Предисловие.
Данный курс носит название «Византология» или история Греко-Восточной Церкви. Данное наименование не совсем точно и обыкновенно ставится в кавычки.
В Византии жизнь Церкви была тесно связана с жизнью самого государства, поэтому изучающий Церковную Историю данного периода должен уделять внимание и гражданским событиям, насколько это необходимо.
Содержание курса - это, в основном, изложение жизни Греко-Восточной Церкви. Будут также рассматриваться как внешние события Церковной жизни данного периода (соборы, борьба с ересями, отношение к императорам, межцерковные сношения, миссионерская деятельность), так и более внутренние стороны церковной жизни: развитие богословия, подвижничество.
Введение.
Начало Византии. Константинополь – столица империи.
История Греко-Восточной Церкви тесно связана с судьбой Византийской империи. Свое название она получила от древнего поселения, находившегося на месте г. Константинополя.
В VIII в. до Р.Х. здесь была основана эвбейским городом Халкидой колония Халкидикий или Византий.[1] Благодаря выгодному географическому положению (через этот город проходили торговые пути, связывающие Восток и Запад) маленький город Византий быстро превратился в крупный торгово-промышленный центр Востока.
В первые века нашей эры город приобрел особое значение. В 330 г. святой Константин Великий перенес сюда из Рима столицу. В течение нескольких лет Византий украсился целым рядом грандиозных сооружений. Новая столица приобрела наименование Константинополь. Были и другие имена: «Новый Рим», «Царьград» (царствующий город), «Город» (в смысле, столица империи и всего мира).
Константинополь имел огромное значение в жизни всего государства. Кто владел столицей, тот признавался законным императором. Начиная с императора Константина, его преемники старались расширить, украсить и укрепить новую столицу. Константинополь сделался центром не только политической и торговой, но также церковной и культурной жизни Восточной империи. По словам французского византолога Ш. Диля, Константинополь поражал своим богатством, он был «ослепительным очагом, столицей культурного мира. За мощными стенами, служившими ему защитой, богохранимый город скрывал несравненное великолепие». Тот же автор приводит отзывы различных путешественников о Константинополе: здесь великолепные храмы, лучшие школы, здесь собраны две трети богатства всего мира, и только последняя треть рассеяна по остальным городам и странам; здесь семь чудес, столько, сколько было известно в античном мире; его богатства превышают славу о нем и т.д. Этот город, об основании которого рассказывают много легенд, город, находящийся под особым покровительством Божией Матери. Это нашло свое место в православном богослужении: «Град Твой сохраняй, Богородительнице, В тебе бо сей верно царствует, в Тебе и утверждается»[2].
Все главные события истории Византии или происходили в Константинополе, или имели к нему непосредственное отношение. Здесь совершались дворцовые перевороты. Из 107 императоров только 37 умерли, занимая престол, остальные были или убиты, или свергнуты с престола, ослеплены, заключены в монастыри и т.д. Всего насчитывается 65 дворцовых переворотов.
Хронологические границы Византийского периода
Если по вопросу о конце истории Византийской империи (1453 г.) нет разногласий между исследователями, то начало этого периода определяется неодинаково.
Одни считают таким началом 330 г., когда святой Константин перенес столицу Римской империи в Константинополь.
Другие – 396 г., после смерти Феодосия Великого, когда Римская империя распалась на две самостоятельные части: восточную и западную. Во главе восточной империи (впоследствии Византийская), стал старший сын Феодосия – Аркадий (395 – 408 гг.), а во главе западной – младший сын Гонорий. В состав Западной империи вошли: Италия, Испания, Галлия, Британия и Северная Африка. Восточную империю составили: Балканский полуостров, Понт, Малая Азия, Сирия, Палестина и Египет.
Третьи указывают 476 г. – падение западной части империи, после чего восточная часть просуществовала почти целое тысячелетие.
Некоторые историки склонны считать началом Византийской империи эпоху Юстиниана. Или более поздний период, когда этническое и культурное отличие Византийской империи от Запада стало еще более значительным. В пользу каждой из этих теорий дается ряд возможных соображений, но не менее веские соображения выдвигаются против. Например, против 330 года, как начала Византийской империи, выставляют возражение, что с перенесением столицы единство империи еще не было нарушено.
