Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 4 из 29)

Юстинианом построен также знаменитый монастырь св. Екатерины на Синае, который сохранился и до сего времени.

В это время шло быстрое накопление церковно-монастырских богатств, особенно земельных. Скопление земель и других имуществ в руках церковных общин входило в интересы казны и государства. Бурный рост монастырского и церковного землевладения неизбежно должен был привести к столкновению интересов Церкви и государства. В данный же момент Юстиниан преследовал цель: ослабить крупную сенаторскую знать и приостановить сепаратистские тенденции провинций Египта и Сирии. Для исполнения ее в церкви он видел опору. В своих новеллах он не уставал прославлять монашескую жизнь, заявляя, что не только из чувства набожности, но и в целях укрепления государства он берет на себя поддержку православного монашества.

Церковно-законодательная деятельность императора Юстиниана

В законодательстве Юстиниана церковному вопросу уделено исключительное внимание. Укрепляя материальное положение Церкви, император Юстиниан расширил ее юридические права. Епископам он предоставил широкие полномочия в общественной деятельности.

По законам св. Константина Великого епископ был защитник и покровитель сирот, вдов, людей бедных и угнетенных. По законам Юстиниана епископ в своем кафедральном городе управлял выборами важнейших должностных лиц, ему предоставлялось право надзора за ними. Епископ являлся доверенным лицом императора. Управляя клириками и монахами своей епархии, он разрешал дела мирян, связанные с религией.

Юстиниан издавал законы относительно устройства и быта духовенства, которые вошли во все последующие сборники церковных законов, в частности, в Кормчую книгу, и сохранились до настоящего времени.

Например, епископ избирался в возрасте не менее 30 лет. Должен быть безбрачен или, по крайней мере, бездетен, жить свято, поучать паству словом и примером. Епископам приличны посты, ночные бдения, размышления о Христе и молитвы. Поэтому им воспрещено было - под угрозой трехлетней ссылки в монастырь – играть в кости и присутствовать на зрелищах. Этот закон распространялся и на клириков.

Иноки получили также определенное положение. Доступ в монашество был открыт для всех. Родители не имели права удерживать своих детей от поступления в монашество. Поведение иноков было определено строгими правилами. Пострижению должен был предшествовать трехлетний искус, который мог быть сокращен. Монахи должны были жить в своем монастыре, подчиняться местному епископу, сохранять между собою согласие, упражняться в посте и молитве. Монастыри ограждались стенами. Мирянам входить внутрь монастыря позволялось только в случае особой надобности и притом мужчинам только в мужские, а женщинам только в женские.

Император повел борьбу со скопчеством. Издал законы против разврата. На азиатском берегу Босфора из дворца было устроено убежище для кающихся грешниц, которых набралось более 500. Но некоторые из них не вынесли новых условий благочестивой, но скучной жизни и бросились в море.

Вопрос об оригенистах

В начале VI в. в Палестинских монастырях возобновился интерес к сочинениями Оригена. Возникло движение. Если ранее Оригена подозревали в арианстве (Епифаний III, 85-86), неправильном учении о Сыне Божием, то теперь древнего оригенизма никто не держался, а спорили об оригеновой эсхатологии. Между монахами оригенистами образовались две партии протоктистов и исохристов.

Ориген учил о воссоздании всего сущего. Мир по Оригену был миром чистых духов. Но когда пали ангелы, вместо духов стали души, и для них потребовались тела. Чтобы люди и демоны вновь стали абсолютно чистыми духами, необходимо нравственное очищение. Исохристы понимали это как равенство Христу, что может случиться через восстановление всего в первобытное состояние. Явились, таким образом, оригенисты, от которых Ориген несомненно бы отрекся.[10]

Слух об оригенистах дошел до императора Юстиниана, который издал против них эдикт. Началось гонение на оригенистов. Но в это время двое из монахов-оригенистов были уже на епископских кафедрах в Кесарии Каппадокийской – Феодор Аскида, и в Анкире – Домициан. Чтобы отвлечь Юстиниана от оригенизма, они через императрицу повлияли на императора, который поднял вопрос о трех главах.

Отношение к монофизитам и V-й Вселенский собор

Перед византийскими императорами давно стояла проблема выбора: идти на уступки монофизитам, жертвуя миром с римскими папами (императоры Зенон и Анастасий), или сохранять мир с Западом и принимать меры против монофизитства (император Юстин).

Первоначально император Юстиниан следовал примеру Юстина. Но правительственные меры не могли сломить многочисленных монофизитов, преобладавших в Египте, Палестине, Сирии, Месопотамии и Армении. Тем более, что оппозиция была подкреплена стремлением коптов и сирийцев отделиться от Восточной Империи. В 530 г. в Антиохии после объявления приказа, грозившего ссылкой за непризнание Халкидонского собора, в городе вспыхнуло восстание. Волновался также и Египет.

