[25] Артабазд, опираясь на партию иконопочитателей, в 742 г. объявил себя императором, но Константин Копроним низверг его и ослепил.
[26] М.Б. Левченко. История Византии. М., 1940 г.
[27] См.: проф. И. Андреев. Герман и Тарасий, патр. Константинопольские. Серг. Посад, 1907 г., стр. 79.
[28] Проф.И.П. Иванов. Конспект Лекций по Византологии, машинопись, стр. 62.
[29] М. В. Левченко. История Византии. М. Л., 1940 г., стр. 134.
[30] Цит. по: А.И. Иванов. Конспект., стр. 95.
[31] Византийское правительство понимало, что в мелком крестьянском хозяйстве (стратиотах) оно имеет свою опору как в налогоплательщиках и как в резерве военной силы.
[32] Знаменитый философ, математик и врач.
1 См.: Ф.И. Успенский. История Византийской империи. т.2, 1 пол., Л., 1927 г., стр. 379.
[33] См.: Ф. И. Успенский. История Византии, т. 2, стр. 454.
[34] Правила этого собора вошли в Номоканон патриарха Фотия и имеют значение как и правила Вселенских Соборов.
[35] По вопросу о церковном почитании в монастыре его почившего старца – преподобного Симеона Благоговейного.
[36] Названия партий происходят от имен патриархов: св. Николая I (895-907; 911-925) и Евфимия (907-911).
[37] См.: конспект по Византологии для III курса М. Д. А., стр. 123.
[38] М.В. Левченко. Очерки по истории русско-византийских отношений. Изд. Академии наук СССР. М.: 1956, стр. 123.
[39] Там же, стр. 125.
1 М.В. Левченко. История Византии. М. Л., 1940 г., стр. 191.
1А. А. Васильев. Лекции по истории Византии, т. 1, Петроград. 1917, стр. 314.
[40] Крестовые походы: 1) 1096 - 1099 гг. – взятие Иерусалима крестоносцами. 2) в 1147-1149 гг. 3) в 1189 г. 4) в 1202 г.
1204 г. – покорение крестоносцами Константинополя. Император Алексий Мурзуфл при осаде тайно ночью бежал.
В 1261 г. – Михаил Палеолог восстанавливает Византийскую Империю.
В 1291 г. - Крестоносцы изгнаны из Сирии. Конец крестовых походов.
[41] Гуискар (Guiscard).
[42] Павликианство было перенесено в Европу поселенцами, которых вывели из Армении Константин Копроним (741-775) и Иоанн Цимисхий (969-976). Центром павликианства стал г. Филиппополь. Помещая в окрестностях этого города, после победы над Святославом (в 971 г.), павликиан, Иоанн Цимисхий преследовал двойную цель – удалить непокорных и воинственных сектантов из горных замков и ущелий их родины и сделать их оплотом против набегов на Фракию со стороны скифского севера.
[43] Андроник приказал изобразить его в бедной крестьянской одежде и с косой в руках.
[44] Цит. по: А. И. Иванов. Конспект лекций. III курс, ч. 2, стр. 41.
[45] В списках собора нет имени епископа Николая, следовательно, он на Соборе не участвовал.
[46] «Вводящим временные расстояния в примирение человеческого естества с божественным и блаженным естеством Живоначальной и Всенетленной Троицы и полагающим, что мы сперва примирились с Единородным Словом из самого соединения с Ним, а после с Богом и Отцом Спасительною страстию Владыки Христа, и разделяющим то, что нераздельно у божественных и блаженных Отцов, как изобразителям новых и иноплеменных учений, анафема» (проф. П. Гнедич, стр. 100).
[47] Цит. по: Акад. Ф. Успенский. История Византийской империи, т. III, изд. АН. СССР. М-Л., 1948, стр. 404.
[48] Ф. И. Успенский. История Византийской Империи. М. - Л., 1948., III, стр. 503-546.
[49] Жила только 3 года в замужестве, сделавшись за этот короткий срок любимицей столичного населения. Умерла от морового поветрия.
[50] А. Васильев. История Византии. Падение Византии. Ленинград. 1935 г., стр. 51.
[51] Помимо ссылок на предшествующих отцов, в сочинениях имеются цитаты из творений свв. Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Марка Подвижника, Блаж. Диадоха и др.
[52] 113 глава, написанная акростихом, цитируется по переводу архимандрита (епископа) Вениамина Милова.
[53] Синаксарь на вторую неделю Великого поста.
[54] В русском переводе проф. И.Е. Троицкого – «Христианское Чтение», 1870, т.2.
[55] Перевод прот. Боголюбского. М., 1874 г.
[56] Повесть о Царьграде Нестора Искандера, XV века. Сообщ. Архим. Леонид. Памятники Древней письменности. I. XII (1886), 43.
[57] Нестор Искандер, 27.. См.: также Сказания о Царьграде, изд. В. Яковлева. СПб, 1868, 92; 93.
1 Ф. И. Успенский. Как возник и развивался восточный вопрос. Изв. Слав. Благотворит. Общ. III (1886 г.), июнь, 251.
[58] Это турецкое название произошло из новогреческого - стимполи, что значит «в город», с переходом в турецком произношении «сти» в «ста».