Жестокая бомбардировка города, не прекращавшаяся в течение нескольких недель, довела до последней степени изнурения городское население, которое в лице мужчин, женщин, детей, священников, монахов, монахинь должно было дни и ночи под градом ядер заделывать многочисленные стенные бреши. Осада длилась 50 дней. Дошедшая до султана весть, специально для этого придуманная, о возможности прибытия на помощь городу христианского флота, побудила его поспешить с решительным штурмом Константинополя. Критовул, подражая знаменитым речам в истории Фукидида, влагает в уста Мухаммеда длинную, обращенную к войскам с призывом к храбрости и стойкости речь, в которой, между прочим, султан будто бы возглашал, что «для успешной войны есть 3 условия: желать победы, стыдиться позора поражения и повиноваться вождям». Штурм был назначен в ночь с 28 на 29 мая.
По распоряжению императора крестные ходы в сопровождении громадной толпы народа певшей «Господи, помилуй» обходили городские стены. Люди ободряли друг друга, чтобы в последний час битвы оказать храброе сопротивление врагу. В своей, сообщаемой нам греческим источником Франдзи, длинной речи Константин, побуждая жителей к храброй защите, ясно понимал предрешенную гибель, когда говорил, что турки «опираются на орудия, конницу, пешее войско и численное превосходство, мы же полагаемся на имя Господа нашего Бога и Спасителя, и, во-вторых, на наши руки и силу, которую даровало нам Божественное могущество». В то же самое время в конце речи Константин произнес такие слова: «убеждаю и прошу вашу любовь, чтобы вы оказывали соответствующий почет и подчинение вашим вождям, каждый согласно своему чину, отряду и службе. Знайте же следующее: если вы искренно будете соблюдать все то, что я вам показал, то с помощью Божией, я надеюсь, что мы избавимся от ниспосланной Богом справедливой кары». В тот же день вечером в св. Софии было совершено богослужение, последняя христианская служба в знаменитом храме, во время которой император и многочисленная толпа молящихся приобщились Святых Таин, после чего император возвратился во дворец.
Новый штурм начался во вторник между часом и двумя ночи с 28 на 29 мая. По данному знаку город был атакован сразу с трёх сторон. Две атаки были отбиты. Наконец, Мухаммед организовал с всею тщательностью третью, последнюю атаку. Особенно яростно нападали турки со стороны ворот св. Романа, где было замечено присутствие императора и окружавших его бойцов. К довершению всего, один из самых главных защитников города – генуэзец Джустиниани, будучи тяжело ранен, должен был покинуть ряды войска; его с трудом принесли на корабль, которому удалось уйти на остров Хиос, где раненый вскоре же и умер. Удаление Джустиниани было непоправимой потерей для осаждённых. В стенах открывались всё новые и новые бреши. Император геройски сражался как простой воин и пал в битве. Точных известий о смерти Византийского императора нет, так как ни один из историков осады при нём не присутствовал; по этому весьма скоро смерть его сделалась предметом легенды, затмившей сам исторический факт.
После смерти Константина турки ринулись в город, производя ужасные опустошения. Большая толпа греков искала спасение в Св. Софии, думая, что там они будут в безопасности. Турки, взломав входные двери, ворвались в храм, избивая и оскорбляя укрывавшихся там греков, без различия пола и возраста. В день взятия города или на следующий день, султан, торжественно вступив в завоёванный Константинополь, проследовал в храм Св. Софии и совершил в нём мусульманскую молитву. Св. София превратилась в мусульманскую мечеть. После этого Мухаммед расположился во Влахернском дворце – резиденции Византийских Василевсов.
Грабёж города, как и обещал солдатам Мухаммед, продолжался три дня и три ночи. Население подверглось жестокому избиению. Храмы во главе со Св. Софией и монастыри со всеми их богатствами были обобраны и осквернены; частное имущество расхищено. В эти роковые дни погибло неисчислимое количество культурного материала. Книги сжигались, разрывались и растаптывались или за бесценок продавались. Громадное количество книг, нагруженное на телеги, было рассеяно по западным и восточным областям. За одну золотую монету продавали десятки книг, сочинения Аристотеля, Платона, книги богословского содержания и всякие другие; с роскошно украшенных Евангелий срывали золото и серебро, а сами Евангелия или продавали, или бросали; все иконы сжигались, и на этом огне варили турки мясо и ели. Тем не менее некоторые ученые, например, Ф.И. Успенский, признают, что турки в 1453 г. поступили с большой мягкостью и гуманностью, чем крестоносцы, взявшие Константинополь в 1204 г.1
Народное христианское предание рассказывает, что в момент появления турок в храме св. Софии шла литургия, когда священник со Св. Дарами в руках увидел ворвавшихся мусульман, он вошел в раскрывшуюся перед ним стену алтаря и исчез; когда Константинополь снова перейдет в руки христиан, священник снова выйдет из стены и будет продолжать служить литургию.
