Наряду с новыми архитектурными формами вырабатывается и живописный византийский стиль. Равеннские мозаики, мозаики церкви св. Димитрия Солунского, открытые мозаики в Константинопольской Софии являются образцом живописного византийского стиля – торжественного и монументального.
Развитие монастырей вызвало к жизни монашескую литературу. Например, «Лавсаик» Палладия, «Луг духовный» Иоанна Мосха написаны в духе глубокой религиозной настроенности прекрасным литературным языком.
Во главе византийской прозы стоят историки. Историки эпохи Юстиниана и несколько позднее следуют в своих трудах древнегреческой традиции. Самым значительным из них является Прокопий Кессарийский, автор трех известных произведений: 1) «История в 8 книгах», посвященная описанию войн Юстиниана.[12] 2) Трактат «О постройках». 3) Анекдоты или «Тайная история».
Выдающимся хронистом является антиохиец Иоанн Малала. Родом сириец. «Малала» с сирийского – «ритор». Его «Всемирная хроника» сохранилась только в отрывках, изданных в 18-ти книгах. Последние отрывки относятся к описанию царствования Юстиниана. Эта хроника написана простым языком. Она оказала очень сильное влияние на последующих византийских и славянских хронистов.
Состояние Византии и Византийской Церкви в период кризиса империи
(VI-VII вв.)
Царствование императора Юстиниана было блестящим, но успехи оказались недолговременными. Положение империи после его смерти было очень тяжелым. Его преемник Юстин II писал через год после смерти Юстиниана: «Мы нашли казну разоренной долгами и доведенной до крайней нищеты, и армию до такой степени ослабленной, что государство было предоставлено беспредельным нашествиям варваров».
Преемники Юстиниана не могли противостоять натиску внешних врагов. С конца VI в. Византия теряет одну провинцию за другой.
В 568 г. в Италию вторглись лангобарды и за несколько лет захватили все северные и центральные области. Вестготы вытесняют византийцев из Испании, а лангобарды постепенно расширяют свои завоевания в Италии. Одновременно славянские племена занимают значительную часть Балканского полуострова и далеко проникают вглубь Греции. В 581 г. славяне не только нападают на Фракию, но оседают в окрестностях Фессалоник и доходят даже до Пелопоннеса.
В начале VII в. в границы империи вторгаются персы под предводительством Хозроя. В 611 г. была потеряна Антиохия. В 614 – Иерусалим,[13] потом вся Сирия и, наконец, в 619 г. Александрия. Однако пришедший к власти экзарх Африки Ираклий, несмотря на большие трудности, временно вывел империю из тяжелого состояния, в котором она оказалась. Быстро были восстановлены утерянные провинции и в том числе Иерусалим (627). Вторгшиеся в пределы империи с севера авары и славяне, осадившие Константинополь в 622 г., были отброшены. Но перед Византией стоял уже новый мощный противник – арабы.
В Аравии в начале VII в. складывалось новое государственное образование. Арабы, населявшие Аравийский полуостров, жили до того времени разрозненными племенами, из которых одни обитали в центральных пустынных областях, занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, а другие населяли окраинные приморские долины и являлись оседлыми землевладельцами. Ограниченные с трех сторон морями, а с четвертой владениями Византии и Ирана, арабы встали перед необходимостью силой прорвать византийскую и иранскую границы, чтобы овладеть новыми пространствами, но для этого требовалось объединение разрозненных племен в единое государство. Объединителем арабов выступил Мухаммед с новой религией -исламом.
Сущность ислама сводится к пяти положениям: 1) исповедание единого Бога и его посланника Мухаммеда; 2) совершение строго установленной молитвы в определенное время, с соблюдением определенных обрядов; 3) уплата известной суммы на военные и благотворительные нужды; 4) пост в месяце рамадане; 5) совершение паломничества в Мекку к Каабе (хадж). Первое положение изложено в изречении: «Нет Бога кроме Аллаха, Магомет – пророк Его».
Заимствовав свое учение от двух предшествующих монотеистических религий, иудейской и христианской, Мухаммед признавал всех еврейских пророков и Христа, как посланников Божьих, но лишь в качестве своих предшественников. Себя Мухаммед назвал единственным посредником между Богом и людьми и самым великим последним пророком. Загробная жизнь представляется в исламе в виде роскошного сада, орошенного ручейками и населенного прекрасными гуриями.[14]
Иконы Мухаммедом отвергались, как идолопоклонство. Священной обязанностью каждого мусульманина было насаждать ислам силою оружия (газават).
