Смекни!
smekni.com

Протоиерей Александр Рудаков (стр. 10 из 41)

2. сочинение «Против Цельса»;

3. толкование на Библию;

4. «Екзапла», или сравнение Библейского ветхозаветного текста со многими древними и новыми его переводами.

19. Краткая история Вселенских Соборов

Наиболее полное развитие и определенность церковное учение получило уже со времен Константина Великого. Этому содействовали и внешний мир, коим стала пользоваться с этого времени Церковь, и появление многочисленных ересей, касавшихся преимущественно догматов христианской веры, как-то: Таинства Святой Троицы и соединения двух естеств в Иисусе Христе. Эти ереси вызывали Отцов и Учителей Церкви к обстоятельному раскрытию догматов, неправильно понятых и истолкованных еретиками. Ряд подобных ересей открывает ересь Ария.

История Первого Вселенского Собора

Александрийский пресвитер Арий, стараясь согласовать учение о Троице с единством Божиим, дошел наконец до того, что дерзнул отвергать Божественность второго Лица Святой Троицы. «Сын Божий, – по его мнению, – «был не более как высшее совершеннейшее творение Божества, посредством которого был создан мир. Если же второе Лицо и называется в Священном Писании Сыном Божиим, то вовсе не по естеству, а по усыновлению». Архиепископ Александрийский Александр старался сперва кротостью вразумить Ария. Когда же убеждения его оказались безуспешными и ересь Ария начала распространяться из Александрии по окрестным городам, он торжественно отлучил Ария от Церкви. Арий удалился в Палестину. Здесь принял его под свою защиту прежний товарищ по школе Евсевий, епископ Никомидийский, сильный при царском дворе. При содействии Евсевия ересь быстро распространялась и повсюду произвела раздор, несогласие и мятежи. Император Константин, чтобы положить конец возникшим в Церкви беспорядкам, созвал со всей тогдашней вселенной христианских епископов и предоставил им решение спорного предмета. Собор из 318 епископов открыт был в 325 году в Никее. Император сам присутствовал при его открытии. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто перед лицом Собора знаменитым Афанасием, в сане архидиакона находившимся при Александрийском епископе. Вследствие сего, собравшиеся Отцы предали анафеме появившуюся ересь, а подлинное учение Вселенской Церкви изложили в первых семи членах Символа веры. Этот Символ был подписан всем Собором, кроме самого Ария и двух египетских епископов. Еретики были извержены из Церкви и посланы императором в заточение.

Определив догмат единосущия Сына с Отцом, Собор решил время празднования Пасхи, постановив праздновать ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Сверх того, он издал 20 правил, касавшихся устройства церковной иерархии и дисциплины. В иерархии утверждено старшинство за епископами Римским, Александрийским и Антиохийским с первосвященническими правами в трех главных частях империи и Церкви. Иерусалимский епископ был сравнен с ними только в почетном имени экзарха.

Арий имел сильную партию при дворе; она так успешно действовала в пользу своего представителя, что император возвратил его из заточения и даже предписал сначала епископу Александрийскому, а потом Константинопольскому, восстановить его в прежнем сане, но смерть заградила Арию вход в Церковь. Ересь его однако не кончилась с его смертью.

Последователи его завладели умом слабого Констанция, преемника Константинова, и при его содействии сделали свое заблуждение господствующим на Востоке и Западе. Констанций всех, держащихся Никейского Символа, велел лишать прав, имущества и ссылать в заточение, а император Валент определил всех, не разбирая ни возраста, ни пола, ни сана, принуждать к принятию арианства, а противящихся казнить. Вследствие этого указа православные страдали при Валенте не менее, как и при языческих императорах. Знаменитейшими борцами Православия были: при Констанции – святой Афанасий Великий, из 46 лет своего святительства проведший 20 лет в изгнании, а при Валенте – святые Василий Великий и Григорий Богослов[14].

История Второго Вселенского Собора

Феодосий I, сделавшись императором Востока и Запада, созвал Второй Вселенский Собор. Созвание Собора представлялось необходимым не только для подтверждения догмата Никейских Отцов о Божестве Иисуса Христа, но еще для осуждения ереси Македония, который отвергал Божество Святого Духа, признавая Его тварью Сына. Второй Вселенский Собор составился в 381 году в Константинополе из 150 Отцов. Он нерушимо утвердил Символ Никейский и присоединил к нему еще пять членов, в которых, между прочим, раскрыл истинное учение о единосущии Святого Духа со Отцем.

Феодосий отнял у еретиков все церкви в Константинополе и возвратил их православным. Таким образом Православие, наконец, одержало полную победу над арианством.

Примечание. Из постановлений этого Собора касательно иерархии замечательно то, по которому Константинопольский епископ поставлен был в число патриархов непосредственно после Римского; к его области причислены были митрополии Понта, Малой Азии и Фракии.

