Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 3 из 29)

Восточная Церковь при императоре Юстиниане (527-565)

Царствование Юстиниана (427-565 гг.)[8] составляет самую яркую эпоху в истории Восточно-римской империи. Оно связано с попыткой восстановить мировую римскую державу в новом блеске и величии. Юстиниан, по выражению Ш. Диля, был «последним великим императором Рима».

Суждения историков об Юстиниане разнообразны и противоречивы. Начало такому противоречивому суждению об императоре Юстиниане положил историк Прокопий, секретарь полководца Велизария, оставивший в своем сочинении «О постройках» пышный панегирик Юстиниану, а в своих «Анекдотах» или «Тайной истории» - злой памфлет на него. «Тайная история» проникнута такой злобой по отношению к правящим лицам Юстиниановского режима, подвергает всю его политику таким нападкам, что среди старых историков долгое время шли споры, действительно ли «Тайная история» принадлежит Прокопию.

Противоречивому суждению о Юстиниане способствовала судьба его царствования. Блеск побед и полное опустошение казны. Частная жизнь и правительственная деятельность Юстиниана неотделима от жизни его жены Феодоры. Ни по темпераменту, ни по склонностям и привычкам – ничего не было общего между Юстинианом и Феодорой.

Юстиниан вырос в македонской деревне среди славян, в стороне от цивилизации. Версия, что он сам был славянином, учеными не признается[9]. В 20 лет Юстиниан прибыл в Константинополь, где его дядя Юстин захватил императорский престол (518-527). Оставаясь безграмотным, он дал своему племяннику светское и духовное образование. Фактически Юстиниан правил империей от имени своего дяди.

Феодора родилась в Константинополе. Дочь бедного сторожа при столичном цирке. Рано осиротела и с малых лет выступала на театральных подмостках. Побыв во всех крупных городах Европы, Азии и Африки и испытав роскошь и нищету, Феодора возвратилась в Константинополь и стала вести скромную жизнь. Феодора отличалась необыкновенной красотой, которую, по словам Прокопия, было бессильно описать человеческое слово. Юстиниан познакомился с ней в 35 лет и был поражен ее внутренней красотой. Феодора соглашалась стать подругой Юстиниана не иначе, как в качестве его законной супруги. Против этого восстал дядя император и все близкие. Однако в 524 г. он женился на Феодоре, а в 527 г. принял царское венчание совместно с Феодорой и сделался преемником своего дяди на императорском престоле.

В Январе 532 года вспыхнуло восстание константинопольского плебса, известное как «Ника» – «Побеждай». В восстании приняли участие недовольные политикой Юстиниана, в том числе группа сенаторской знати, которые хотели поставить императором Игнатия, племянника бывшего императора Анастасия (491 – 518 гг.). Город пылал. Юстиниан и его приближенные совершенно потеряли присутствие духа и думали спастись бегством. В это время среди трепещущего синклита сановников появилась Феодора. Она устыдила малодушных и гордо заявила, что порфира для нее – это лучший саван, и что она лучше умрет в царской порфире, чем будет скитаться в безопасности. Она предложила послать отряд войска под начальством Велизария на ипподром, где собрались восставшие. Отряд напал на толпу и произвел кровавую расправу. При этом погибло около 30 тысяч человек. Игнатий бы казнен.

В течение 20 лет Феодора сохраняла неограниченное влияние на Юстиниана. Во всех указах Юстиниана рядом с его именем стояло имя августы Феодоры.

Целью Юстиниана было создать единство империи во всех областях жизни: «единая империя, единый закон и одна вера». Этим определялось направление его действий в области внешней и внутренней политики управления государством и отношения к Церкви. Проведению его мероприятий способствовали накопленные громадные материальные средства. Историки сообщают, что в государственной казне хранилось тогда 320 тысяч фунтов золота (около 160 млн. рублей золотом).

Во внешней политике Юстиниан ставил целью восстановить прежние границы империи, поэтому он вел непрерывные войны. У него были талантливые полководцы Велизарий и Нарсес.

Первый удар был направлен против вандалов и их африканского королевства. Юстиниан правильно учел, что вандальское королевство является самым непрочным из всех варварских государств. Вандалов было меньше, чем готов. В 533 - 34 гг. византийские войска под начальством Велизария высадились в Африке, нанесли вандалам ряд поражений, и Африка стала вновь провинцией империи. В 585 г. завоевали Сицилию, Южную Италию и Рим. Однако война затянулась на 20 лет, и только в 555 г. Италия и Далмация были отвоеваны и стали экзархатом Византии.

Крупнейшие города Неаполь и Милан, лишились большой части своего населения. Рим, насчитывающий в начале VI века сотни тысяч жителей, превратился в провинциальный город, внутри стен которого на пустырях сеяли пшеницу.

