Смекни!
smekni.com

ы выполнены И. Злочевской (стр. 24 из 28)

Среди традиционных для Поморья следует назвать женские рукоделья, в т.ч. золотное шитье, «вышивательно-кружевные изделия», которыми был особенно славен Сумской Посад. Золотное шитье, берущее свое начало в XVII веке, представляло собой вышивку золотом, серебром и речным жемчугом женских головных уборов, церковных облачений, поясов и даже обуви. К началу XX века этот вид мастерства–искусства почти вымер. Также распространена была вышивка белыми и красными хлопчатобумажными нитками концов полотенец, простынь. Распространено было, особенно в северных районах, и узорное вязание спицами и одной иглой. Степень распространения рисунчатых вязаных изделий возрастала по мере приближения к финляндской границе.

Сегодня на территории Карельского Поморья еще сохраняются некоторые традиционные и новые виды ремесел. Количество ремесленников также как и в Олонецком районе исчисляется единицами.

В настоящее время Беломорский район – это один из проблемных районов Карелии в отношении уровня жизни населения, в котором недостаточно хорошо развиты художественные промыслы и ремесла.

В большом процветавшем в советские времена посёлке Летнереченский есть ряд мастеров, заинтересованных в развитии ремесел. Директор местного Дома культуры Валентина Геннадьевна Зверева с большим энтузиазмом восприняла информацию о возможности для сельчан повысить уровень своего мастерства. В Доме культуры были отсмотрены работы нескольких мастериц – вязание крючком, узорчатое вязание спицами, вязание из пряденых вручную нитей, бисероплетение, плетение из бересты, объемные композиции из текстиля и лоскутные работы. Среди мастериц есть несколько в настоящее время безработных профессиональных швей, занимающихся вязанием. Машинное вязание разработанных дизайнерами и узнаваемых по стилю вещей может стать определяющим направлением организации производства для летнереченских рукодельниц. Также не следует отказываться и от истинно северных традиций – вязания носков и рукавиц разных видов – узорчатых из покупной нити и более архаичных из самопрядённой шерсти. Мастер Гуркова предлагает эксклюзивные накидки и шали, вязаные крючком.

Одно из перспективных направлений – вязание одной иглой, которое позволит мастерам создавать действительно необычные вещи (в старину мужчины вязали одной иглой рукавицы-дельницы [Дельницы, деленки ж. мн. арх. – вязаные рабочие шерстяные рукавицы, плотно обнимающие руку. Даль] и носки). Техникой этого ремесла в Петрозаводске владеют Виола Анатольевна Гущина, сотрудница Государственного музея–заповедника «Кижи» и сотрудница Центра национальных культур Марина Сергеевна Коршакова. Кроме носков и рукавиц в этой технике можно создавать и другие вещи.

Мастер по бересте Татьяна Рыбакова училась когда-то плетению у народного мастера России Галины Михайловны Дудкиной, поэтому знакома с различными техниками изготовления изделий, вплоть до скульптуры. Но пока к работе «на поток» не совсем готова. Но пока к работе «на поток» не совсем готова из-за отсутствия материала – бересты. Заготовка ее в окрестностях поселка, как считает Татьяна, проблематична. Для плетения изделий «на поток» необходимо заготавливать большое количество материала с привлечением рабочих, но такая технология требует дополнительных затрат как финансовых, так и материальных. В перспективе, при наличии необходимого материала, Татьяна Рыбакова готова обучаться дома сама и обучать других. Есть большое желание попробовать себя и в лозоплетении.

Сотрудник Дома культуры Анна Первойкина – профессионал; закончила отделение декоративно-прикладного искусства Карельского училища культуры в Петрозаводске. Занимается бисероплетением, ведет занятия. В настоящее время отмечает трудности с выбором бисера.

Учитель труда средней летнереченской школы Раиса Викторовна Бракоренко – талантливый и деятельный человек – помогает многим найти себя в творческих работах. Она – выпускница художественно–графического отделения Педагогического училища № 2 г. Петрозаводска. Осваивает самые разные материалы и техники – от вязания и текстильных картин до керамики и скульптуры. И хотя уровень керамических работ пока что оставляет желать лучшего, с её жаждой к этому виду творчества и наличием единомышленников можно говорить о создании в Летнереченском керамической мастерской, тем более что залежи глины вокруг поселка огромны; еще совсем недавно в поселке работал кирпичный завод. Имеющихся запасов глины хватит на многие поколения мастеров.

