Смекни!
smekni.com

ы выполнены И. Злочевской (стр. 21 из 28)


Сводные таблицы

Кемь

Бренд, торговая марка История, факты, понятия Визуальные образы, предметы и т.п. Примечания
1 Поморская культура Море, корабль
1.1. Соловки[12] Путь из Кеми – самый короткий способ для поездки с материка на Соловки Соловки – исторический Центр Поморья в целом, Карельского Поморья в частности Остров-архипелаг в море (ландшафты), Кремль (башни, стены, ворота), Монастырь (храмы) Соловецкие святые – Зосима, Савватий, Герман (иконописные каноны) Кемский острог 16-17 вв., построенный Соловецким монастырем для обороны от «каянских немцев» («Кемска волость»). Графическая реконструкция Кемского острога (Н.В. Куспак, Петрозаводск). Здание Соловецкого подворья в Кеми, где расположен музей «Поморье» Православная культура Русского Севера – еще один бренд, включающий в себя понятие/образ Соловков. Предания о набегах шведов на Поморье
1.2. Морская культура Составляющие: природное и культурное
1.2.1 Морская культура: природное Природное (природные заказники – архипелаг Кузова): Морские животные Водоплавающие морские птицы Рыбы Морская соль Белуха, нерпа Гагарка, полярная крачка, атлантический чистик, гага Наиболее характерные рыбы – семга, сельдь, второстепенные – треска, палтус, навага, корюшка. Музейные предметы Изображения солеварного промысла (в частности, западноевропейские источники 16-17 вв. и иконы поморского круга)
1.2.1. Морская культура: культурное Особенности поморской культуры обусловлены промысловой системой хозяйства (рыболовство и промысел морского зверя, судостроение, морская торговля и т.п.). Карельский берег – культурно-географическое название берега Белого моря от Черной реки и Керети до Летней реки. Кемь относится к Поморскому берегу (см. «Беломорск»). Компаса (особенно, тип примитивного компаса «маточка», от финск. «матка» – «путь»?), Модели и изображения судов (традиционное поморское судостроение – коч, лодья, карбас, имеющие норвежские прототипы - шнека, ела, общеевропейский тип - шхуна), общеевропейский тип - бот в Сумском Посаде. Мореходные карты. Это в основном европейские и российские карты. Вплоть до середины 19 в. поморы использовали вместо карт рукописные лоции со словесными описаниями морских путей. Детали промыслового снаряженияплутиво (плутива) - характерные поплавки для сетей, неводов в виде плоских дощечек с инициалами владельца (в нашем случае – владельца сувенира) Кибас (кибасья) - грузила невода, сети - камни в берестяной оплетке или обогнутые вицей и т.п. Модели промысловых орудий (в малом масштабе): невод, мережи, сетные снасти на семгу гарпуны, кутила (багры) Промысловая одежда[13]. Из мужской одежды могли бы быть интересны в контексте исследования норвежского типа свитера и фуфайки и головной убор – зюйдвестка (голл.) - круглая мягкая шляпа из непромокаемой ткани с широкими полями, откидывающимися спереди, надевается в непогоду. Музейные предметы, фото и др. изображения поморских судов (от западноевропейских источников 16-17 вв. и икон поморского круга вплоть до современных фото). Кибасы и плутива можно до сих пор встретить в рыбацком обиходе Поморья. Возможность изготовить вместе с потребителем сувенирной продукции или при нем. Фольклор: большое количество пословиц, фактически готовых слоганов, типа «Море наше поле», «Море богаче земли», «Пола мокра, так брюхо сыто» и т.п.
2. «Православная культура Русского Севера» Связана с центром православия общероссийского значения – Соловецким монастырем. Особенность – фактор старообрядчества. В кон. 17 в. Соловки были центром сопротивления церковной реформы («Соловецкое сидение»). Близость Выго-Лексинского старообрядческого общежительства. См. 1.1. Дополнения: Поморские святые - Зосима, Савватий, Герман Соловецкие, Варламий Керетский, Никола Угодник (Мирликийский, Морской), Параскева Пятница, Климент – Папа Римский (святой, популярный в Поморье, в отличие от других регионов России). Сохранившиеся храмы и традиционные кладбища: · Успенский собор в Кеми

· Никольская церковь, намогильные столбики старообрядческого типа в Гридино,

· Церковь Ильи Пророка в Панозеро Фильм «Остров» (реж. П. Лунгин, 2006 г.), снят в Рабочеостровске, остались постройки для фильма.

