Вместе с отцами св. Григорий утверждает непостижимость Существа Божия и недоступность Его человеческому познанию. Но в то же самое время самая религия, как живая связь или общение с Богом, существует.
Получается известная антиномия, и св. Григорию предстояло богословски показать, как возможно религиозное общение с Богом (духовный опыт подвижников), если Бог непознаваем и непостижим по Своей Сущности.
Помимо утверждения общего православным отцам, о значении аскетического подвига и очищении сердца, св. Григорий много говорит об особом положении человека в мире. Образ Божий, находящийся не только в душе, но и в теле человека, так как человек не одна душа и не одно тело. Соединение их делает человека способным к принятию божественных откровений. Особым молитвенным подвигом, здесь учение св. Григория сходно с учением преп. Григория Синаита и других исихастов, подвижник приготовляет себя к состоянию созерцания.
Наконец, в Самом Боге существует неизреченно различие между Его Сущностью, совершенно недоступной познанию и несообщимой, и неслиянно и нераздельно соединенными с Ней божественными энергиями.
Энергии или действия, силы всегда присущи Божеству. Чрез них Бог действует в мире, они нетварны, потому что они в Боге, и вечны, т. к., в противном случае, Божество во времени могло бы получать какие-либо приращения и прибавления. Они сообщимы, потому, что они отличны от Сущности и чрез них возможно действительное общение с Богом. Ведь само познание Бога достигается, по мысли Отцов, через божественные действия (греч. – энергии) в мире.
«Благодать есть божественная неизреченная энергия, совершающая соединение души и Бога». Свет Божества, воссиявший на Фаворе, есть также несозданная божественная энергия, но не Существа Божия.
Учение св. Григория имело большое влияние на развитие православного богословия и выявило существенное отличие восточного богословия от западного.
Православная Церковь, как известно, второе воскресение Великого поста посвятила памяти св. Григория, как исповедника, «благочестия учителя и чистоты».
Последние века существования Византийской империи были временем ее глубокого экономического и политического упадка. Между тем гибнущее государство, особенно Константинополь, по-прежнему являлось центром высокой образованности и духовно-литературной деятельности. Как и в лучшие былые времена империи, константинопольские школы процветали. Философы, риторы и филологи усердно изучали лучшие образцы античной древности и собирали вокруг своих кафедр восторженную толпу слушателей и учеников.
Повышенно напряженная церковная жизнь, богословские споры по вопросу об унии, а также исихастские споры оставили заметные следы в области богословской литературы догматического и полемического характера. Эпоха выдвинула ряд историков, отразивших в своих трудах последние судьбы империи.
Династия Палеологов, как и династия Комнинов, стремилась придать Константинополю значение культурного центра, и потому оказывали покровительство образованию и ученым. Уже первый из Палеологов – Михаил VIII открыл несколько школ – школу грамматики, школу словесных наук. Среди школьных наставников были такие ученые люди, как Никифор Григора, ученый грек из Калабрии Варлаам и самый последний перед падением Византии – Геннадий Схоларий.
Вопрос об унии вызывал оживленную догматико-полемическую литературу, которая дала ряд представителей как среди сторонников, так и среди противников унии. К наиболее выдающимся сторонникам унии можно отнести трех писателей и практических деятелей в этом смысле: Иоанна Векка (кон. XIII в.), Димитрия Кидона (XIV в.) и знаменитого деятеля XV века Виссариона Никейского.
1. Иоанн Векк. Источники характеризуют Иоанна Векка как человека выдающегося по уму и образованию. Первоначально он был противником унии, но потом стал на сторону учения об «икономии» и сделался ревностным проводником униональной политики Михаила VIII Палеолога.
Его сочинения: «О единении и мире церквей древнего и нового Рима», в котором он защищает латинский догмат. « Об исхождении Св. Духа» – написано в том же духе.
Имеется и ряд других сочинений. Все они послужили источником для позднейших приверженцев унии.
2. Димитрий Кидон жил в XIV в. и также принадлежал к числу талантливых богословов и риторов своего времени. Им написано слово «Об исхождении Св. Духа» и др., построенные на латинских источниках.
3. Виссарион Никейский, участник Флорентийского собора 1437-1439 гг. и позднее кардинал Римской Церкви, занимает особое место среди образованных людей своего времени. Кроме многочисленных произведений богословского характера, посвященных защите унии («Догматическая речь» и др.), он оставил несколько сочинений по переводу классических авторов – Демосфена, Аристотеля («Метафизика») и др.
Противники унии также выдвинули из себя ряд крупных писателей и деятелей.
4. Георгий Кипрский, бывший патриархом при Андронике Старшем, выступал против Иоанна Векка. Он оставил несколько сочинений по вопросу «Об исхождении Св. Духа». Его сочинение «Автобиография»[54] послужила источником, свидетельствующим о науке и просвещении в Никейский период.
5. Митрополит Марк Ефесский - защитник Православия на Флорентийском соборе. Автор ряда полемических сочинений против Виссариона Никейского, которые характеризуют его, как одного из выразителей национального греческого взгляда на унию.
6. Геннадий Схоларий – последний полемист византийской церкви и первый Константинопольский патриарх под турецким владычеством, известен своими трудами в защиту Православия против латинского натиска. Исихастское движение, захватившее церковную жизнь Византии XIV в., также выдвинуло ряд писателей с той и другой стороны.
Выдающимися сторонниками исихастского учения были св. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, противниками его были Варлаам и Никифор Григора. В XIV в. в защиту того же учения выступил один из самых выдающихся мистиков восточной Церкви – Николай Кавасила.
7. Николай Кавасила принадлежит к числу греческих писателей, еще очень мало исследованных в науке. Главное значение имеет его сочинение «Жизнь во Христе», переведенное на русский язык под заглавием «Семь слов о жизни во Христе».[55] Сочинение отличается поразительной свежестью и редкой глубиною мысли. Оно совершенно чуждо компилятивности, которая отличала литературу поздней Византии.
Эпоха Палеолога дала группу интересных и выдающихся историков.
Историки:
Пахимер - автор исторического труда - «История о Михаиле (1261-1281) и Андронике (1281-1332) Палеологах» с 1261 г. по 1308 г.
В начале XIV в. Никифор Каллист составил «Церковную историю», события от Рождества Христова до начала XII в. Он принадлежит к числу просвещенных богословов своего времени, и его труд по полноте и стройности изложения представляет большой интерес. Кроме «Церковной истории», он составил еще два каталога: византийских императоров и византийских патриархов, от начала и до своего времени.
Никифор Григора - составитель трудов почти во всех областях византийской науки. Наибольший интерес представляет его труд «Римская история» в 37 книгах, охватывающая события с 1204 по 1359г. Принимая деятельное участие в исихатских спорах, против паламитов, он свои религиозные симпатии перенес и в свою историю.
Много важного материала для смутной истории Балканского полуострова в XIV в. дают «Мемуары» Иоанна Кантакузина.
Событие 1453 г., поразившее умы современников, создало большую историческую литературу, которая представлена четырьмя историками: Георгием Франдзи, Михаилом Дукой, Лаоником и Михаилом Критовулом. Труды этих четырех историков, будучи источниками о падения Константинополя, являются источниками для эпохи Палеологов вообще.
Георгий Франдзи – близкий друг и советник последнего императора Константина написал «Хронику», где описывает события с 1258 по 1476 гг. Ненависть к туркам, верность Православию и проходящее через всю книгу восхваление Палеологов являются отличительными чертами «Хроники» Георгия Франдзи.
Михаил Дука – грек из Малой Азии - был сторонником унии, в которой видел единственное спасение. Поэтому события описаны им в духе, благоприятном западу.
Третий современник этой эпохи грек Михаил Критовул, перешедший на сторону турок, посвятил свой исторический труд Мухаммеду и изложил последние судьбы Византии уже с точки зрения поданного нового османского государства.
Четвертый греческий историк конца Византии – Лаоник Халкокондил, родом армянин, написал сочинение «Турецкая история». В своем сочинении он стремился дать картину развития турецкого государства, поэтому в центре изложения у него стоит уже не Византия, а турецкое государство.
Константин Армеопопуло – фессалоникийский юрист XIV в. - составил большой сборник, под названием «Шестикнижия». Сборник содержит действовавшее в средневековой Византии гражданское и уголовное право. Этот крупный юридический памятник, имевший значение в Греции, сохранял значение правового источника до первой мировой войны, пользовался большим вниманием и на Западе.
С большим прилежанием занимались византийцы в рассматриваемое время философией, медициной, астрономией и поэзией, черпая материал не только из эллинской древности, но и из сочинений персидских и арабских авторов.
Если эпоха Палеологов в разнообразных отраслях литературы, несмотря на весь трагизм внешнего положения империи, характеризуется кипучей и плодотворной деятельностью, то не меньший подъем можно наблюдать в данное время в Византии и в сфере искусства. Были построены великолепные церкви в Пелопоннесе, на Афоне и в Македонии, от этой эпохи дошло много икон и рукописей с миниатюрами. Знаменитая Мадридская рукопись XIX в. византийского хрониста Скилицы содержит до 600 любопытнейших миниатюр, среди которых около 20 миниатюр относится к русской истории, иллюстрирующих прием русской великой княгини Ольги в Византии, войны греков с русскими, походы Святослава, переговоры с князем Владимиром и др.