Осуждение «трех глав» не привело к соединению с Церковью монофизитов. В 610 г. на престол вступает император Ираклий – сын византийского генерала[15], родом из Каппадокии, человек умный и осмотрительный. Дав отпор персам, вторгшимся в пределы Византии, он сразу же занялся соединением монофизитов с Православной Церковью. Он сам ездил по городам, начиная с городов Армении, и вел беседы с монофизитскими епископами о вере. Как человек богословски образованный, император в опровержение обычных монофизитских заверений, что два естества необходимо ведут к признанию и двух ипостасей во Христе, высказался, что при двух естествах во Христе есть только одна энергия. Это выражение, высказанное императором, подало повод к новым спорам об единой воле. При такой догматической уступке многие монофизиты были согласны пойти на соединение.
В 638 г. император Ираклий издает «экфесис» (изложение веры), в монофилитском духе, надеясь уступками привлечь на свою сторону монофизитов. Здесь уже говорилось не об одной энергии, а прямо об одной воле. «Совершенно нечестиво признавать во Христе двух противоположно хотящих… Нужно строго держаться церковного учения и признавать во Христе воплотившемся только единую волю».[16]
Монофизиты считали бесспорным, что воля есть принадлежность лица и потому едина. Также считал и константинопольский патриарх Сергий. Учение об одной воле признал александрийский патриарх Кир (бывший епископ г. Фасиса). Папа Гонорий тоже не возражал против этого учения. В 637 г. – арабы взяли Антиохию, в 638 г. – Иерусалим, а в 641 г. – Александрию. Ираклий скончался в 641 г. Против нового учения высказался Иерусалимский патриарх св. Софроний. «Отцы, – писал он в своей известительной грамоте, - вижу поднявшуюся волну и за волной следующую опасность». Главным противником монофелитства был преп. Максим Исповедник.
После смерти императора Ираклия на престол вступает его внук Конста «или Константин, называемый Констой по молодости, т.к. на престол он вступил в 11 лет». Надежда возвратить юго-восточные провинции, захваченные арабами, побуждает и его склонять монофизитов к унии. Для этого он, по совету Константинопольского патриарха Павла, издал в 648 г. «типос», которым запрещались всякие разговоры и споры об одной или двух волях. В ответ на это папа Мартин I-й собрал собор западных епископов, на котором были осуждены и еретики, и все защитники ереси. Император приказал арестовать папу, который был привезен в Константинополь, подвергнут здесь публичным поруганиям и сослан в Херсонес, где скоро скончался 16 сентября 654 г.
Это вызвало возмущение на западе, с этих пор, несмотря на политическую зависимость, римляне обходились без императорского утверждения выборов папы.
Другим ревностным противником типоса был преп. Максим Исповедник. Вместе с ним подвергались преследованию и ссылке его ближайшие ученики.
Константинопольский император Конста задумал перенести столицу в Рим, так как он перед этим казнил своего брата, поставленного уже в диакона, по обвинению в политической измене. Византийский народ стал звать за такое злодеяние императора Каином. Императору стал являться брат с чашей, наполненной собственной кровью. Под влиянием испуга Конста переселился сначала в Рим, где был встречен с большим почетом, затем в Сицилию, и там был убит заговорщиками.
В Константинополе воцаряется сын Консты – Константин Погонат (бородатый). «Погонатом» он был назван потому, что против заговорщиков убивших отца, он отправлялся без бороды, а возвратился через несколько лет уже с бородой.
Новый император решил прекратить церковные разногласия, тем более, что политических причин, требующих уступок монофизитам, уже не существовало. Монофизитские провинции были завоеваны арабами и еретики, о воссоединении которых хлопотали почти все императоры от Зенона до Консты, были потеряны для империи.
Нужно было осудить как монофизитов, так и монофелитов. Для этого Константин Погонат входит в соглашение с римским папой св. Агафоном и в 680 г. созывает в Константинополе VI Вселенский Собор.
VI Вселенский собор или 3-й Константинопольский
VI Вселенский собор состоялся в Константинополе и имел 18 заседаний с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г. Число отцов собора на заседаниях неодинаково.
На 1-м заседании присутствовало 43, на 18-м – 174. На прочих заседаниях число доходило до 289.
От Римской Церкви были легаты папы Агафона пресвитеры Георгий и Феодор и диакон Иоанн. От Константинопольской Церкви был Патриарх Георгий.