Известен ряд коротких молитв этим святым для защиты на море. Жития святых.
3. Карельская культура Панозеро (Паанаярви) – историческая деревня, сочетающая черты северно-карельской и поморской культур. Самая восточная точка, где Леннрот записывал фольклор для «Калевалы». Широко известна, благодаря работе фонда «Юминкеко» (Кухмо, Финляндия) по реставрации и противостоянию строительству ГЭС. Название Карельский берег (см. 1.2.1.). Виды деревни

Церковь Ильи Пророка

Особенности материальной культуры: Школьный музей в Панозеро, фонды музея-заповедника «Кижи», Карельского государственного краеведческого музея.
Несколько выше по течению р. Кеми ранее существовало село Подужемье, где проживали карелы и русские поморы. Подужемье славилось своими мастерами- корабелами, которые по национальности были в основном карелами. Ныне место, где было село, затоплено в связи со строительством каскада Кемских ГЭС.
4 Сейды и лабиринты (первобытная культура) Архипелаг Кузова – древнее святилище с сейдами, сооружениями мегалитического типа, приписываемыми предкам саамов. Кроме того, на архипелаге есть единичные лабиринты. Объект культурного наследия, природный заказник. Перевалочный пункт на пути на Соловецкие острова для древнего населения Карелии. Кажется очевидной связь структур на Кузовах и аналогичных памятников на Заяцком острове и др. местах Соловецкого архипелага. Вероятно, эти сооружения построены одним и тем же населением Западного Беломорья. Сейды, лабиринты, острова. «Сейды» и лабиринты широко распространены в странах Северной Европы. Лабиринты ранее датировались исследователями I тыс. нашей эры, их создание также приписывалось «протосаамам». В настоящее время существует тенденция относить эти объекты к более позднему времени (позднее средневековье) и связывать их появление с христианской традицией и символикой.

Беломорск

Бренд, торговая марка Смыслы, факты, понятия Визуальные образы, памятники, предметы и т.п. Примечания
1 Поморская культура Море, корабль Связи: сейды, лабиринты, Православная культура Русского Севера
1.1. Соловки[14] Соловки – исторический Центр Поморья. Один из основателей Соловецкого монастыря – Савватий – умер в 1435 г. на берегу р. Выг в окрестностях Сороки (Беломорска). Вскоре после этого в устье р. Сумы Герман встретил Зосиму, с которым вернулся на Соловки в 1436 г., где они основали монастырь. До начала XX в. в Сумском посаде располагалось Соловецкое подворье.

В средние века село Сорока (ныне Беломорск) принадлежало Соловецкому монастырю.

В 2006 г. в Беломорске, на берегу реки Выг, напротив Угольного порога, был освящен новый храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В Сумском Посаде сохранился амбар Соловецкого подворья, 1757 г. Сумский острог основан монастырем в XVII в. в районе современного Сумского Посада. Выстоял в борьбе с польско-литовскими отрядами (в легендах – «паны») в "смутное время" в начале XVII в. К началу XX в. крепостные сооружения были утрачены. Моховая башня острога в 1931 г. перевезена в Московский гос. объединенный художественно-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. С 2003 г. реконструируется специалистами музея. Еще один острог, входивший в оборонительную материковую систему Соловецкого монастыря – Троицкий в Муезеро (см. п.2, примечания).

На р. Пяла (левый приток р. Колежма) Соловецкий монастырь в XVI в. для оружейного производства основал Железную пустынь – древнейший железоделательный завод в Карелии (исследован экспедицией КГКМ в 1964 г., археологическая коллекция в фондах КГКМ). Отсюда прозвище жителей Колежмы – «кочегары». Остатки солеварен XVI-XVII вв. Соловецкого монастыря находятся в деревнях Юково и Вирма (с тех пор жители Вирмы также унаследовали прозвище "кочегары").

