Смекни!
smekni.com

ы выполнены И. Злочевской (стр. 7 из 28)

Валяльный промысел

Этот промысел был связан с шерстобитным – обыкновенно валяльщик сам приготавливал шерсть для своей работы. Изготовление валяной обуви на зиму, как и сапожное ремесло, было распространено повсеместно, хотя и в меньшей степени. Промысел этот (в нем участвовало 182 кустаря) был наиболее развит в Вытегорском (65 человек), Лодейнопольском (59) и Пудожском уездах (54).

Особенно известными мастерами валяной обуви («катанок») считались жители Исаевского прихода Чернослободской волости Вытегорского уезда. Промыслом этим в Исаеве начали заниматься в конце XVII в., по преданию основатель его – Василий Иванович Пиликин, крестьянин деревни Ивановой, который изготавливал самую простую валяную обувь без голенищ – «босовики», или «ступни». Ученики его уже стали катать обувь с голенищами.

Способ валяния катанок был таков: прежде всего, мастер бил шерсть особым инструментом – «шерстобитой», или «лукой» (описание его – см. «Женские промыслы», вязание). Из взбитой шерсти мастер раскладывал толстыми пластами форму сапога нужного размера, подсыпая временами немного ржаной муки и вспрыскивая водой для лучшей связи шерсти. Когда форма достаточно укатывалась, в сапоги вкладывали деревянные колодки (разные – в ступню и в голенище), подкладывая между колодками клинья, чтобы сапог вышел шире. По мере укатывания (обычно катали о лавки) клинья снимали понемногу, чтобы дать слабину и опять катали, пока не доводили обувь до требуемой величины. Затем снимали колодки и готовый катанок сушился. Исаевские катанки славились повсеместно прочностью: они при постоянной зимней носке держались 3-4 года. Шерсть для катанья употреблялась преимущественно летней стрижки («литнина») как более мягкая и чистая.

Шерстобитно-валяльный промысел отличался от других кустарных производств тем, что кустари работали не у себя дома, а у заказчиков (соседей, однодеревенщиков), которые давали мастерам шерсть и во время работы содержали их, предоставляя помещение и стол. Разница в этом случае между кустарями и ремесленниками была та, что последние уходили в другие деревни, по другим волостям и – отчасти – в другие уезды и даже губернии (Новгородскую). Валяльщиков и шерстобитов ремесленников было зарегистрировано 226 человек.

Работали кустари зимой 3-4 месяца. Мастера били шерсть и катали валенки и подошвы для старой обуви. Инструмент шерстобитов: деревянный смычок длиной 2 аршина (примерно 142 см) с натянутой на нем струной. Валяльщики имели пару деревянных колодок, на которых катались сапоги из вымоченной в горячей воде овечьей шерсти.

Щеточный промысел

Кустари этого промысла делали щетки из щетины для чесания льна. Из 26 мастеров этого промысла 12 были из Пудожского уезда: где больше занимались посевами льна, там и щеточное дело получило большее развитие. Промыслом этим занимались осенью – чтобы щетки были готовы ко времени чесания льна. Изделия служили в основном для местного потребления. Изготавливались щетки следующим образом: из дерева делали небольшую ручку с чашкообразным концом, в эту чашку наливали столярного клея и насаживали щетину, которую затем подравнивали ножницами.

Щетина закупалась местная, иногда – в Вологодской губернии. В день кустарь делал до 8 щеток, продавались они от 40 коп. до 1 руб. за штуку.

В отходе было зарегистрировано 33 ремесленника, 16 из которых работали в своей губернии, 6 – в Петербурге, а 1 даже в Швеции.

Разные производства

К ним отнесены: выделка гребней из рога, литье сальных свечей, маслоделие и шитье шуб.

Гребенный промысел был соединен со щеточным. Изготавливали гребни в двух уездах – Повенецком (3 человека) и Пудожском – 6 человек. Для производства гребней употреблялись распаренные в котле и распиленные на пластинки бычьи, оленьи или лосиные рога. Гребни насекались пилкой и почти не шлифовались. Брошенные животными оленьи и лосиные рога кустари собирали в лесах и покупали у местных охотников. В день кустарь делал до 50 гребней, продавались они по 3-5 коп. за штуку.

Литьем сальных свеч был занят всего 1 кустарь (Олонецкий уезд, Рыпушкальская волость). Под свечное производство была приспособлена баня. Приспособления для литья: чугунный котел, деревянный станок, 20 металлических формочек. Сало для свеч покупалось на месте, в Олонце, светильни (фитили) мастер сучил сам.

Обработка волокнистых материалов и тканей

Женские промыслы

Такие промыслы как прядение ниток, ткачество, вязание, вышивание, белошвейное мастерство, золотошвейное, кружевное, рукоделие вообще выделены в отдельную группу по тому, что в них прилагался исключительно женский труд. На момент исследования кустарниц по этим производствам насчитывалось 645 человек, из которых больше половины (374) были из Петрозаводского уезда, 93 – из Олонецкого, 52 – из Вытегорского, 48 – из Лодейнопольского, 45 – из Пудожского, 33 – из Повенецкого.