После подавления сопротивления остготов в Италии, Юстиниан немедленно организует военную экспедицию в Испанию против вестготов. Византийские войска захватили юго-восточную часть полуострова с городами Картахеной, Манчой и Кордовой и др.

Из Испании Юстиниан готов был выступить против франков, алеманов и других варваров, но война с Персией заставила его сосредоточить внимание на восточном фронте. Эта война также закончилась успешно. Империя присоединила часть нынешнего Закавказья. В то же время Юстиниан занял Южный берег Крыма, и на севере устроил надежную защиту от набегов славян, авар и гуннов.

Во внутренней политике Юстиниан стремился к централизации управления. По его инициативе в 534 г. были приведены в систему и изданы все действующие законы империи – знаменитый «Свод гражданского права». Кодекс Юстиниана, этот совокупный труд целой группы ученых юристов, имел большое значение для выработки правовых норм всех западноевропейских государств и сохранил свое значение до последнего времени, как основной источник для изучения римского права. Законы, которые издавались после составления Кодекса, назывались новеллами (новыми законами). Также им были проведены реформы в области государственного административного аппарата, их централизации. Второстепенные сановники назначались императорскими указами. На пути централизации власти стояли крупные сенаторские землевладения. Поэтому Юстиниан повел борьбу с сенаторской знатью. При нем значительная часть земель магнатов была конфискована. В противоположность старой знати Юстиниан оказывал поддержку новым средним, военнослужащим элементам, к которым переходило много земель из конфискованного имущества сенаторов.

Отношение императора Юстиниана к св. Церкви

Император Юстиниан понимал, что для единства империи необходима единая церковь. Этим определялись все его церковные отношения и церковное законодательство.

Всем еретикам был предоставлен трехмесячный срок на возвращение к православию. Все храмы еретиков подлежали передаче православным. Еретики были лишены права занимать какие бы то ни было должности на государственной службе, свидетельствовать на суде против православных, ограничивались в праве наследования.

В Палестине секта самаритян подняла восстание, охватившее всю Палестину. Восставшие избивали православных священников, разрушали церкви, выбрасывали св. мощи, захватили Неаполь и провозгласили своего царя, бывшего разбойника Юлиана. Для подавления восстания стянули военные силы. Самаритяне были разбиты, их «царь» – Юлиан погиб. 20 000 самаритян продали в рабство, еще большее количество убито.

Сурово преследовались и язычники, их наказывали конфискацией имущества и лишением должностей. Центром эллинизма были Афины: платоновская Академия. В 529 г. ее закрыли. Последние семь преподавателей переселились в Персию.

В то же время Юстиниан оказывал покровительство Православной Церкви. Помимо построек в прежних городах, им был основан ряд новых городов и крепостей в пограничных областях, получивших название Юстинианы.

Юстиниан построил много новых церквей и монастырей. В 586 г. в Константинополе насчитывалось до 70 мужских монастырей. В строительстве церквей и монастырей он соперничал с Феодорой. Во всех городах и провинциях империи в Палестине, Сирии, Месопотамии, Армении, Исаврии, на Синае, в Африке – повсюду создавались сотни монастырей и храмов.

В Константинополе был построен Юстинианом Софийский Собор.

До Юстиниана существовал храм св. Софии, построенный св. Константином Великим, но в 532 г. во время восстания «Ника» - древний храм св. Константина - сгорел. После подавления восстания император Юстиниан решил восстановить храм св. Софии. Храм строили два знаменитых архитектора Анфимий Траллийский и Исидор Милетский. В Константинополь были свезены все лучшие материалы из языческих храмов империи. Здание было построено за 5 лет (532 – 537 гг.) и в 537 г. торжественно освящено.

Собор св. Софии поражает своей грандиозностью и изяществом. Древние греки строили храмы без крыш. Кровом для них служило голубое безграничное небо. Архитекторы Анфимий и Исидор сохранили дух древнего эллинского искусства и устроили купол, подобный лучезарному небу. Купол искусно поставлен на опоры между окнами, и свет, разливающийся из купола, так велик, что получается впечатление, будто купол не имеет опоры, а висит в воздухе. Стены храма внутри были украшены мозаикой. Нижняя часть стен выложена листовым золотом. Алтарь и престол сверкали золотом и драгоценностями. Когда Юстиниан впервые вошел в храм для освящения, то в восторге воскликнул: «Я победил Соломона».

Для Восточной Церкви храм св. Софии имел такое же значение, какое впоследствии получил храм св. Петра в Риме для западной Церкви. В 1453 г. храм был обращен турками в мечеть. Только с конца 20-х годов XX века началась расчистка древних мозаик, сохранившихся под слоем штукатурки.