Связи: Православная культура Русского Севера Предания о набегах шведов на Поморье Воссозданная Моховая башня Сумского острога будет экспонатом Музея деревянного зодчества в Коломенском и будет установлена на территории Этнографического центра в северной части музея-заповедника. «Кочегары» - такое прозвище, видимо, связано также с солеварным промыслом.
1.2. Морская культура Составляющие: природное и культурное
1.2.1 Морская культура: природное Два ландшафтных заказника - Шуйостровский (10 тыс. га) и Сорокский (73,9 тыс. га) созданы с целью охраны морских животных, особенно птиц. Представляют собой объект для научно-познавательного и охотничьего туризма. Со временем Сорокский заказник может получить статус природного морского парка (второго в России), что говорит о его рекреационной и природоохранной ценности. В осенний и весенний периоды пролета здесь останавливаются на отдых и кормежку сотни тысяч водоплавающих птиц. См. также о солеварнях п.1
1.2.1. Морская культура: культурное Поморский берег – культурно-географическое название берега Белого моря от Кеми на севере до Ворзогор на юго-востоке. Это сердце Поморья. Жители этого берега в кон. XIX – начале XX вв. только себя считали поморами и таковыми их признавали соседние группы севернорусского и нерусского населения. Поморская торговля с Норвегией. Меновая торговля, которая повлияла на культуру и быт как Западного Поморья, так и городов Северной Норвегии (некоторые особенности материальной культуры – типы судов, одежда, снаряжение и др., использование в быту утвари из соседних стран, употребление ряда напитков, особый торговый диалект «моя-по-твоя» (руссенорск) и т.д.) В Сумском посаде, на речных порогах установлен памятник судостроения XIX в. - морской бот, подаренный сумлянам Великим князем Алексеем Александровичем в 1870 г. в память о своем приезде к ним. Фотографии, предметы из фондов музеев и архивов РК, музеев городов Северной Норвегии, фонды музеев и архивов Архангельска и Санкт-Петербурга (РЭМ) и др. Фольклор Записи исследователей диалекта «моя-по-твоя» (руссенорск) Поморские лоции с описанием «хода в Норвегу»
2. «Православная культура Русского Севера» Связана с центром православия общероссийского значения – Соловецким монастырем. Особенность – фактор старообрядчества. В конце XVII в. Соловки были центром сопротивления церковной реформы («Соловецкое сидение»). Выго-Лексинское старообрядческое общежительство находилось в самой тесной связи с Поморским берегом. Сохранившиеся храмы и традиционные кладбища: архитектурные памятники общероссийского значения - церковь Петра и Павла в с. Вирма (1696), церковь Николая Чудотворца (1602) и часовня Спаса Нерукотворного (1672) на о. Троицком на озере Муезеро. Связи: морская культура Поморья. Источники по теме Поморского согласия (обширная историография и литературные описания). Никольская церковь бывшего Троицкого монастыря построена в 1602-1605 гг. и относится к наиболее древним деревянным шатровым храмам. Это одна из поздних построек Троицкого острога, сыгравшего выдающуюся роль в отражении шведского нашествия в 1580 г.
3 Беломорские петроглифы (наскальное искусство, первобытная культура) Беломорские петроглифы – одно из скоплений т. н. «охотничьего» наскального искусства Европейского Севера (5-6 тыс. назад). Они расположены неподалеку от г. Беломорска в 9 км от устья р. Выг близ плотин ГЭС в районе д. Выгостров и п. Золотец. Беломорские петроглифы включают свыше 2000 отдельных фигур и сцен охоты на лося, медведя, морского зверя, ритуальных шествий и войн. Здесь находятся наиболее древние в Европе изображения человека на лыжах. Это самое крупное скопление рисунков древних людей в европейской части России. В районе беломорских петроглифов археологами обнаружено 56 древних поселений.
Аналогичные по содержанию и форме крупные очаги наскального искусства расположены в северной части Норвегии (Альта), Швеции (Немфоршен), на восточном побережье Онежского озера (Карелия). Это более древние памятники в сравнении с наскальным искусством земледельческих культур Фенноскандии.
Основные группы изображений: · Бесовы следки: фигура Беса и отпечатки (следы) его ступни, изображения птиц (гуси), морских животных (киты/белухи). · Залавруга: сцена зимней охоты на лося, галерея идущих друг за другом лосей/оленей, группа лыжников, сцены морского промысла на белуху/кита, группы и одиночные изображения лучников. · Ерпин Пудас: эротическая сцена (ритуального характера?). Связи – экология, морская культура поморов, р. Выг и каскад ГЭС.
4 Петр I В 1702 г. Петр I подготовил и осуществил военную операцию по переброске сил на Онежское и Ладожское озера с Белого моря. В поморских преданиях и легендах это событие было запечатлено как "Осударева дорога".
Путь царя прошел из Архангельска через Соловки (где он построил храм ап. Андрея на Заяцком о-ве) через села Нюхча, Воренжа и Сумозеро. Стратегическим итогом «Осударевой дороги» стало взятие Нотебурга (Орешка) на Неве и выход российских войск в устье Невы, к Балтийскому морю. Можно сказать, что С-Петербург и Российская империя родились на берегах Белого моря. По пути "Осударевой дороги" проходит сегодня Беломорско-Балтийский канал.
Историко-культурная территория "Сумозеро" (Воренжа, Сумозеро и др.). Здесь хорошо сохранились традиционные сельские поселения, постройки крестьянской архитектуры – кладбища и часовни, дома, бани, амбары. «Осударев Клоч» и другие географические пункты на местности, известные по преданиям и историческим свидетельствам. Живописные и графические произведения художников на тему. Исторические изображения кораблей, сцен взятия Нотебурга и т.п.