Сейчас мастерскую можно создавать на базе школы, и там же – мастерскую по работе с деревом и берестой, но желающих работать с этими материалами не так много. В поселке могли бы быть задействованы оборудованные вязальная и керамическая мастерские. А прекрасно владеющая техникой бисероплетения мастер Анна Первойкина могла бы делать авторские украшения. Были бы востребованы и заказы мастерицам на вязание небольших вещей на спицах в домашних условиях по разработанным дизайнерами схемам или традиционным узорам.

В посёлке Сосновец были представлены в основном текстильные работы и роспись. Один мастер занимается плетением корзин из дранки и лозы. Более серьезными показались вязаные изделия Галины Якшук – дорогие многодельные вещи.

В самом же Беломорске в Доме культуры существует rквилт-клуб «Лоскуток». Возглавляет его Светлана Шавырина – талантливый человек и прекрасный мастер. Под её руководством женщины-мастерицы шьют лоскутные композиции, одеяла, сумки и другие предметы обихода, занимаются лепкой из солёного теста, могут делать народную куклу. Клубу требуется помещение и дооснащение. Работа «на поток» возможна, если будет организована реализация продукции. Потенциальные возможности у клуба хорошие.

С резьбой по дереву положение дел сходно с ситуацией в Олонецком районе; разница в том, что в Беломорске мастера менее подготовлены. Однако желание изучать литературу, совершенствоваться у мастеров есть. Мужчинам нужна мастерская и хороший резцовый инструмент. В настоящее время они вынуждены использовать неприспособленные под мастерские помещения: гараж, домашнюю кухню и т. п. Если будет оборудована мастерская, то на базе учебного заведения они согласны вести бесплатно кружки, обучать мальчиков работе с деревом.

Керамикой на базе художественной школы изъявили заниматься четыре человека, однако настоящего умения пока что ни у кого нет. В школе имеется большой гончарный станок, однако на нём еще никто никогда не работал. Помещение для мастерской с помощью администрации района школа могла бы выделить в собственном здании.

Остальные мастера в основном занимаются вязанием. В традициях Поморья – вязание крючком белого кружева, довольно крупного и рельефного. Вязали салфетки, шали, скатерти, подзоры, занавески. Ручное вязание всегда было в моде. Вязаное крючком белое кружево может стать одним из брендов Беломорья наряду с петроглифами, Соловками, морской тематикой – белухами, морскими звездами, промысловыми рыбами, историческими видами богатейшего когда-то села Сумпосад со старинным ботиком на середине реки, прекрасной деревянной церковью в селе Вирма и т.д.

В средней школе № 3 г. Беломорска учитель труда Ирина Геннадьевна Ильина создала музей, в котором собраны предметы обихода поморов. Белое кружево занимает там главенствующее положение. И.Г. Ильина владеет различными техниками изготовления сувениров. По её разработкам можно делать партии товаров, так как она внимательна к традициям и в то же время разрабатывает новые технологии. Сама же она к производству «на поток» не очень готова. Но куклы, сувенирные карманчики, вязаные по народным образцам рукавицы, шкатулки с золотным шитьём и другие изделия сохраняют дух Карельского Поморья и могли бы служить образцами для других мастеров.

Старинное село Сумский Посад запомнилось посещением «бабушки» Ивановой, которая вышивает картины крестиком. Она – настоящий художник, создающий из минимума ниток настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. По ее словам, может делать картины по заданному образцу, но это – небольшие по количеству и высокие по цене заказы. Основная проблема – отсутствие выбора ниток в сельском магазине.

В сумпосадском Доме культуры работает женский швейный клуб – шьют народные костюмы для местных фольклорных коллективов, однако качество изделий невысоко; также не хватает знаний по теме костюма. При обучении и поставке швейного оборудования женщины могли бы заниматься куклой по разработанным образцам.

* * *

Таким образом, Беломорский район имеет потенциал для развития ремесел в своем райцентре, где сосредоточено наибольшее количество мастеров, и в поселке Летнереченском.

Обращает на себя внимание тот факт, что занятость мужчин в деревообрабатывающем производстве была бы очень своевременна, так как мастерство художественной обработки дерева с закрытием комбината «Карельские сувениры» падает с каждым днем. И если находятся люди, любящие этот вид деятельности, необходимо их поддержать, тем более что за собой они поведут и молодежь.