Через 2 дня после падения Константинополя в Эгейское море прибыл на помощь западный флот; узнав печальную весть, он немедленно удалился обратно.
Через 5 лет в 1458 г. Мухаммед завоевал у франков Афины; вскоре ему подчинилась вся Греция с Пелопоннесом. Античный Парфенон, где в средние века находилась церковь Богоматери, был обращен в мечеть. Еще через 3 года в 1461 г. в руки турок перешел Трапезунд, столица самостоятельной империи. В это же время они овладели и остатками эпирского деспота.
Византийская православная империя прекратила свое существование, и на ее месте обосновалась и разрослась Оттоманская (Османская) мусульманская империя, перенесшая столицу из Адрианополя на берега Босфора в Константинополь, называемый по-турецки Истамбул (Стамбул)[58].
Падение Константинополя произвело страшное впечатление на Западную Европу, которая прежде всего была охвачена страхом пред дальнейшими успехами турок; конечно, гибель одного из самых главных центров христианства, хотя бы с точки зрения католической Церкви и схизматического, также возбуждала негодование, ужас и рвение поправить дело со стороны верующих сынов Запада. Папы, государи, епископы, князья и рыцари оставили много посланий и писем, рисующих ужас создавшегося положения и призывающих к крестоносной борьбе с победоносным исламом и его представителем Мухаммедом II, этим «предвестником антихриста и вторым Сеннахерибом». Во многих письмах оплакивается гибель Константинополя как центра культуры.
Но ни воззвания пап и государей, ни возвышенные порывы отдельных лиц и групп, ни сознание общей опасности перед османскою угрозою не могли сплотить разъединенную Западную Европу на борьбу с исламом. Турки продолжали двигаться дальше и в конце XVII в. угрожали уже Вене. Это был момент наивысшего могущества Османской державы. Константинополь, как известно, до сих пор находится во власти турок.
[1] Всемирная история в 10 тт. АН СССР. Гос. Полит. Издат. М., 1955 г. Т. I, стр. 661.
[2] Великий канон св. Андрея Критского.
[3] Данное деление истории Византийской империи нельзя считать безупречным. В настоящее время более удобной периодизацией можно признать деление по династиям.
[4] См. Ш. Диль. Основные проблемы Византийской истории. М., 1947 г. Гос. изд. иностр. литерат., стр. 6.
[5] В.Г. Васильевский. Труды в 3-х томах. СПб. 1908-1915 гг.
[6] Ф.И. Успенский. История Византийской Империи. III том. М. Л., 1948.
[7] Ф.И. Успенский. История Византийской Империи. М., Мысль, 1996-97.
[8] Император Юстиниан и императрица Феодора причислены Церковью к лику святых. Их память совершается 14 (27) ноября в день заговенья на Рождественский пост.
[9] Ш. Диль. История Византийской Империи. Издательство Иностранной Литературы. 1948 г., стр. 29.
[10] Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. СПб., 1913, стр. 386.
[11] Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. СПб., 1913. стр. 423.
[12] Прокопий из Кесарии. Война с готами. Перевод с греч. С.П. Кондратьева, Изд. Акад. наук СССР. 1950 г.
[13] В 614 г. персидский царь Хозрой, во время войны с императором Фокой, овладел Иерусалимом. Крест Господень был взят и находился в плену до 628 г., когда он был возвращен преемником Хозроя Сироэсом по заключении мира с императором Ираклием. Император встретил св. Крест в Иерусалиме и, по совету патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой внес его в храм. Это было 14 сентября.
[14] Гурии - черноокие, мифические девы мусульманского рая.
[15] Проф. В. В. Болотов. Там же. Т. IV, 442.
[16] Цит. по: проф. В.В. Болотов. Там же. Т. IV, 475.
[17] Проф. В. В. Болотов. Там же. Т. IV, 498.
[18] См.: Левченко. История Византии. М.-Л., 1940, стр. 130-131.
[19] Например, Георгий Амартол, Феофан Исповедник, патр. Никифор и др.
[20] Проф. В. В. Болотов. Там же. Т. IV, стр. 506.
[21] Там же, стр. 510.
[22] Б.М. Мелиоранский. «Философские стороны иконоборчества». // «Церковный голос». 1907, № 20-23. О нем см.: Е. Карманов «Памяти Церковного историка проф. Б.М. Мелиоранского». // Журнал Московской Патриархии. 1961 г. № 12, стр. 61-68.
[23] Сборник, содержащий законы, касающиеся семейных, гражданских и уголовных дел.
[24] См.: А. Лавров. Очерки истории христианской церкви. Ярославль. 1885 г. Изд. III-е., стр. 179-181.