Золотошвейный промысел к началу XX века вымер – всего 2 представительницы его зафиксированы в исследовании. Наиболее распространено было в Каргопольском уезде. Начало этого мастерства относили к концу XVIII в.; по рассказам, первые мастерицы были «из духовных». Больше всего вышивали платки. Покрытый сплошной золотой вышивкой платок стоил до 100 руб. И. Благовещенский и А. Гарязин отмечают, что в Каргопольском уезде сохранились знающие это мастерство.

Для вышивки нужны были: «золото» (золотые нитки), «бить» (плоская золотая узкая ленточка), полотно или коленкор и желтый шелк. Способ вышивания был таков: мастерица снимала на желтую бумагу со старого платка рисунок, цветочки из которого вырезались. Ткань прикреплялась к пяльцам, на нее накладывались вырезанные из бумаги цветочки, по которым вышивалось желтым шелком, напротив – нашивалась бить. Битью обшивались и маленькие цветочки. Бумага оставалась под вышивкой, от чего рисунок делался выпуклым. Таких платков мастерица в три месяца делала около 10.

Причину упадка спроса на платки (помимо моды) видели в обеднении крестьян, вследствие чего дорогие золотошвейные платки заменялись покупными шелковыми.

Старинные же родовые вышитые золотом платки переходили по наследству, надевались в двунадесятые праздники и служили гордостью и доказательством зажиточности семьи.

Кружевниц в губернии было мало, этот промысел еще только начинал «насаждаться». Тем не менее, на Парижской Всемирной выставке 1900 г. вышивки и кружева крестьянки деревни Море-Пучева Рыпушкальской волости Олонецкого уезда Татьяны Ивановны Риккиевой были удостоены серебряной медали.

Описано издавна существовавшее в деревне Верхняя Седокса «плетение вышивок» для полотенец, простынь и т.п. Девочка этому ремеслу начинала учиться с 5-6 лет, перенимая ремесло от бабушек. Изделия производились исключительно из льняного волокна; ткалось редкое полотно из белых некрученых ниток, затем вставлялось в рамку и уже по этой канве делалась вышивка мягкой нитью. Работали преимущественно «от себя», редко по заказам; сбывали в Петербурге большей частью через скупщиков.

Кружево плели для простынь, полотенец, также делали и кружевные покрывала. Покрывало размерами 2-3 на 1,5-2 аршина (примерно 140-210 см на 100-140 см) требовало месяца работы и продавалось за 4-7 руб. на месте и 5-10 руб. в Петербурге. Горожане делали заказы на покрывала и салфетки ниток краше (большей частью, №70, белого цвета)

Вышивальное и белошвейное мастерство были слабо развиты, хотя являлись самыми доходными из женских промыслов.

Вышиванием простынь, скатертей и покрывал занимались в дер. Байкойлы и Верхней Седоксе Рыпушкальской волости 5 семейств, но на момент исследования мастерство было в большом упадке – «некуда было девать сработанное».

Славились также вышивки мастериц из села Шуньга Повенецкого уезда. Вышивались здесь преимущественно полотенца и края к простыням. «Особенною чистотою» отличалась работа мастерицы Авдотьи Павловой. Сбывались изделия на Шуньгской ярмарке, как отмечают исследователи, преимущественно поморам.

Прядение ниток, тканье и вязание были главными женскими рукоделиями, от которых деревенские женщины получали повсеместно заработок (очень маленький). Чтобы получить этот заработок, женщины, как отмечают авторы, проявляли большое старание, энергию и изобретательность. Так, ткачихи из Вытегорского уезда, не желая отдавать товар скупщикам, пешком носили его на продажу в Петербург, зарабатывая на этом за 3-4 месяца 30-60 руб.

Орнамент карельских вышивок (и в целом – традиционный орнамент карел, связанный с вышиванием, ткачеством, вязанием, резьбой и росписями по дереву) – отдельная большая тема, которая подробно исследована А. П. Косменко в монографии «Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России» – Петрозаводск, Карельский научный центр РАН, 2002 (глава IV, c. 145–209).

Климат Олонецкой губернии способствовал повсеместному развитию шерстяного производства; для продажи рукоделия из шерсти производились преимущественно в Каргопольском уезде (Волосовская, Усачевскаяи Архангельская волости). Брались за шерстяное рукоделье с окончанием хозяйственных работ. Овечью шерсть сбивали при помощи двух щеток из тонкой проволоки (т.н. «цёски»), вследствие этого шерсть сваливалась в пластинки - «пластоцки», которые навязывали на прялку и пряли нить. Затем шерсть с двух веретен ссучивали в одну нитку (иногда – с бумажной или льняной нитью). Черную и серую шерсть не красили, белую могли окрашивать фуксином.

Из овечьей шерсти вязали рубашки, чулки, носки, т.н. «исподки» и перчатки. Рубашки вязались на 11-ти спицах. Рубашку вязали за 5 дней, пару перчаток или чулок – за один день. Рубашки, вязанные из толстой шерсти без примеси бумажных ниток, были очень плотные и прочные, снаружи раскрашены цветными узорами. Надевались поверх холстинной рубашки. Легкие и очень теплые, они особенно были необходимы при рубке и сплаве леса.