История Третьего Вселенского Собора

Когда догмат о Святой Троице на двух первых Вселенских Соборах был определен, внимание Отцов и учИтелей Церкви обратилось на определение взаимного отношения двух естеств в Иисусе Христе. Поводом к этому был соблазн, произведенный Константинопольким Патриархом Несторием, который разделял в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое. Он утверждал, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество после соединилось с Ним за святость Его жизни, и соединилось не ипостасно, а только обитало в Нем как в своем храме, подобно тому, что и в других пророках, а потому Христос не Богочеловек, а Богоносец; Пресвятую же Деву Марию должно называть Христородицей, а не Богородицей. Это заблуждение в самом начале встретило сильных противников в святом Кирилле, Патриархе Александрийском, и Целестине, Папе Римском. Для решения спора император Феодосий II созвал в 431 году в Ефесе Третий Вселенский Собор. Собравшиеся Отцы, в числе 200, осудили учение Несториево и определили признавать соединение двух естеств во Христе со времени Воплощения, и исповедывать в Нем одно Лицо, Пресвятую же Деву Марию именовать Богородицей. При этом Собор подтвердил Никео-цареградский Символ и, для ограждения целости его на следующие времена, строго запретил в нем делать какие бы то ни было прибавления и перемены.

Вместе с заблуждением Нестория была осуждена и явившаяся на Западе ересь пелагианская. Британский монах Пелагий учил, что человек в начале был от Бога сотворен смертным; Адам через свое грехопадение нисколько не повредил сущности своей природы, а потому все люди рождаются без всякой естественной порчи и прародительского греха и могут одними естественными своими силами достигать нравственного совершенства, не нуждаясь для сего в сверхъестественной Божией помощи.

Утвердившись в таком образе мыслей, он прибыл для распространения их сначала в Рим, а потом в Карфаген. Но здесь встретил себе противника в блаженном Августине, епископе города Иппона. Изведав собственным опытом немощь человеческих сил для добродетельной жизни, он с жаром восстал против Пелагия и в своих сочинениях раскрыл необходимость Божественной благодати для истинной христианской жизни и вечного спасения. Собор Карфагенский в 418 году произнес осуждение ереси Пелагиевой; оно было подтверждено и Третьим Вселенским Собором.

Блаженный Августин родился (13 ноября 354 года) в нумидийском городе Тагасте. Мать его Моника с младенчества посеяла в нем семена веры и благочестия. Но с ранней юностью раскрылись в душе Августина сильные страсти. Поступив в 17 лет в высшее карфагенское училище, он погрузился в самые нечистые удовольствия. Здесь случайное чтение одного из сочинений Цицерона возымело важное влияние на его дальнейшую судьбу, возбудив в нем сильное стремление к истине. Находя слово Божие недоступным для своего ума, омраченного страстями, он повергся в ересь манихейскую, но узнав ее заблуждения, оставил ее и при этом был близок потерять доверие ко всякой вообще истине, если бы чтение платоновой философии не поддержало его. Чистые, высокие идеалы мудрости и добродетели, начертанные Платоном, пленили Августина; но сколько он ни старался победить свои беспорядочные желания, они не преставали обуревать его душу. Философия Платона, предписывая правила добродетели, на давала и не могла дать силы побеждать плоть и страсти обольщаемой миром душе. В этот-то период внутренних борений проповеди святого Амвросия и рассказ об отшельниках обратили Августина к Христовой истине. Святой Амвросий крестил его в 387 году. Благодать Божия совершенно переродила Августина. Оставив должность учителя словесности, которую он исправлял в Карфагене, потом Риме и Медиолане, он возвратился в Африку и здесь посвятил себя уединению, посту, молитве и составлению душеполезных книг. Избранный в епископы города Иппона, он явился одним из величайших учителей и писателей Западной Церкви.

Учение, развитое блаженным Августином в борьбе с Пелагием было следующим: человек был создан свободным и по образу Божию, со способностью и назначением к бессмертью, святости и блаженству, но также с возможностью согрешить и умереть. Если бы он поступил согласно с волей Божьей, то его способность не грешить и не умирать обратилась бы в невозможность согрешить и умереть. Но он пал вследствие искушения сатаной и чрез это довел себя до невозможности не грешить и не умирать. Все преимущества Божественного образа были потеряны, в человеке осталась только способность к внешней гражданской праведности и способность к спасению. Но в Адаме согрешило все человечество, потому что тогда в нем одном заключалось все человечество. Через рождение природа Адама перешла ко всем его потомкам такой, какой она была после грехопадения, с грехом и виновностью, смертью и осуждением, но также и со способностью к спасению. К остаткам образа Божия, проявляющимся в сознании нужды искупления и в способности к нему, прививается Божия благодать, которая одна только и может искупить человека и сделать его блаженным. Поэтому благодать вполне необходима: она есть начало, середина и конец христианской жизни. Она сообщается человеку не потому, что он верует, но для того, чтобы он веровал; ибо вера есть также дело Божественной благодати. Вместе с сим благодать через закон возбуждает сознание греха и стремление к спасению, а потом через Евангелие приводит к вере в Искупителя (это называется благодатью предваряющею). Затем, посредством веры, она доставляет прощение грехов усвоением заслуг Христовых и сообщает Божественные силы через введение в жизненное общение со Христом в таинствах. Таким образом восстановляется свободная воля к добру (благодать действующая) и утверждается в любви к святой жизни. Но даже и в возрожденном продолжает существовать ветхий человек с греховными похотями. В борьбе человека нового с ветхим поддерживает его непрестанно благодать Божия (благодать содействующая). Последнее действие благодати составляет совершенное уничтожение злой похоти и достижение полного подобия Христу через воскресение и вечную жизнь (т. е. невозможность грешить и умереть). От этого взгляда на природу и благодать Августин, увлекаясь системой, перешел к вполне не евангельскому учению о предопределении.