Связи: СССР-ББК, православная культура Русского Севера (Соловки, Выгореция); морская культура Поморья. Сохранились многочисленные легенды о пребывании Петра I в поморских селах, о его отношении к старообрядцам Выга и т.п. По некоторым свидетельствам экспедиция Петра связана с переброской двух судов (яхт, фрегатов) с Белого моря (построены в Архангельске) к Нотебургу. Однако М.Ю. Данков, один из исследователей «Осударевой дороги», считает, что судов на маршруте не было.
5 СССР

Северный морской путь. Капитан Воронин. Братья Воронины

Воронин Владимир Иванович (1890-1952), российский капитан ледокольного флота. В 1907 г. окончил Сумскую мореходную школу. В разное время эту школу окончили 5 его братьев. В.И. Воронин - участник спасения экспедиции У. Нобиле (1928). Капитан "Сибирякова" (1932), "Челюскина" (1933-34), ледокола "Ермак" (1934-38). Возглавлял советскую китобойную флотилию "Слава" (1946-47).
Беломорско-Балтийский канал. Построен в 1931-1933 гг. Общая длина – 227 км, из них 48 км – искусственный путь. В систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и др. гидротехнические сооружения. Канал проходит через три района Карелии, соединяя Онежское озеро и Белое море. Начало канала - вблизи города Повенца, в Повенецкой губе Онежского озера. Заключительные шлюзы ББК расположены в Беломорске (поселок Водников). Это уникальное для своего времени гидротехническое сооружение построено трудом заключенных. Великая Отечественная война - II Мировая война. В связи с оккупацией Петрозаводска, Беломорск был в период с сентября 1941 г. по июнь 1944 г. временной столицей Карело-Финской Автономной Советской Социалистической Республики. Здесь находились Штаб Карельского фронта, Штаб партизанского движения, Правительство КФАССР.
Фонды музеев Беломорска и Сумского Посада, Карельского государственного краеведческого музея, Национального архива РК. Документальные и художественные фильмы («Красная палатка» и др.). В Беломорске расположен мемориал жертвам-строителям ББК.
Штаб Карельского фронта (в Беломорске сохранилось здание). Мемориалы в память погибших в Великой Отечественной войне.
Связи: Воронины – морская культура Поморья; ББК – Петр I, морская культура Поморья; Великая Отечественная война - II Мировая война – Соловки (школа юнг, военная история Поморья. Альбом Б. Гребенщикова: «бг Бэнд - Письма капитана Воронина»

Список основной использованной литературы и web-ресурсов: