В 814 г. опять подвергается оскорблениям икона Спасителя на воротах дворца. В 815 г. притеснениями Лев принуждает православного патриарха Никифора отречься от престола. На его место был поставлен иконоборец Феодот. В том же году был созван собор, на котором вновь отменялось иконопочитание. Православных митрополитов и епископов, после увещаний, подвергали на соборе побоям и поруганиям, сорвав с них священнические одежды. Иконы, которые стояли низко, вновь стали выносить из храмов, против верных началось гонение. С игуменов монастырей требовали подписку не учить иконопочитанию.
Гонение коснулось и преподобного Феодора Студита. Преп. Феодор решительно отказался признать Феодота патриархом, совершил вокруг студийского монастыря Крестный ход с иконами. Получив приглашение явиться на иконоборческий Софийский собор, он ответил собору посланием, в котором твердо признавал патриархом Никифора, защищал VII Вселенский Собор и решительно отказался войти в общение с иконоборцами. Преп. Феодор и другие исповедники были сосланы в изгнание, но и оттуда он вел обширную переписку, взывая о сочувствии к папе и восточным патриархам.
После иконоборческого собора 815 г. Лев Армянин царствовал еще 5 лет. Он устранял иконы, заставлял исключить из церковного богослужения песнопения и тропари, составленные в духе иконопочитания, заменяя их другими. В день Рождества Христова 820 г. он был убит в дворцовом храме во время богослужения. В «Хронике» Георгия Амартола рассказывается, что заговорщики проникли в храм под видом священников, держа мечи под фелонями, напали на Льва и изрубили его в куски. Императором провозгласили Михаила II Травла (Косноязычного). Патриарх Никифор встретил это со спокойствием и беспристрастием: «Государство римское, - сказал он, - потеряло хотя нечестивого, но великого защитника».
Михаил II не хотел никаких споров: «Глубокое молчание да будет об иконах, и потому пусть никто не смеет поднимать речь об иконах, но да будет совершенно устранен и удален и собор Константина (754) и Тарасия (VII Вселенский), и ныне бывший при Льве (815 г.) по этим вопросам», - повелевал он в одном из своих указов.
Преследование иконопочитания, затихшее при Михаиле II, возобновилось при императоре Феофиле.
Деспотический по натуре, не терпевший противоречий, Феофил хотел подражать Льву V и выступил против иконопочитания еще энергичнее своих предшественников. Опять начались ссылки, бичевания исповедников, уничтожение икон, разрисовка Церквей картинами вместо икон. Феофил стремился уничтожить всех иконописцев, которые не хотели отказаться от иконопочитания. Иконописец Лазарь был подвергнут жестокой пытке. Ему положены были на ладони раскаленные железные пластинки, но и после этого он написал замечательные иконы св. Иоанна Предтечи и Христа Спасителя.
Но Феофил знал, что его теща дает целовать иконы дочерям, догадывался, что и сама августа Феодора втайне поклоняется иконам. Умер Феофил (+842 г.), заклиная Феодору «не удалять по смерти его Иоанна Грамматика с патриаршего престола и не допускать поклонения иконам».
11 марта 843 года, в первое воскресение Великого поста, в храме св. Софии был совершен чин «торжества Православия». К тому времени Иоанн Грамматик был лишен кафедры и вместо него был поставлен св. Мефодий. Правда, Феодора первоначально не желала восстановления иконопочитания, опасаясь, чтобы Феофила не предали анафеме. Но когда получила от св. Мефодия и собора письменное прощение душе умершего мужа, охотно согласилась признать Торжество Православия. Так закончилось иконоборческое движение, продолжавшееся свыше 100 лет.
Христианская культура времен иконоборчества
Выдающимися деятелями византийской церковной культуры рассматриваемого периода были историки – летописцы свв. Феофан исповедник и Георгий Амартол.
Св. Феофан исповедник (память 12 марта) происходил из византийской знати, был игуменом одного из монастырей, скончался около 818 г., исповедником за иконопочитание. Автор хроники от Диоклетиана (284-305) до 813 г. (падение императора Михаила I). Весь исторический материал распределен по годам. Эпоха иконоборчества излагается по современным записям, многое писал и как очевидец. Его труд является незаменимым первоисточником, так как источники, по которым св. Феофан писал хронику, не сохранились. В IX в. была переведена на латинский язык папским библиотекарем Анастасием и пользуется большой популярностью.
Первым по времени продолжателем св. Феофана исповедника был монах Георгий, известный под именем Амартол (грешник) и живший в правление Михаила III (842-867). Автор летописи от Адама до 842 года в четырех книгах. В первой книге обзор светской истории от Адама до Александра Македонского; во второй – библейская история, в третьей – римская и в четвертой излагается история Византии от святого Константина Великого до 842 г. (до смерти императора Феофила). Хроника Георгия Амартола была переведена на славянский язык (Московский кодекс XII в.). Издана в 1859 г. в записках Санкт-Петербургской Академии наук Муральтом. Это важный источник по истории, этнографии сербов, болгар и русских.