Для нас наиболее важным отличием новой империи является изменившееся в IV в. отношение государства к христианству. Это, вместе с другими «элементами», способствовало образованию особой «Византийской» культуры.
Разделение курса на периоды
Данный курс разбивается на три периода:
Первый период – подготовительный - с IV по VI век - до императора Юстиниана.
Второй период – с VI века - до разделения Церквей (1054 год).
Третий период – с 1054 года - до падения Византийской империи (1453 год).[3]
Элементы византийской культуры – «византизм»
По этническому составу большинство населения Византийской империи, особенно в более поздний период ее существования, составляли греки и огреченные славяне. Господствующим языком империи был греческий. Поэтому в Византии сильно проявлялись традиции античной Греции. Она была прямой наследницей античной Греции, сохранившей ее культурные традиции.
На Византии сильно сказалось и влияние Запада. Византийцы не могли освободиться от воспоминаний о мировой римской империи и не только называли себя «ромеями», но и сохранили много римских законов, обычаев и учреждений.
На Византии сказалось также влияние славян, селившихся на границах Византийской империи. Это влияние выразилось в проведении реформ как в социальном и экономическом строе, так и в военной системе империи.
Существенным признаком «византизма» является православие. Являясь основным звеном, связующим воедино многоразличные нации, православие в Византии заменяло национальность. Верность апостольским установлениям и отеческим преданиям, точность соблюдения церковной дисциплины, устава и обрядов, презрение к еретикам, извращающим Божественное Писание и предание, - вот что отличало Восток от Запада. Носительницей Православия в таком духе была Греко-Восточная Церковь, которой преимущественно придается наименование Православной, так что само Православие некоторые западные исследователи определяют как особую эллинскую, или византийскую форму христианства. В это время, так как Западная империя вскоре рухнула (476 г.) и на ее территории образовался ряд варварских королевств, Восточная империя надолго удержала свое единство.
Основная причина этого заключалась в том, что входившие в ее состав восточные страны, бывшие эллинистические государства, отличались более мощными экономическими ресурсами, чем Запад. На Востоке сохранилось много таких городов, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Ефес, Смирна, Тарс, которые являлись крупнейшими торговыми и промышленными центрами и насчитывали сотни тысяч жителей.
Александрия сохранила первое место в империи в производстве стеклянных изделий. Сирийские города славились выделкой тонких полотняных и пурпуровых тканей. Малая Азия сделалась главным центром производства шерстяных тканей и ткацкого ремесла. Понт изобиловал вином, Памфилия добывала оливковое масло.
Ведя обширную ввозную торговлю, византийцы были в то же время главными посредникам в торговых сношениях между Востоком и Западом. Торговцев из Египта, Сирии, Малой Азии и Константинополя можно было встретить во всех странах древнего мира. Благодаря всему этому византийская государственная казна располагала громадными по тому времени денежными ресурсами. О размерах государственных доходов дает представление известие «Тайной истории» Прокопия. К концу правления императора Анастасия (491 – 518 гг.) императорская казна обладала денежной наличностью в 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 180 – 140 млн. золотых рублей.
Таким образом, императорская власть на Востоке располагала колоссальными материальными и военными ресурсами. Благодаря этому она смогла не только удержать свое значение, но под воздействием эллинистических образцов приняла ярко выраженный деспотический характер. Император считался собственником своей империи, всех земель и всего живущего на них. Он абсолютный владыка (деспот) своих подданных, которые должны были ему беспрекословно повиноваться. Мало того, от времени античного Рима восточные императоры унаследовали звание pontifex maximus - верховного жреца или первосвященника.
Церковь и государство в Византийской империи
Признание христианства государственной религией империи создало ряд трудностей. Если государство придерживается какой-либо нехристианской религии (язычество, ислам) или не придерживается никакой, то, хотя христианство и сталкивается с нехристианским миром, сущность отношений остается простой и ясной.
Государство живет по своим, внешним законам. Христиане – граждане государства подчиняются этим законам. Иное отношение возникает тогда, когда государство объявляет себя христианским, когда глава государства, в данном случае император, является членом Церкви, который должен соблюдать обязанности христианина как частное лицо - мирянин Церкви, и как правитель.
В истории имеются три различных теории, определяющие отношение государственной власти и Церкви в христианском государстве.
1. Теократическая теория «двух мечей», выражающая взгляды Римской Церкви, частично реализованная в период наибольшего развития папского могущества на Западе.