Смекни!
smekni.com

ы выполнены И. Злочевской (стр. 26 из 28)

– экспертное сообщество

– профессиональные организации/ассоциации

– производители сувениров

– продавцы/покупатели

– официальные структуры (маркетинг территории)

Также необходимо описать критерии качества (свойства) продукции с учетом опыта ремесленно-сувенирной индустрии в России и Финляндии:

– наличие современных тенденций (модность, современность) в сочетании с традициями

– оригинальные художественно-технологические решения, привлекательность, эстетичность

– разнообразие (широкий веер возможности выбора)

– стильная эргономичная упаковка, этикетка, подача (фирменный стиль)

– экологичность материалов

– практичность (утилитарность), функциональность, мобильность

– наличие у товара «легенды» и мастера – «за изделием»

– брендированность (привязанность к брендам, узнаваемость)

– экономичность (доступность)

Немаловажно также сформулировать основные недостатки (ярко отрицательные свойства), зачастую присущие ремесленно-сувенирным продуктам:

– наличие слишком большого количества надписей

– вычурность

– наличие редких, не подходящих к типовым интерьерам цветов

– непрактичность

– анти-эргономичность

На втором по значимости месте находится блок проблем тематизации. Как видно из приведенного выше анализа, во всех пилотных районах имеется дефицит ремесленно-сувенирных продуктов, опирающихся на историко- культурные бренды территорий. Между тем, эта проблема весьма актуальна, как в случае с сувенирами, реализующимися среди местных жителей, так и среди туристов. Сувениры, в которых отражен местный колорит, художественная специфика и другие культурные (гуманитарные) свойства территории, безусловно, выигрывают в конкуренции у сувениров безликих, являясь более притягательными для покупателя.

В связи с этим возникают минимум две новые управленческие задачи: определить ключевые бренды пилотных районов проекта и определить основные тематические направления ремесленно-сувенирной продукции.

Решение первой задачи в полном объеме представлено в материале Д. Кузнецова «Культурно-туристские бренды Олонии и Карельского Поморья». Здесь же описаны основные тематические направления, которые можно использовать при проектировании сувениров.

  • Объекты наследия

Петроглифы

Сейды и лабиринты Белого моря

Объекты архитектуры

  • Природа

Море (водный мир, ламинарии, мидии)

Отдельные виды рыб (беломорка, ряпушка)

Животный мир (ладожская нерпа, беломорская белуха, олонецкий гусь)

Ягоды (морошка, клюква, голубика)

  • Традиции

Орнаменты

Народный костюм

Кукла

Охота

Рыбалка

Обряды (свадьбы, похороны)

Игры

Баня

Кухня

  • Символы

Гербы

Флаги

Титульные цвета

  • «Культурные герои»

Герои «Калевалы

Паккайне – олонецкий Дед Мороз (Морозец)

Святитель Николай

Капитан Воронин

Языческие божества

  • События (фестивали, праздники)

Фестиваль «Олония – гусиная столица», Олонецкие игры Дедов Морозов и др.

Традиционные праздники (масленица и др.)

Говоря, о проблематике ремесленно-сувенирной индустрии, нельзя не поставить проблему «психологии сувенира», не определить сущность сувенира в его отношении к потенциальному покупателю. Итак, в данном контексте, сувенир есть:

  • вещь «на память»
  • самовыражение/самопрезентация
  • ассоциация с определенным местом
  • вещественное доказательство посещения места
  • трофей – «достижение»
  • оригинальный подарок
  • украшение

И, безусловно, не на последнем месте стоят проблемы маркетингового характера. Среди проблем этого типа особое место занимает вопрос о целевых группах потребителей ремесленно-сувенирной продукции, о ключевых характеристиках целевых групп и их основных потребностях. Исследовательская группа выявила следующие целевые группы и их характеристики.

· бизнес/V.I.P-туристы

кто: бизнесмены, топ-менеджеры, чиновники, «звезды» (актеры и т.д.)

какие: мобильные, состоятельные, самодостаточные, требовательные

цели: подарить/привезти корпоративный подарок-сувенир, подарки для близких аксессуар для охоты или рыбалки, пополнить какую-либо коллекцию, аксессуар для собственной квартиры или загородного дома, участка.

мотивы: престижность, потребность выделиться, презентовать себя, подчеркнуть индивидуальность, эксклюзивность

ценовая ориентация: от 30 евро

требования к товару: премиум-класс, экологичность

специальные свойства: непредсказуемость выбора

· молодежь

кто: студенты, молодые специалисты

какие: креативные, модные, активные, участвующие в фестивалях

цели: привезти аксессуары, подарки (например, амулеты, обереги, браслеты, «фенечки», музыкальные инструменты, музыкальные, видеозаписи, заколки, фляжки, ручки, футболки, аксессуары, еда и напитки)

мотивы: эпатажность, «прикольность» (необычность), веселость, функциональность, независимость

ценовая ориентация: от 15 до 40 евро

специальные свойства: связанность с игрой

виды ремесел/дпи: промышленный способ (трафарет, штамп), плетение (кожа, бисер), вышивка (бисер), традиционные технологии.

