Смекни!
smekni.com

Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки (стр. 7 из 29)

При огромном количестве монастырей государство лишалось части податных средств и военных резервов. Поэтому даже император Маврикий в быстром росте монашества видел опасность для благосостояния государства. Особым законом он запретил принимать в состав клира и монашества людей, проходящих общественные должности, а также воинов до окончания их службы. После захвата Египта, Палестины и Сирии арабами монашество устремилось из этих провинций в пределы Византии. Во второй половине VII в. возникали здесь новые монашеские центры, например, гора Афон.

Павликианская ересь

В этот период появилась новая ересь - павликианство. Ее последованели получили наименование от того, что главным руководством в учении и деятельности они положили послания св. ап. Павла. Своих учителей они называли именами ближайших сотрудников св. ап. Павла: Силуан, Тит, Тимофей, а общины – наименованиями тех церквей, которые основал св. ап. Павел: Коринф, Ефес, Ахаия и т.д.

Первым основателем секты был Константин из Сирии (VII в.). Широкое распространение ересь получила в то время, когда во главе ее стал Сергий из Галатии. Добывая себе пропитание плотничьим мастерством, он пешком обошел с своей проповедью страны и города, где проповедовал св. ап. Павел. Деятельность его продолжалась 34 года и сопровождалась необычайным успехом. Последователи его насчитывались сотнями тысяч. Копируя внешность миссионерской организации св. ап. Павла, Сергий (последователи его звали Тихик) создал для своих общин учреждение апостольских спутников или сподвижников, которые пользовались значением пастырей известной общины. Он установил класс строительствующих миссионеров и нотариев, лиц, обязанных изготовлять в возможно большем количестве списки новозаветных книг для распространения в народе. Жизнь Сергия закончилась трагически. Он был убит греком в то время, когда рубил деревья.

Учение павликиан представляло собой смесь древних дуалистических воззрений на мир с христианством. Дуализм: Благой Бог и Злой Бог (Демиург). Демиургу они приписывали творение видимого мира, ветхозаветное Откровение и мнимое извращение христианства в церкви. Как весь мир, так и тело человеческое есть творение Демиурга. Душа – небесного происхождения. Освобождение души от материи совершается через искупителя, который принес Тело с Неба. Поэтому страдания Христа - не действительны. Сущность христианской жизни они полагали лишь во внутренней религиозности и доброй нравственной жизни, отвергали священство, таинства, требы, не признавали ни икон, ни святых, ни постов. Считали всех людей равными и не признавали никаких чинов, титулов, знаков отличий и т.д. Павликиане подверглись суровому гонению со стороны византийских императоров и Церкви.

В 684 г. первоучитель павликиан Константин (Силуан) был побит камнями. В 690 г. другой учитель Симеон (Тит) был сожжен вместе со своими учениками. Особенно сильным было гонение на павликиан при императрице Феодоре[18]. По свидетельству летописца, число погибших еретиков простиралось тогда до 100 тысяч. Секта просуществовала до XIV столетия. Павликианство нашло свое отражение в последующей секте богомилов.

Иконоборчество

1. Причины иконоборческого движения. Кризис VI-VII вв. привел Восточную Империю к началу VIII в. на край гибели. Но она вышла из этого кризиса и закрепила за собой области, расположенные вокруг Эгейского моря.

Стабилизация Византии в VIII веке была при Исаврийской династии, пришедшей на смену династии Ираклия.

Император Лев Исаврянин, «сильный человек» (Гельцер), «спасший империю» (Васильев) был родоначальником этой династии. Но с этой династией связано иконоборчество, которое потрясало Церковь свыше ста лет.

Вопрос о причинах иконоборчества представляет больше трудности. Уцелевшие до нашего времени исторические источники принадлежат исключительно перу иконопочитателей, ревностных противников иконоборчества[19] и потому односторонни.

Если судить только по этим источникам, то можно приписать иконоборчество грубости и невежеству императоров-иконоборцев. Георгий Амартол называет Льва Исаврянина «взбесившимся евреем, худородным медником, немилосердным драконом». А о его сыне Константине Копрониме он отзывается как о происшедшем от старинного льва, пестрообразном леопарде, сущем антихристе. Однако такое представление об императорах неточно. Их удачная борьба с внешними врагами и некоторые законодательные меры (например, законы о браке и др.) вызывают сочувствие гражданских историков, это были «лица несомненно политически даровитые».[20] Некоторые указывают причину гонения на иконы в обязательстве, которое будто бы дал Лев Исавр еврею-волхву, предсказавшему ему царство. Но гонение на евреев в 722 г. (принуждение их к принятию крещения) доказывает, что император Лев Исавр не склонен был к каким бы то ни было обязательствам. Не при чем тут и подражание мусульманам, так как это было бы плохой политической программой императора, задачей которого была оборона от мусульманских халифов. Указывают еще причину иконоборчества в миссионерских расчетах, так как многие мусульмане, склоненные было к христианству, не принимали его якобы из-за икон. Но мусульманам одинаково ненавистен был и св. Крест, а не только иконы, от поклонения которому иконоборцы никогда не отрекались. Другие историки считают иконоборчество прогрессивным движением, смелой реформой социальной, политической и церковной. Иконы были не объектом борьбы, а только боевым знамением византийских императоров, боровшихся за свои экономические и политические интересы.

