Смекни!
smekni.com

ы выполнены И. Злочевской (стр. 17 из 28)

Шитье одежды на себя производилось самими жителями повсеместно, но – на значительной территории Поморья – не сколько из домотканых, сколько из покупных тканей, приобретаемых на ярмарках, у приезжих купцов, торговцев, коробейников или за границей (в Норвегии).

Вышивание, вязание кружев

Краевед Иван Дуров, в своей статье «Кустарное производство поморских рукодельниц» (1926 г.) отмечает, что кустарное производство поморских рукодельниц ведется давно; особенно славился среди сел Поморья изготовлением «вышивательно-кружевных изделий» Сумской Посад. Еще в XVII в. изделия сумских поморок на холсте и тафте золотом, жемчугом и нитками через соловецких монахов обменивались на заморские товары и хлеб, в которых «поморский люд имел велию нужду и потребу». И даже на рубеже XIX-XX вв. не было «деревни и села, где девушки и женщины не сидели бы за пяльцами».

И. Дуров описывает наиболее распространенные в Поморье «пяльные» (выполненные на пялах) женские изделия.

1. Вышивка белой и красной бумагой (хлопчатобумажными нитками) «полос» (кайма у простыни) и «концей» (концов) к полотенцам.

Последовательность работ была такая: для изготовления полосы приобреталось тонкое холщовое полотно, которое туго натягивалось в пяла, специально для этого изготавливаемые. Затем при помощи швейной иглы, перочинного ножа и ножниц производилось посредством надреза и выдергивания канвообразное разрежение полотна. Разреженное таким образом полотно подвергалось обвивке (скручиванию по клеточкам) швейным нитками №24-30 в зависимости от толщины материала с таким расчетом, чтобы получить сетку с ячейками 4-6 кв.мм. Такая работа называлась – «по обвиви». Если же обвивка не производилась, то такая работа называлась – «по выдерге».

Приготовив таким образом полотно, мастерица приступала к основной работе – «настилу» – вышиванию бумагою рисунка по полотну. Автор называет наиболее художественные, замысловатые, оригинальные и требующие мастерства в исполнении фигуры: «скопа», «кабацькой орел», «пава», «рысь», «лев», «звезда», «компас», «дерево» и др. и отмечает, что «лишь последние 25-30 лет появились модные узоры из альбомов, издававшихся в виде отдельных приложений к журналам «Нива», «Родина» и др.»

Для придания особой изящности вышитому узору иногда производилась дополнительная отделка, заключавшаяся в крестообразном обшивании некоторых ячеек между узорами швейными нитками №40. Эта дополнительная отделка называлась – «рябить».

2. «Везбление» – отделка каемок, бордюров прошивок и наугольниках на ручных (носовых) платках, салфетках, накомодниках, занавесках и рукавах женских рубашек.

«Везбление» (вышивание) производилось швейной иглой «по выдерге» в виде обвивки белыми швейными нитками №40-60 узоров в каемку (до 4,5 см шириною) по краям изделия. Особенно практиковалось «везбление» носовых платков, нередко для подарка «милому» и рукавов т.н. «польских сорочек» и длиннорукавных женских рубашек.

3. Вышивание полос и полотенец по полотну (без предварительного его прореживания). Такие вышивки производились или простой швейной иглой или тамбурной (крючком вязальным), цветной (преимущественно – красной) вязальной бумагой всевозможных рисунков – птиц, зверей, цветов, деревьев и т.п.

На рубеже XIX-XX вв . распространилась «городская» вышивка гладью, которой украшались рукава коленкоровых сорочек, салфетки, носовые (ручные) платки, наволочки, иногда даже простыни и полотенца.

И. Дуров отмечает также и золотошвейные работы поморских мастериц, указывая, что «этот вид художественной работы…теперь вымирает». Автор считает, что эти работы (мастерская вышивка золотом, серебром и жемчугом старинных женских головных уборов) «были начальными работами поморских рукодельниц». Старинные головные уборы – женские кокошники, девичьи повязки, мастерски выполнявшиеся рукодельницами золотом и жемчугом, украшались стилизованными узорами растительного облика. Такие же рисунки были характерны и для церковных облачений. Золотом вышивались также пояса, обувь и пр. предметы женского туалета. Позже поморский кокошник переродился в повойник, так называемый «поморский кружок», да, как отмечает И. Дуров, и «для него почти не осталось рукодельниц».

Распространенным в Поморье было и вязание кружев, которым занимались девочки и девушки, начиная с 7–8 летнего возраста. Вязали настольные салфетки, «полосы» для простынь, «концы» для полотенец, даже целые покрывала для кроватей. Вязались изделия из фабричных белых ниток «краше» посредством тамбурной иглы (вязального крючка). И. Дуров отмечает, что способ плетения кружев на коклюшках поморским мастерицам был незнаком.