Александрийская и Иерусалимская кафедры в это время вдовствовали, и на соборе присутствовали местоблюстители патриархов. От Александрийской – пресвитер Петр, от Иерусалимской – пресвитер Георгий, апокрисарий местоблюстителя Иерусалимского престола, от Антиохийской – Макарий, главный защитник монофизитов, и его ученик монах Стефан. Их поддерживали Петр Никомидийский и Соломон из Галатии. Им сочувствовал также Георгий Константинопольский.
Отцам была предоставлена полнейшая свобода. Интересен один эпизод с монахом Полихронием. Он и до Собора смущал многих своими рассказами о сверхъестественных видениях светлых и грозных мужей, повелевающих якобы ему отстаивать старую веру, т.е. монофелитство. На соборе же в доказательство правоты своего исповедания он предложил совершить чудо: положив собственноручную запись монофелитского исповедания на мертвого, воскресить его. Собор дозволил ему это. Принесли мертвеца, и Полихроний в присутствии собора и множества народа положил свиток на мертвого и стал что-то шептать ему на ухо. Прошло несколько часов, и Полихроний сказал: «Я не могу воскресить мертвого». Народ тотчас же провозгласил ему анафему, и собор предал анафеме.
В основу догматического положения были взяты послания папы св. Агафона и Иерусалимского патриарха св. Софрония. Собор вынес свое вероопределение, которое явилось продолжением вероопределения IV-го Вселенского Собора. После повторения учения о двух природах следует в новом «Оросе» учение о двух волях: «Проповедуем также, по учению Св. Отцов, что в Нем (во Христе) и две естественные воли или хотения и два естественные действия (энергии) нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно».[17]
После принятия «Ороса» монофелиты были низложены, и была провозглашена вечная память защитникам Православия, в том числе и преподобному Максиму. В число анафематствованных был включен и папа Гонорий. В таком виде постановления собора были приняты на Западе и утверждены папой Агафоном.
После собора монофелитство стало исчезать, лишь остатки его последователей – марониты - сохранились в Сирии, но и то в период крестовых походов они вступили в унию с Римом. Маронитами эта секта называлась по имени патриарха Марона, а по другим известиям некоего благочестивого монаха, который проповедовал две природы во Христе и одно действие. Когда он умер, то жители построили в честь его монастырь, он то и явился центром местопребывания секты маронитов.
Трулльский Собор
Соборы пятый и шестой не приняли никаких канонов, но под именем правил «Пято-Шестого Собора» известны правила, составленные на Трулльском Соборе 691-692 гг. при патриархе Павле. Всего было принято 102 правила, имеющих большой авторитет в православном каноническом праве.
Важно 1-е правило, где перечислены правила раньше бывших Соборов и некоторых Св. Отцов, принятые в состав канонического кодекса Православной Церкви. Правилами этого собора окончательно запрещен брачный епископат и осуждены отдельные ненормальности церковной жизни, например: 1) празднование дней, связанных с языческими преданиями; 2) гадания; 3) азартные игры; 4) искусственное беснование; 5) причащение умерших и др. Но следует иметь в виду, что Западной Церковью эти правила приняты не были.
Расширение преимуществ Константинопольского патриарха и его кафедры
В связи с отделением от Византии территорий, занятых арабами, стоит факт выдвижения Константинопольского патриарха на положение первенствующего иерарха Востока.
Константинопольский патриархат и прежде по размерам равнялся трем остальным восточным патриархатам. Теперь же он занимал все пространство византийской империи. В трех других патриархатах количество православного населения сильно сократилось. После разрушения Антиохии и Александрии православным патриархам приходилось жить в других городах (большей частью в Константинополе). Константинопольский патриарх фактически становился иерархическим главой православного Востока. Утверждение сложившейся ситуации было зафиксировано Трулльским собором 36 правилом: «Возобновляя законоположение 150-ю отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и 630, собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, и за сим престол града Иерусалима».
Константинопольскому патриарху в это время присваивается титул «Вселенский». Указанный титул употреблялся в обращениях к Константинопольскому патриарху уже с начала IV века. Но первым, кто официально усвоил себе этот титул, был св. Иоанн Постник. Против этого решительно восстали римские папы.
Положение монашества
Несмотря на ослабление империи и внешнюю угрозу число монастырей и иноков в указанный период продолжало расти. Вместе с ростом монастырей увеличивалось монастырское имущество. Права монашеского чина по-прежнему обеспечивались и охранялись законами. По своему юридическому положению монастыри делились на: 1) «свободные», 2) императорские, 3) патриаршие или ставропигиальные, 4) митрополичьи, 5) епископские и 6) частные. Независимо от этого все монастыри пользовались привилегиями, по которым освобождались от контроля со стороны государства, от военных, натуральных и податных повинностей в пользу государства.