По совету царицы Феодоры Юстиниан начал искать примирения с монофизитами. Вернув из ссылки монофизитских епископов, он устроил во дворце диспут между православными и монофизитами.

Монофизиты обвиняли православных в том, что Халкидонский собор не осудил Феодора, епископа Мопсуэстийского, Иву, епископа Эдесского, и блаженного Феодорита, епископа Кирского, допустивших в своих сочинениях несторианские взгляды. Признав правоту монофизитов, император в 546 г. издал так называемый эдикт «О трех главах», который гласил:

1. «Кто защищает Феодора Мопсуэстийского и не анафематствует его сочинений и последователей, да будет анафема».

2. «Кто защищает сочинения Феодорита, написанные в оправдание Нестория против св. Кирилла, кто одобряет их и не анафематствует, да будет анафема».

3. «Кто защищает нечестивое письмо Ивы к Марию, персидскому еретику, кто защищает его…, да будет анафема».

Для придания указу общецерковного учения император потребовал подписи всех патриархов и епископов. Этот шаг императора произвел волнение.

Сложность вопроса была в том, что все три епископа умерли в мире с Церковью и не были осуждены на IV Вселенском соборе.

Сопротивление планам Юстиниана возникло на Западе, особенно в Северо-Африканских провинциях (Факунд епископ Гермианский), на это осуждение не соглашался папа Вигилий. Западные епископы считали невозможным пересмотр решений Халкидонского собора и недопустимым осуждать умерших в мире с Церковью тех, кто уже предстоит суду Христову, а не человеческому. Разрыв между Константинопольской и Римской церквами стал реален, как когда-то по поводу «Энотикона» Зенона. Но теперь, благодаря победам Велизария, Запад был в руках Юстиниана, и отделения не произошло.

Было выставлено два вопроса:

1) имеет ли право император издавать указы по догматическим вопросам?

2) имеет ли право император или кто бы то ни было осуждать и отлучать от Церкви людей уже скончавшихся?

Видя противодействие со стороны западного духовенства, император вызвал папу Вигилия (537-555) в Константинополь. Здесь он оставался в течение 7 лет. По настоянию папы в 553 году в Константинополе был созван V-й Вселенский собор. Однако от участия в заседаниях собора папа уклонялся. Собор состоялся без папы. После собора папу Вигилия сослали на остров Приконнис, а когда он согласился принять соборные определения, то был освобожден и отпущен в Рим. До Рима папа не доехал, так как умер в дороге. На Западе V-й Вселенский собор был признан только в конце VI века при папе Григории I Великом (590-604).

V-й Вселенский собор

V-й Вселенский или 2-й Константинопольский собор состоялся в Константинополе в 553 году. На соборе участвовало 164 епископа (на первом заседании был 151 епископ, потом количество их возросло до 164) преимущественно восточных. Западных было только 8.[11]

На соборе присутствовали: Евтихий, архиепископ Константинопольский, Апполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский. От Иерусалимского архиепископа Евстохия (544-563) – три представителя и 8 западных. Папа Вигилий был в Константинополе, но не присутствовал на соборе, мотивируя это болезнью. После исследования, показавшего, что имя Феодора Мопсуэстийского не находится в диптихах его церкви, а на его месте стоит св. Кирилл Александрийский, собор согласился на его осуждение, но по отношению к блаженному Феодориту Кирскому и Иве Эдесскому Собор ограничился осуждением не лиц, но их отдельных сочинений, где были выражены мнения, совпадающие с учением Нестория.

На V-м Вселенском соборе особых дисциплинарных правил не было составлено. Это видно из 2-го правила Трулльского собора, где о правилах V-го Вселенского собора не упоминается.

На V Вселенском Соборе вопрос об оригенистах уже не поднимался, потому что они были осуждены эдиктом императора.

Христианская культура времен Юстиниана

Византийская христианская культура возникла не сразу. Сохраняя античные традиции, культура Византии приобретала христианскую окраску. Древняя философия стала «служанкой православного богословия». В архитектуре, живописи, скульптуре и в других видах искусства вместе с изменением содержания вырабатываются новые формы.

В начале для христианских храмов были заимствованы формы античной архитектуры, но в течение V-VI вв. был выработан тип церковных зданий, существенно отличающийся по плану и конструкции от типа древних базилик. Главную особенность храма составляет употребление купола для покрытия средней части здания. Образец центрально-купольный, в противоположность базиличному типу, утвердившемуся на Западе, получила церковная архитектура христианского Востока в Соборе св. Софии.