Заслуживают внимания описанные И. Дуровым курсы женских рукоделий и Поморский Кустарный Музей, открытые в Сумском Посаде в 1915 г. Поморским отделом Архангельского общества Изучения Русского Севера (с 1916 г. – Общество Изучения Поморского Края и улучшения его быта).

Музей ставил своей целью «ознакомить с состоянием поморских кустарных промыслов и содействовать улучшению таковых…посредством постоянной выставки новейших и редких старинных образцов для обозрения их местными кустарями и постоянных курсов для кустарей».

Постоянные курсы женских рукоделий при музее были открыты в 1916 г. На курсах осваивались вышивальное, кружевное, вязальное, золотошвейное и ткацкое ремесла. На курсах преподавались такие предметы как рисование, черчение, техника в объемах, необходимых для изучаемых видов рукоделий. Также было введено преподавание плетения кружев коклюшками по методике кружевниц Вятской и Вологодской губерний. Курсы в первый же год собрали 24 девочки и 8 взрослых из Кемского уезда (преподавательский состав – 4 человека).

В августе 1916 г. аналогичные курсы были открыты в г. Сороке (г. Беломорск); было набрано 24 человека (девочек до 16 лет – 21 и старше – 3).

Обе эти школы с мастерскими, музей, а также Общество Изучения Поморского Края просуществовали, к сожалению, недолго и прекратили свою работу во время гражданской войны (1918 г.).

Реферат выполнен на основе следующей литературы:

1. Т.А. Бернштам. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в. Этнографические очерки. – Л., 1983.

2. И. Дуров. Кустарное производство поморских рукодельниц //Экономика и статистика Карелии №4-6, 1926. С. 73-76.

3. Северные узоры: народная вышивка Карелии / [авт. текста, науч. консультант А. П. Косменко; сост. Л. Н. Белоголова, Т. А. Мошина; худож. И. Г. Карт; фот. Ю. Я. Шехтера]. – Петрозаводск, 1989.

Культурно-туристские бренды Олонии и Карельского Поморья

Материал подготовил Кузнецов Денис Николаевич, заместитель директора по развитию и экспозиционной работе Карельского государственного краеведческого музея, эксперт проекта.

КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКИЕ БРЕНДЫ ОЛОНИИ (ОЛОНЕЦКИЙ РАЙОН)

Ландшафт Олонии

Олония (Олонецкий район Республики Карелия) – обширная холмистая равнина с множеством лугов и лесов. Характерны сельскохозяйственные ландшафты, сохранившаяся традиционная система расселения и в немалой степени – планировка поселений.

С юго-запада на протяжении 120 км район примыкает к Ладожскому озеру, в которое впадают практически все олонецкие реки. Видлица и Тулокса, относятся к числу лучших лососевых рек Ладожского бассейна. Эоловые формы рельефа –дюны и песчаные валы – развиты в районах устьев Олонки, Видлицы и в некоторых других местах. Дюны и валы, представленные здесь древними и более современными образованиями, на севере встречаются весьма редко и представляют поэтому значительный познавательный интерес.

Географ И.И. Митин выделяет на территории района три основные географических зоны – центральная: Олонецкая Карелия (Олонецкая равнина); северо-западная – Нурмольская Карелия (береговые приладожские ландшафты); восточная – Михайловская Карелия (край невысоких гор и озер).

Культурно-географическая специфика Олонии

Для разработки ключевого для территории бренда здесь предлагается brand-name «Южные ворота Карелии» или «Ворота Русского Севера». Район расположен на юге Республики Карелия, восточном побережье Ладожского
озера, имеет выгодное геополитическое расположение, является в своем роде «перекрестком» дорог Санкт-Петербург – Москва – Петрозаводск – Мурманск – Финляндия. Олонецкий район является транзитным для грузопотоков, что позволяет предоставлять услуги транзитным пассажирам. В летний период сельское население района увеличивается в среднем на 3-5%, за счет жителей крупных городов России, приезжающих на отдых (дачников), «диких» туристов. На территории района разработаны и действуют маршруты для организации экологического и культурного туризма. Район расположен между крупными автомобильными дорогами[1]. В широтном направлении это автомобильная трасса, которая соединяет Финляндию и Петрозаводск (по ней проходит международный туристский маршрут «Голубая дорога»). В высотном направлении – федеральная трасса «Кола» (Санкт-Петербург – Мурманск). Удаленность районного центра от российско-финляндской границы (расстояние до международного автомобильного пропускного пункта через МАПП Нийрала — Вяртсиля) около 220 км, удаленность от Санкт-Петербурга — 299 км, удаленность от г. Петрозаводска — 145 км.

Олонецкий район – национальный. Около 60% населения – карелы-ливвики (южные карелы, приладожские карелы). Исключение – михайловские карелы – людики (восточные карелы, прионежские карелы), проживают на юге района, в селе Михайловское. Археологи прослеживают историю олонецкого края на протяжении 7-8 тысяч лет. Таким образом, здесь переплетаются история и культура карелов, северных русских, финнов и шведов.

Культурные образы столицы района – Олонца