В славянское Добротолюбие не вошли имеющиеся в греческом отделении сочинения о молитве св. Григория Паламы и Симеона Солунского.
В конце прошлого века свят. Феофан издал русский перевод Добротолюбия в пяти томах. Но этот перевод имеет значительные отличия от греческого текста и славянского перевода Паисия Величковского. Переводчик прежде всего очень увеличил самый состав сборника, дополнив его отдельными святоотеческими сочинениями по своему выбору, исключив другие. Кроме того, самый перевод оказался недостаточно точным, это скорее свободный пересказ, чем перевод. При чтении его нет уверенности в том, что отдельные мысли и выражения принадлежат автору, а не переводчику. Но все это, конечно, не может умалить значения этой книги, т.к. сам переводчик был настоящим православным подвижником.
4. Споры о природе Фаворского света. Св. Григорий Палама и Константинопольские соборы XIV в. Подвижники, достигшие высших степеней внутренней жизни, созерцают «неизреченный свет», ощущают «веяние света тонкого и мирного», всю тварь «видят световидной» и т.д. Подобные явления света описывались и другими, более древними подвижниками (преп. Симеон Новый Богослов (+1022), Макарий Великий и др.), но в рассматриваемый период вопрос о природе этого света явился предметом глубочайших богословских исследований и определений нескольких Соборов Византийской Церкви.
Отдельные подвижники употребляли во время молитвы некоторые «внешние» приёмы, помогающие сосредоточению внимания: сидение на низкой скамейке с опущенной головой, регулирование дыхания, сосредоточение внимания в области сердца. Но, не понимая внешнего отношения этих приемов к молитве, отождествляя их с самим подвигом, отдельные исследователи давали описание подвижничества исихастов, граничащее с карикатурой: «Затворившись в келье и затаив дыхание, устремив взор или даже на собственный пуп, молчальник исихаст должен был повторять про себя – Господи помилуй, пока не почувствует бесконечное наслаждение».
В 30 гг. 14-го века из Италии в Византию явился Калабрийский монах Варлаам, с именем которого связано происхождение исихатских споров.
Это был ученый гуманист, несмотря на греческое происхождение, получивший западное образование, усвоивший западное схоластическое богословие и высоко ценивший философию Аристотеля, широко распространенную в это время на Западе. «Будучи силен во внешней мудрости, - характеризует его акад. Успенский, он полагал в ней чистоту души и утверждал, что без неё трудно, даже невозможно соединиться с Богом». Несколько проще характеризует его патриарх Филофей: «Мирскою радостию надмеваяся и в суете своих помышлений мняй вся ведети».[53]
После пребывания в Константинополе, Варлаам прибыл в Фессалонику. Здесь в городе, ближайшем к Афону, Варлаам мог слышать о подвижничестве исихастов. Удостоверившись сведениями, полученными от одного невежественного монаха, или сознательно исказив описание этого подвига, Варлаам «похулил» афонских старцев, искажая и осмеивая их подвиг. Созерцание света, как и самый «свет, воссиявший на Фаворе», Варлаам назвал призрачным и т.д.
Все это вызвало большое смущение и споры.
Против Варлаама защитником афонских отцов и созерцательного направления восточного подвижничества, «защитником света» выступил св. Григорий Палама, впоследствии архиепископ Фессалоникийский.
Св. Григорий Палама был сыном крупного Византийского чиновника – «министра двора». Родился он около 1296 г. Получил прекрасное светское образование под руководством лучших учителей Константинополя, а духовное у Феолипта митрополита Филадельфийского, слово которого о молитве вошло впоследствии в состав Добротолюбия. Вся семья отличалась глубоким благочестием: все члены этой семьи впоследствии приняли монашество.
Сам Григорий в 1316 году удалился на Афон, здесь он пользовался наставлением старцев Никодима и Никифора, слово последнего также вошло потом в состав Добротолюбия. Можно заключить, что особое влияние на св. Григория оказало учение преп. Григория Синаита. Нет сведений, позволяющих утверждать, что Палама был непосредственным учеником преп. Григория, но общность богословских воззрений и одинаковое понимание подвижничества дают возможность заключить о непосредственной преемственности учения одного Григория от другого.
На Афоне св. Григорий был посвящен в сан иеромонаха, затем для поправления здоровья перешел в Фессалонику, основал здесь школу и был ее руководителем.
Св. Григорий был не менее осведомлен в «светской мудрости», но имел еще подвижнический опыт и лучше знал восточное богословие, основанное на святоотеческой традиции.
Академик Ф. И. Успенский полагает, что в основе спора было различие двух направлений античной философии – платонизма и аристотелизма. Но в действительности основы разногласий нельзя сводить к различию философских направлений: - это было своеобразное столкновение святоотеческой традиции и философии Аристотеля, западной схоластики и восточной мистики, рационализма и духовного опыта.
Противники, как это было в обычаи того времени, выступили с взаимными обвинениями. Варлаам обвинял исихастов в мессалианстве и прочих ересях; св. Григорий был скромнее и указывал на неосведомленность Варлаама и его латинский образ мыслей.
В диспуте, состоявшемся в 1338г., св. Григорий был признан победителем, Варлаам не удовлетворился этим и перенес дело в Константинополь. Таким образом, вопрос о молитвенном подвиге исихастов и о природе Фаворского света явился предметом рассмотрения ряда соборов XIV-го века.
Рассмотрение этого внутреннего вопроса церковной жизни осложнилось посторонними влияниями, так как в этот период в Византии имели место гражданские войны между императорами из дома Палеологов и соправителем Иоанном Кантакузеном, о которых упоминалось раньше. Борющиеся партии поддерживали разные церковные направления.
В 1341 году состоялся первый собор или, может быть, даже отдельные соборы имели место в июне и в августе, при патриархе Иоанне Калекасе. Учение св. Григория и представленный им особый свиток, излагающий учение афонских монахов – были признаны православными. Варлааму было предложено покаяться, не писать и не говорить о своих богохульствах. В противном случаи он подлежит отлучению. Но он удалился в Италию, где открыто перешел в латинство и был поставлен католическим епископом. Его взгляды поддерживали впоследствии в Византии Григорий Акиндин и Никифор Григора.
В 1345 году, может быть, под влиянием Палеологов, так как их противник Иоанн Кантакузин придерживался взглядов Паламы, патриарх Иоанн осудил Паламу и, принуждая его отречься от своих взглядов, заключил в тюрьму.
В 1347 году был созван новый собор, патриарх Иоанн Колекас был низложен. Григорий Акиндин осужден, св. Григорий был признан «твердейшим поборником благочестия» и поставлен митрополитом Солунским. Но этот собор, как и собор 1341 г., не оставил догматического определения. Такое определение было составлено только на соборе 1351 года при патриархе Каллисте Ксанфопуло, ученике преп. Григория Синаита.
На пяти заседаниях собора были вновь рассмотрены спорные положения и зачитано исповедание св. Григория Паламы. Он представил свои объяснения на возражения, сделанные ему сторонниками Варлаама и Акиндина, приведя в подтверждение составленного им исповедания цитаты из отеческих творений и актов 6-го Вселенского Собора.
В заключение Собор низложил двух упорствующих епископов и вынес определенное вполне согласное с исповеданием св. Григория: 1. О различии между Божественной Сущностью, совершенно непостижимой и несообщимой, и энергиями, отчасти постигаемыми и сообщаемыми. 2. О том, что Божественные энергии не созданы. 3. О том, что в Боге нет никакой сложности. 4. О том, что Божественные энергии могут называться Божеством. 5. О том, что Бог по Своей Сущности выше того, что созерцается относительно Его энергий. 6. О том, что в Божестве Сущность и Энергии неслиянны и нераздельны. 7. Свет Преображения – свет несозданный, не есть Сущность, но Божественная энергия.
Это последнее положение выражено в тропаре праздника Преображения: - «да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный» … В 1352 г., на новом Соборе, приведенные положения были изложены подробнее и включены в Синодик, в котором провозглашается анафема Варлааму и Акиндину и вечная память св. Григорию Паламе.
В 1368 году, уже после смерти св. Григория, были осуждены ученики Акиндина.
Св. Григорий не мог сразу занять свой престол в Фессалонике из-за гражданских волнений, по дороге туда в 1353-1355 гг. находился в плену у пиратов и только после выкупа прибыл в Фессалоник. Он скончался 14 ноября 1359 года, его последними словами были: «в горняя, к свету!».
5. Сочинения и учение св. Григория Паламы. После св. Григория осталось много сочинений, до настоящего времени полностью неизданных, хотя ряд новых публикаций имел место ко времени шестисотлетия после его смерти. Изданы: Исповедание св. Григория, Проповеди (Гомилии), несколько трактатов и диалогов по спорным вопросам. «Триады в защиту исихастов», 150 естественных и богословских глав (имеются в Добротолюбии), отдельные послания (к Ксении) и первое сочинение св. Григория – «Житие преп. Петра Афонского», как первого по времени афонского исихаста.
Св. Григорий по поводу формулированного им различия Божественной Сущности и энергий говорил, что только необходимость защитить православное учение от «дерзости еретиков» заставляет его касаться столь высоких предметов богословия. Учение св. Григория не отличается от святоотеческих воззрений.