г.).

В 1281 г. на папский престол вступил Мартин IV, - друг Карла Анжуйского. Зная, что уния в Греческой церкви не существует, он отлучил Михаила от Церкви. Палеолог, раздраженный таким поступком папы Мартина IV, запретил поминать его при богослужении. Но Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом. Только восстание в Сицилии в 1282 г. разрушило планы Карла Анжуйского.

За поражение Карла папа ещё раз отлучил от церкви Палеолога. Но Палеолог в тот же год умер, а с его смертью окончилась и Лионская уния.

Сын Михаила Палеолога и его преемник Андроник II стал решительно на сторону православных. Патриарх Иоанн Векк был низложен и сослан в заточение. Униаты были судимы и преследуемы. Храмы, где были униаты, вновь освящены, как оскверненные. На соборе было осуждено учение о филиокве. Через несколько десятилетий от Лионской унии не осталось и следов на востоке.

2. Флорентийская уния. В начале XV в. Византийская империя окончательно была стеснена османскими турками. Византийское правительство, по примеру прежних лет, искало помощи на западе у римских пап. С этой целью греческие императоры ездили на Запад, например, Иоанн V Палеолог и его сын Мануил II. Но помощи Запад не оказывал.

Преемник Мануила, Иоанн VIII Палеолог, предвидя скорое и неизбежное падение империи, под оружием турок решился подчинить греческую Церковь папе и за это получить помощь от западных государств.

Иоанн VIII начал переговоры с папой Евгением IV.Было решено собрать собор из представителей греческой и латинской Церквей и на нем решить соединение. Предложено было также пригласить на собор западных государей с тем, чтобы по окончании собора убедить их подать помощь Византийской империи. Собор был назначен в Ферраре и открыт 8 октября 1438 года в церкви св. Георгия. Папа принял на свой счет проезд и содержание во время собора греческих епископов.

Со стороны греков на собор приехали: император Иоанн VIII Палеолог и его брат - деспот Дмитрий, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и нескольких греческих епископов: Марк митрополит Ефесский, представитель Иерусалимского патриархата, Георгий Схоларий, будущий патриарх при турках. Виссарион, митрополит Никейский, Русский митрополит Исидор, родом грек, согласившийся на унию, и с ним Авраамий Суздальский. Из западных государей никто не приехал.