Плица, ы, ж. (спец.) – прибор для отливки воды из судна, лодки в виде особого черпака. (Ушаков)
На шняках употребляли прямой парус, на остальных судах Белого моря – косые.
Из судов «с правильною остнасткой, выстроенных по верным чертежам и безопасных в море» С.В. Максимов отмечает шкуны и шлюпы. Шкуны (шхуны) строились поморами Кемского и Карельского берега для торговли с Норвегией.
Традиционные промыслы, пришедшие в упадок к началу XX в.
Солеварение
В XIV-XIV вв. поморские волости были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. В XVI – XVIII вв. соль вываркой ее из морской воды добывали почти повсеместно – на Зимнем, Онежском, Поморском, Карельском, Терском берегах. В середине XVI в. на Карельском берегу было 44 «живых» варницы и 23 «впусте». Центром солеварения была посадская часть Летнего берега, здесь действовало до 100 варниц, принадлежавших монастырям и крестьянам. Чаще всего соляные варницы устраивались силами «сябров» – складников, селившихся вместе неподалеку от варницы.
Сябры – в Новгороде и Пскове 14-16 вв. совладельцы пахотных земель и промысловых угодий… (БСЭ)
В XVI – XVII вв. необходимые постройки и инвентарь для варницы составляли:
1. колодец – «сугреб», из которого добывался естественный соляной рассол для выварки; 2. «црены» – сковороды четырехугольной или круглой формы с подставками-треножиками («жаравцами»), в которых вываривалась соль; 3. соляная избушка с ямой, где производился сам процесс солеварения, и 4. «выливная» избушка с ямой, куда выливались отходы выварки. Варщики также нуждались в большом количестве дров – «кострищ», заготовку которых складники также распределяли между собой.
В XIX в. выварка соли в Поморье производилась традиционным способом, устройство варниц почти не совершенствовалось. Получаемая соль – «поморянка», была крупной, грубой, низкого качества, и в XIX в. уже не пользовалась спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынке. Поморы-промышленники предпочитали покупать соль высшего качества в Архангельске и в Норвегии, а местную соль использовали для посола мурманской трески (при массовом улове покупная соль была слишком дорога) и для посола скоропортящейся сельди.
Соляной промысел сыграл большую роль и в заселении Поморья, и в его экономическом развитии, но к концу XIX в. значение поморского солеварения ограничивалось сугубо местными нуждами.
Жемчужный промысел
По письменным источникам XV-XVI вв. известно, что жемчуг издревле добывали в реках Кеми, Керети, Куземке и др. Пришельцы и местные жители добывали разные виды жемчужных раковин, отдавая каждое десятое зерно монастырю или государству. Жемчуг, добывавшийся в Кемском уезде, славился особо: «очень хорош по цвету, блеску и форме». Жемчуг был изображен и на утвержденном в 1788 году гербе города Кемь: «В голубом поле сделанный из жемчуга венок в знак того, что из притекающих рек от лапландских гор вынимается много раковин и из них довольное количество жемчуга» (описание герба).
К середине XIX в., как отмечает С.В. Максимов, жемчуг стал «невысокой доброты» и попадался уже в незначительном количестве (3-4 зернышка за целый день работы).
Самым удачным временем для добывания жемчуга считались июль и август, когда обсыхало дно реки. Ловец бродил по реке, ощупывая дно ногой. Найдя раковину, он либо выкидывал ее на берег, либо клал в подвешенный у пояса мешок. Такой способ лова позволял заниматься промыслом подросткам.
Более усовершенствованный способ лова описан С.В. Максимовым: «Ловля эта обыкновенно производится следующим способом. Искатели садятся на бревенчатый плот небольшой, с отверстием в середине, заставленным трубой. Большая часть трубы этой находится в воде; один по берегу тянет плотик; другой смотрит через трубу в воду. Заметив подле камня раковину, имеющую сходство с жемчужною (обыкновенно, при ясной солнечной погоде, когда животное открывает раковину), наблюдатель опускает через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на одном конце его. Раковина смыкается и тогда ее удобно бывает принять на щипчики. Разломивши раковину, счастливец, нашедший зернышко, обязан немедленно положить его за щеку для той цели, чтобы это зернышко…через прикосновение со слюною делалось из мягкого постепенно твердым, до состояния настоящего жемчуга (обыкновенно через 6 часов)».
В XIX – начале XX в. только отдельные поморы занимались ловлей жемчуга – «наудачу». Кустарная добыча жемчуга находилась в руках карел и пришлых финнов.