Почти одновременно с историческими трудами Феофана исповедника и немного раньше трудов Георгия Амартола появляются два исторических труда патриарха св. Никифора Константинопольского. Преемник св. Тарасия (с 806 по 815 гг.), был в тесной дружбе с преп. Феодором Студитом. За иконопочитание он лишился патриаршества и был изгнан в 815 г. Причислен Церковью к лику святых.
Первый его исторический труд: «История синтомос» охватывает события с 610 по 769 гг. Популярный рассказ о событиях как церковной, так и гражданской истории. Второй труд – «Хронография» – краткое сочинение, представляющее собой список патриархов и царей ветхозаветных и новозаветных (от Адама до 829 г.). Патриарх Фотий хорошо отзывался о трудах патриарха Никифора, отмечая простоту и ясность изложения.
Время Македонской династии (867-1056)
Императрица Феодора правила 14 лет. С 856 года начал властвовать единодержавно ее сын Михаил III, прозванный «пьяным», легкомысленный, пьянствующий и кощунствующий. Фактически в это время империей управлял дядя императора, брат Феодоры кесарь Варда. Крайне честолюбивый, но умный человек. Старался быть хорошим администратором, строгим и справедливым судьей и неподкупным государственным деятелем. Любил литературу, интересовался науками, заботился о просвещении.[29] В 867 г. император Михаил III был убит Василием Македонянином, положившим начало новой, Македонской династии.
Василий Македонянин – выходец из крестьян, близ Адрианополя. Благодаря покровительству пелопонесской аристократки Данилиды, из нищего крестьянина сделался богатым македонским динатом. Получил доступ ко двору и доверие императора Михаила III. В столицу он устроился конюхом у начальника гарнизона столичных войск. Через некоторое время императору Михаилу один командующий войсками подарил сильного дикого коня, который никого не допускал. В укротители нового коня был рекомендован начальником гарнизона Василий, который справлялся с этой задачей. Михаил назначил Василия начальником царских конюшен.
Император развел своего друга с прежней женой и женил сначала на своей возлюбленной, а затем на своей сестре Фекле. Потом Василий оклеветал Варду перед царем и с согласия Михаила убил его. Михаил III сделал Василия своим соправителем, короновав царской короной и усыновив его. Но совместное управление продолжалось более года. Выбрав время, Василий ворвался в спальню царя, сначала отрубил ему руки, а затем вонзил нож в сердце. На другой день Василий занял престол.
К концу Х в. границы империи расширились, хотя общая территория иногда достигала только половины территории империи при Юстиниане. Империя вновь овладела провинциями на Востоке, в том числе Дамаском, Сирией и частью междуречья с городами Эдессой и Низибией. На Средиземном море островами Кипром и Критом и прилежащей областью, а также восточной Болгарией на Балканах. Но Сицилия была потеряна.
В результате нескольких побед над морскими силами арабов, последние были изгнаны из Адриатики. На Востоке Василий окончательно разгромил павликиан.
В 942 г. при императоре Романе Лекапине, во время осады Эдессы, византийский полководец Куркуас принудил жителей выдать «Нерукотворенный божественный образ Спасителя». В торжественном шествии святыня была принесена в столицу и была торжественно встречена. Празднества в Константинополе продолжались нескольких месяцев.
В это же время были столкновения византийцев с мадьярами, печенегами и русскими, с которыми византийские правители стремились поддерживать мир. Отношения с Русью при Константине Порфирородном (912-959) VII носили мирный характер. В 957 г. княгиня Ольга, уже будучи христианкой, с многочисленной свитой посетила Константинополь, и Константин Порфирородный оставил подробное описание ее торжественного приема византийским двором.
Особенно больших успехов Византия достигла при императорах Никифоре II Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II Болгаробойце. Георгий Амартол в своей Хронике правление Никифора Фоки описывает так: «Тогда, подобно молнии, появился Фока и обрушился на врагов Рима. Он разорял, сжигал, пленял города и земли варваров… Арабы дрожали, армяне и сирийцы тряслись, сарацины отступали, турки бежали … и имя Фоки наводило на всех ужас».[30]
Успехи Никифора в Азии были грандиозны. В 964 г. он покорил ряд городов Киликии, а в 965 г. в его руки переходит с добычей город Тарс. Одновременно византийский флот овладел о. Кипром. В 968 г. было закончено покорение Сирии и Месопотамии (Антиохия и Дамаск). Устранив арабскую опасность, Никифор решил сокрушить Болгарию, но силами русского князя Святослава, которому были посланы из Константинополя 1500 фунтов золота.