К началу VIII в. свыше 1/3 земельной площади империи находилось во владении церковных учреждений. Количество монахов превышало 100 тысяч человек. Империя нуждалась в военных силах и денежных средствах, и государство встало перед вопросом о необходимости социальной реформы. Реформа была произведена. Одновременно с запрещением иконопочитания подготовлялась и частично осуществлялась полная ликвидация монастырей с конфискацией их имущества. Но все указанные причины, хотя и имели место, были второстепенными. Главная же причина иконоборчества была религиозная. По мнению проф. В.В. Болотова, гонение на иконы со стороны императоров нужно рассматривать не как самую сущность, но как один из моментов целой и сложной программы византийских императоров, хотевших направить по новому пути (наряду с другими) и религиозную жизнь народа.[21]

Императоры иконоборцы были христианами. Например, Лев Армянин, гордившийся своим басом, любил сам предначинать церковное пение. Император Феофил еженедельно посещал Влахернский храм, сам писал церковные песнопения (3-я стихира Хвалитна на неделю Ваий) и любил регентовать. На сторону иконоборчества встали некоторые представители иерархии. Многие иконоборцы в своей правоте были настолько убеждены, что готовы были идти на мученичество. Среди них были люди образованные, например, патриарх Иоанн Грамматик. Иконоборческий собор 754 г., на котором присутствовало 338 епископов, т.е. почти весь епископат византийской империи, осудил чествование св. икон. Нельзя думать, что над членами этого собора употреблено такое же насилие, как на разбойничьем соборе 449 г. Епископы действовали по определенному убеждению, считая поклонение св. иконам за неправое учение. Впоследствии они сами сознавались, что в иконоборстве «сатана явился в образе ангела светла».

Профессор Петербургского Университета Б.М. Мелиоранский[22] считал, что иконоборцы признавали Христа неописуемым, поскольку невозможно, по их мнению, изобразить неслитное соединение Божества с человечеством, а потому не хотели идти против Халкидонского догмата. Если изобразить только одно человечество (т.к. божество неописуемо), то это будет, по мнению иконоборцев, икона Христа не как Богочеловека, а Христа, как его представляли несториане. Но, если Христос неописуем, как говорили иконоборцы, потому что два его естества нераздельны, ипостась одна, и одно из естеств неописуемо, то можно сказать также, что Христос описуем, потому что ипостась-то одна, а два естества нераздельны, причем одно из них описуемо. Таким образом, выявлялось, что тот формальный метод мышления, к которому привык древний мир, был недостаточен для решения глубоких проблем христианской философии и может быть отброшен.

Как одну из причин иконоборчества следует указать и действительное желание очистить Церковь от отдельных злоупотреблений и суеверий. Например, некоторые поклонялись самой иконе – веществу и краскам, а не лицу, на ней изображенному. Иные избирали иконы в восприемники своих детей или в евангельские отцы для себя. Некоторые тело Христово принимали в свои уста, положив его сначала в руки святых на иконах. Другие служили на иконах вместо престола в частных домах и пренебрегали богослужением, совершаемым в Церкви. Были священники, которые соскабливали краску с св. икон, влагали ее в потир, в кровь Христову и причащали народ.

2. Первый период иконоборчества. Первым представителем Исаврийской династии был Лев III, выходец из малоазийской военной знати, бывший стратег фемы Анатолика.

В первый же год его правления 80-тысячная арабская армия Масламы, одного из известных вождей ислама, подошла к стенам Константинополя. Вскоре из Египта и Сирии прибыл огромный арабский флот. Константинополь был осажден с суши и моря, причем осада тянулась больше года. Но эта попытка штурма Константинополя арабами потерпела неудачу. Суровая зима и болезни погубили значительную часть армии неприятеля, а флот был уничтожен греческим огнем.

Снятие осады Львом III укрепило положение правительства и дало возможность провести ряд неотложных мероприятий. Лев III восстановил в войске порядок и дисциплину, оставил о себе память в законодательстве изданием ряда законов: Эклога[23], Земледельческий закон, Морской и Военный закон.