Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 23 из 29)

Главным спорным вопросом было латинское учение об исхождении Духа Святого «и от Сына». Греческие отцы этот вопрос поставили на каноническую почву и доказывали, что латинская церковь поступила неправильно, внося в Никейский символ Филиокве, так как на III Вселенском Соборе было положительно запрещено делать прибавление к Символу. Но латиняне на это отвечали, что латинская церковь в этом случае не ввела нового учения, а только раскрыла то, которое заключалось в Символе. В спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы, особенно Марк, митрополит Эфесский, по-прежнему оставались твердыми в своих убеждениях. За это папа Евгений стал стеснять их содержание. Первоначально греческой делегации была назначена следующая субсидия: императору 50 золотых флоринов в месяц; Патриарху – 25; брату императора деспоту Дмитрию – 20, представителям высшего духовенства – 4, остальным по 3 флорина.

Но в Ферраре появилась чума, из-за этого в 1439 году папа перенес собор во Флоренцию, в глубь страны. Здесь продолжались споры о том же предмете. Только латиняне перенесли вопрос о филиокве с канонической почвы на догматическую. Они доказывали, что учение об исхождении Св. Духа «и от Сына» правильно само по себе, и подтверждали это местами из Священного Писания и древних святоотеческих творений, с произвольным толкованием.

Императору Иоанну VIII была неприятна неуступчивость греческих отцов, так как из Византии доходили тревожные слухи о новом наступлении турок.

Поворотным моментом к заключению унии на любых условиях была речь Виссариона Никейского – крупнейшего ученого и гуманиста «о соединении». Автор сначала излагает историю разделения церквей. Затем он указывает, что к соединению надо идти путем исследования истины, причём в качестве путеводителей он выдвигал отцов Церкви.

Виссарион Никейский старался показать, что латинское выражение «и от Сына» соответствует употребляемому греческими отцами выражению «через Сына». Далее в пользу унии он с необыкновенной красноречивостью рисует картину бедствий и опасности для Родины. В заключении предупреждает, что греки должны будут ответить перед потомством за это.

Речь Виссариона Никейского оказал влияние на многих греческих епископов. Геннадий Схоларий склонился на сторону Виссариона и выступил со своей стороны с пламенной речью, в которой призывал, как можно скорее заключить унию. Он нарисовал потрясающую картину страданий предстоящих ужасов Родины. Однако для того, чтобы уния была приемлема для греческого народа, он предполагал оставить чтение Символа без филиокве. Впоследствии Схоларий отказался от всего. Однако здесь, на соборе, его речь также имела большое влияние в пользу унии. За Схоларием на сторону принятия унии перешли многие влиятельные участники Собора. Один Марк Эфесский оставался непреклонным и верным православию.

Греки признали учение о филиокве, признали главенство папы. Папа со своей стороны обязывался: 1. Взять на свой счет возвращение греков на Родину. 2. Содержать в Константинополе 300 воинов и две галеры для охраны города, а в случае особой нужды прислать императору 20 галер на полгода. 3. Содействовать, чтобы западные государи в случае опасности пришли на помощь Византии.

Был составлен соборный акт соединения церквей. Этот акт подписали все греческие епископы, кроме Марка Эфесского, Георгия Грузинского и Исаии Ставропольского, последние двое тайно бежали из Флоренции. Патриарх Иосиф скончался на соборе, поэтому его подписи тоже не было под соборным актом.

Когда папа узнал, что Марк Эфесский не подписал соборное определение, то откровенно сказал: «мы ничего не достигли». Все же акт торжественно был прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках.

Греческие архиереи, возвращаясь домой, оправдывали себя лишь тем, что, уступая императору, они спасли Родину от турок. Но, возвратясь в Константинополь, и они отказались от нее. Ибо, несмотря на великий пост, службы в храмах не совершались, никто не хотел служить с отступками. Никто не хотел занимать униатскую патриаршую кафедру после смерти Иосифа. Впоследствии ее занял Митрофан Кизикский, а затем Григорий Мама - сторонники унии.

Началось бегство из столицы. Уехал Марк Эфесский. Виссарион Никейский и Исидор, получив кардинальские шапки за латинство, предпочли уехать в Рим. Восточные патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, представители которых подписали унию, собрали в 1448 г. Собор в Иерусалиме, на котором отлучили всех приверженцев унии, в том числе и Митрофана Кизикского, нового Константинопольского патриарха. Императора Иоанна VIII запретили поминать за литургией. Император, не получив ожидаемой помощи от папы, охладел к унии и умер в 1448 г

При его преемнике Константине XI восточные патриархи в 1450 г. на соборе в Константинополе ещё раз осудили унию, низложили униатского патриарха Григория Мамму – бывшего духовника Иоанна VIII - и на его место возвели православного Афанасия.