· туристы среднего класса (одиночки, пары, семьи с детьми, корпоративные группы)

кто: люди среднего возраста с высшим образованием, вращающиеся в среде себе подобных, часто передвигающиеся на собственных автомобилях

какие: достаточно мобильные, средне-состоятельные, требовательные, практичные

цели: привезти небольшие колоритные сувениры: подарки, утилитарные аксессуары для квартиры, охоты, рыбалки, украшения, средства ремесленного производства (женщины) и др.

мотивы: самопрезентация, подчеркнуть индивидуальность

ценовая ориентация: до 30 евро

специальные свойства: ярко отражено: женщины покупают оригинальные вещи, мужчины – практичные

требования к товару: разновозрастное предложение, «средняя» цена (соответствие цены и качества), наличие четко узнаваемого местного колорита, наличие информации о товаре, производство на месте продажи, удобство при перевозке, экологичность.

виды ремесел/дпи: ?

· местное население (разные слои)

кто: жители городов Карелии

цели: приобрести подарки для своих гостей (или при поездке в гости в другие регионы, страны), купить аксессуары для квартиры, загородного дома, украшения, одежда (традиционная и современная) и т.д.

мотивы: совершить полезную покупку, отражающую местный колорит

требования к товару: отражение местного колорита, функциональность, умеренная цена, возможность сделать «под заказ», наличие информации о товаре

ценовая ориентация: от 15 евро

виды ремесел/дпи: текстиль (для помещений), керамика, дерево, плетение, металл, деревянная игрушка, промышленные сувениры и т.д.

· иностранные туристы (разные слои)

кто: пенсионеры, бизнесмены, родственники жителей Карелии

какие: состоятельные, экономные, рассчитывающие на хороший уровень сервиса

цели: привезти подарки, приобрести аксессуары для квартиры, загородного дома, охоты, рыбалки

мотивы: оставить воспоминание о пребывании, совершить полезную эффектную покупку, привезти подарки детям; практичность, эксклюзивность, дешевизна, узнаваемость традиции

ценовая ориентация: 20 – 30 евро

специальные свойства: необходимость богатого информационного сопровождения товара

виды ремесел/дпи: ткачество (дорожки), плетение из бересты, деревянная посуда и т.д.

И. Николаев

Современная ремесленно-сувенирная индустрия и территориальные бренды

Философия сувенира

Сувениры в жизни людей, на первый взгляд, среди других предметов потребления занимают незначительное место. В самом деле, чего стоят «магнитики» на холодильнике, старинной резьбы подставка под чайник или футболка с названием городка, в котором человек был один-два дня и, может быть, никогда больше не будет? Стоят, может быть, и немного, однако все эти безделушки, во-первых, приобретают, во-вторых, – что много важнее – не выбрасывают и, в-третьих, демонстрируют друзьям, знакомым, коллегам.

Как утверждают ученые – экономисты и психологи – сувениры играют в современной жизни человека большую роль, а рынок сувениров считают наглядным примером «символического потребления», характерного для постиндустриальной эпохи. М. Реймс пишет в одной из своих работ: «…сувениры – бесполезные, чистые экспонаты, прибывшие из вожделенного мира. Сувенир – это зеркало, в котором покупатель видит не реальный, но желанный свой образ. Обычной вещью пользуются, а символической обладают, она часть нашей идентичности и самопрезентации. Функциональность уступает место символу. Сувениры – радость для тех, кто не может позволить себе настоящей коллекции. Коллекционирование – наиболее древняя и элитарная форма символического потребления. Вещь из коллекции не служит, но свидетельствует. Такая вещь воспринимается обладателем, как раньше воспринимался родовой герб и чистота крови». В особенности это утверждение верно для сувениров, которые создаются для потребления туристами или местными жителями с целью последующего дарения.

«Некоторым сувениры кажутся специально придуманным предметным языком, “записывающим” географию жизни: дешевые штампы эйфелевых башен, голландских домиков и венецианских масок собирают уютную пыль биографии. И хотя эти вещи заведомо и нарочито антиаутентичные, в них есть своя подлинность, возникающая внутри процедуры приобретения. Человек, покупающий на туристическом пятачке пепельницу с “логотипом” местности, вступает с этой пепельницей в какие-то отношения, которые порождают уникальные смыслы. <…> Экономика сувенира незатейлива: их цена должна быть низкой, а содержание смыслов, созданных отношением и процессом, — высоким», – пишет в одной из своих статей Е. Мень 1.