В Мекке в 622 г. Мухаммед выступил со своим учением. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Сначала его проповедь встретила сопротивление со стороны большей части жителей Мекки. Мухаммед бежал в соседний город Медину, где продолжил свою проповедь.
Через 10 лет религия Мухаммеда восторжествовала среди большинства арабских племен, и уже при первых преемниках Мухаммеда арабы выступили на путь завоеваний.
В 637 г. арабы захватили Антиохию, через год, в 638 г., заняли Иерусалим, а в 645 г. покорили Египет.
Южные провинции империи: Сирия, Палестина и Египет были населены монофизитами. В надежде улучшения своего положения население этих провинций охотно подчинялось арабам.
В результате размеры империи сокращались. В течении одного десятилетия Византия потеряла почти половину свои владений. К концу VII в. она утратила Армению и всю Северную Африку, а между Дунаем и Балканами образовалось новое государство – болгарское, враждебное Византии. К началу VII в. Византийская империя сократилась на 2/3 своих прежних владений. В нее входили Греция с прилегающими островами Эгейского моря и Малая Азия. Византия лишилась важного хлебного рынка – Александрии, важной торговой области – Сирии, славившейся выделкой тонких полотняных и пурпуровых тканей. Над ней нависла грозная арабская опасность.
Государственное управление находилось в состоянии расстройства. Дворцовые перевороты следовали почти непрерывно. Один из первых преемников Юстиниана император Маврикий был зверски умерщвлен вместе со всем семейством узурпатором Фокой. Через 8 лет, по приказу нового претендента на царский престол Ираклия, Фока был живым изрезан на куски на общем рынке. Преемник Ираклия Констант II был задушен в бане прислужником Андреем. С 695-717 гг. сменилось шесть императоров. Тогда же утвердился обычай при свержении императора отрезать ему нос или выкалывать глаза, чтобы сделать невозможным возвращение на престол. Всего насчитывается 65 дворцовых переворотов. Из 107 императоров только 37 умерли, занимая престол. Остальные были или убиты или свергнуты с престола, ослеплены, заключены в монастыри и т.д.
Обновление дряхлеющего организма империи
В 677 и 717 гг. арабы осаждали Константинополь и потерпели поражение. Империя получает в это время приток новых сил, благодаря славянам.
Проникновение славян на Балканский полуостров начинается с конца VI в. В первой половине VII в. Мизия, Фракия и Македония заселилась славянами, поэтому византийские писатели называют эти области Словенией. В дальнейшем славяне проникают в глубь Греции до Пелопоннеса и в Малую Азию. Вторгаясь, славяне не уничтожили империю. Наоборот, в качестве земледельцев и скотоводов, они давали новые жизненные силы Византии. Славяне дали империи новых налогоплательщиков и воинов, позволивших Византии выйти из потрясений VII в.
В этом отношении интересен памятник того времени, так называемый «Земледельческий закон». Там говорится о свободных крестьянах, организованных в общины или владеющих мелкими наделами. На их базе византийское правительство создало сильное сословие стратиотов. Стратиоты, наделенные участками земли, обязаны были служить в армии и флоте, освобождались от натуральных повинностей, но наравне со всеми платили земельные подати. Изменяется и административная организация. На место прежнего гражданского и военного управления на местах учреждаются фемы – военные округа, в которых вся власть сосредоточивалась в руках военоначальников, возглавляющих фемы. Им подчиняются стратиоты, т.е. крестьяне, имеющие земельные наделы. В дальнейшем это фемное устройство сыграло исключительную роль в укреплении империи.
После потери занятых арабами провинций, территория государства уменьшается больше чем в два раза, но население в этническом и религиозном отношении становится более однородно. С этого времени империя приобретает две могучие опоры: эллинство и православие (Ш. Диль). Греческий язык становится официальным вместо латинского, значительнее становятся расхождения между греческим и латинским миром. Происходит окончательное формирование того, что принято называть «византинизмом». Поэтому некоторые историки именно этот период и склонны считать началом Византийской империи и культуры.
Монофелитский спор
Внешняя опасность и крупные волнения внутри империи привели ее в состояние, близкое к распаду и гибели. Этот период также характеризуется новыми догматическими спорами в Церкви – монофелитством. В целях укрепления государства византийское правительство стояло перед вопросом установления религиозного единства с еретиками.