В Кемском уезде, в частности, этим промыслом занимались карелы Келеваевы и Кондратьевы. Известна целая династия ловцов Келеваевых (из села Кереть Кемского уезда). С последним представителем этой династии карельский журналист В. Опарин встречался уже в 70-ых годах XX в. Самое сложное орудие жемчужного лова, известное в Поморье, являлось изобретением карела Н. Келаваева. Это т.н. «келаваевский сак». Устройство орудия заимствовано из рыбных тягловых сетей типа бредня или невода. Им управляло три человека: один шел по берегу и тянул сак за веревку, другой брел по воде, прижимая его шестом ко дну, чтобы он захватывал раковины, третий ехал в лодке и держал сак за шест в равновесии.
Просверливанием жемчужин и производством мелких кустарных украшений занимались мастера из местных крестьян; обработка жемчужин на месте стоила очень дешево. Во второй половине XIX в. ловцы сбывали необработанный жемчуг русским скупщикам, которые отвозили его на Шуньгскую ярмарку, либо скупщикам-коробейникам из Финляндии. В конце XIX в. хорошие жемчужины продавались на рынке от 6 до 15 руб. серебром за штуку, жемчужные серьги стоили от 30 до 100 руб. серебром. Но население, не зная этих цен, продавало жемчуг скупщикам по дешевке.
Жемчуг был непременным материалом для отделки поморской народной одежды, особенно – женской, головных уборов, из него изготавливались серьги, ожерелья, пуговицы и другие украшения. Одна из частей Сумского Посада носила название Жемчужный ряд.
К концу XIX в. жемчуг повсеместно стал заменяться бисером или стеклом.
Реферат выполнен на основе следующих источников и литературы:
1. Статистическое описание сельского населения и его промышленности Архангельской губернии. – Архангельск, 1874.
2. Максимов С.В. Год на Севере: В 2 т. Т.1: Белое море и его Прибрежья. - СПб.: Изд. книгопродавца Д.Е. Кожанчикова, 1859.
3. Энгельгардт А.П. Русский Север: Путевые записки. – С.-Пб.: Изд.А.С.Суворина, 1897.
4. Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. - Л.: Наука, 1978.
5. Кораблев Н.А. Социально-экономическая история Карельского Поморья во второй половине XIX века. - Петрозаводск: Карелия, 1980.
6. Баркина В.С. Кемь. - 2-е изд.,испр.и доп. - Петрозаводск: Карелия, 1982.
7. Наумов Ю.М. О мастерах-плотниках и судостроителях Заонежья и Карельского Поморья // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера. - Петрозаводск, 2000.
ЖЕНСКИЕ РУКОДЕЛЬЯ КАРЕЛЬСКОГО ПОМОРЬЯ
Ткачество
Во второй половине XIX – начале XX вв. в Поморье, как и на всем русском Севере, население носило одежду, сшитую из домотканого материала, фабричных тканей позднего производства и старых покупных тканей (т.е. донашивалась или перешивалась старинная одежда).
Ранее, в XV-XVII вв., поморское население получало ткани из областей, славившихся производством текстильных изделий: Заонежье было поставщиком продуктов льноводства, холста и готовой одежды; олонецкие торговцы продавали свой товар непосредственно в Поморье (в частности, в Сумском остроге, откуда скупщики развозили его в другие поморские волости); монастыри и посады сами посылали своих скупщиков в Обонежье. В XVIII – начале XIX в. деревнях от Архангельска до Холмогор, в селах Летнего берега на основе провозного льна сложился даже местный центр льноткачества. Салфеточное, скатертное, полотно «самое тонкое голландскому не уступающее», произведенное поморскими мастерицами, скупщики отвозили на ярмарки, откуда оно расходилось по всему Северу. К середине XIX в. ткачество стало исключительно домашним ремеслом, а концу XIX в. стало повсеместно вытесняться местными и привозными фабричными тканями.
По мнению Т.А. Бернштам, исследовательницы русской поморской культуры, особенностью поморских районов во второй половине XIX – начале XX в. являлось то, что домашнее ткачество было более-менее развито только на Онежском берегу и в юго-восточной части Поморского берега (от Нюхчи до Онеги). На других поморских берегах производство домашних тканей либо носило чрезвычайно несистематический характер, либо практически отсутствовало (Поморский берег от Колежмы до Кеми, Карельский, Кандалакшский, Терский и Зимний берег). Эти данные расходятся с приведенными в «Статистическом описании сельского населения и его промышленности Архангельской губернии» (1874) цифрами количества, например, ткачей холста: всего по Карельскому Поморью – 582, из них 335 – в Поньгомской волости, причем, отмечается, что реальное число ткачей гораздо выше, т.к. учитывались только мастера, работавшие на продажу, а реально, для удовлетворения своих потребностей, «этим делом заняты все совершеннолетние женщины». Окончательное вытеснение домотканых тканей фабричными и – соответственно – упадок домашнего ткачества, видимо, относятся к более позднему времени и связаны со строительством Мурманской железной дороги (1916 г.).