Движение Исихастов.

Начало движения и последующих споров тесно связано с монастырями и подвижниками горы Афона. Отчасти по своему географическому положению, отчасти по уважению к подвижнической жизни монахов, Афон оставался в стороне от большей части политических смут и военных действий этого смутного времени.

В XIV веке Афонские монастыри переходят в церковном отношении в непосредственное подчинение к Константинопольскому патриархату, устанавливается тот порядок управления, который сохраняется до настоящего времени: «протат» или совет уполномоченных всех главных монастырей под руководством избранного «прота», почти самостоятельный во всех внутренних делах Афона. Основываются и развиваются монастыри, объединяющие монахов, принадлежащих к разным национальностям (русских – Русский, грузин – Иверский, болгар – Зограф, сербов – Хиландарь), находящиеся под покровительством (ктиторством) государей соответствующих национальностей, не говоря уже о многочисленных монастырях греческих.

К этому времени на Афоне достигают особого развития все виды монашеской жизни, начиная от общественных монастырей и до отшельничества отдельных подвижников. Афон, или Святая Гора, становится одним из главных центров православного подвижничества для всей Церкви.

Название этого движения или направления - «исихазм» происходит от греческого слова – ησυχια - покой, тишина, безмолвие. Это одно из направлений православного подвижничества, особенности которого заключаются в том, что подвижник - «исихаст» удаляется от всякой внешней деятельности и сосредоточивает все внимание на своем внутреннем состоянии. Посредством трезвения, или «хранения ума и сердца» от всего постороннего и непрестанной молитвы, подвижник может достичь созерцания, благодатного общения с Богом и других высших степеней внутренней жизни. Благодатное состояние, к которому стремится подвижник, достигается неодинаковыми путями: послушание в общежитии, и отшельничество, путь деятельный и созерцательный, с самого начала имели свои особенности и отличия, но внимание и внутренняя молитва всегда были присущи каждому из «путей» монашеской жизни. Было бы нетрудно исторически доказать, что и «исихазм» не является каким-либо новшеством, как это утверждали его противники. Но все известное возрождение и распространение «исихазма» в XIV веке связано с именем преподобного Григория Синаита.

1. Преподобный Григорий Синаит. Сочинения преп. Григория неоднократно издавались. Они входят в состав греческого и славянского Добротолюбия. Сведения о жизни преп. Григория сохранились, помимо других источников, в житии, составленном его учеником, впоследствии Константинопольским патриархом Калистом. Греческий текст, славянский и русский переводы этого «Жития» были изданы в России. Как составленное современником и непосредственным учеником преп. Григория, это житие представляет большой интерес.

Преп. Григорий родился в Малоазиатской провинции около 1268 - 9 г. В один из набегов турок около 1290 г., вместе с родными он был взят в плен, но скоро был выкуплен и отпущен на свободу. Преп. Григорий с детства хорошо знал Священное Писание и стремился к монашеству. После освобождения из плена он удалился на о. Крит, где начал монашескую жизнь и был пострижен в рясофор. Затем он перешел в Синайский монастырь, где получил полный постриг и провел в монастырских послушаниях ряд лет. По-видимому, зависть и недоброжелательство отдельных монахов заставили преп. Григория с первым своим учеником Герасимом оставить Синай. Чрез Иерусалим и Палестину они удалились на о. Крит, где некоторое время в трудных подвигах жили в одной пещере. Здесь произошла знаменательная для преп. Григория встреча с критским исихастом Арсением, который раскрыл Григорию сущность внутреннего подвига «исихии».

Через некоторое время преп. Григорий переселился на Афон. К своему удивлению, он нашел здесь только немногих подвижников: Исаию, Корнилия и Макария, а потом преп. Максима Капсокаливита, знакомых с внутренним подвигом. Здесь он основал келью, где поселился со своим учеником, число которых увеличилось. Известны имена его учеников на Афоне: Герасим, Исидор, Николай, Марк, Калист, слепой Аарон и затем Климент Болгарский.

В 1304 г. во время одного из нападений турок на Афон преп. Григорий удалился оттуда и после кратковременного пребывания в Константинополе поселился в горной области в Болгарии. Здесь он тоже приобрел много учеников, в том числе преп. Феодосия Тырновского, ставшего впоследствии Болгарским патриархом Евфимием. Отсюда преп. Григорий еще раз путешествовал на Афон, но пробыл недолго и возвратился в Болгарию, где ему оказывал большое покровительство царь Иоанн - Александр: построил храм в монастыре, особый «пирг» (башню) или большую крепость для защиты от разбойников, снабдил материальными средствами. Здесь он и скончался в 1346 году.