Смекни!
smekni.com

Протоиерей Александр Рудаков (стр. 18 из 41)

34. Просвещение христианством Казани и Астрахани

В царствование Иоанна IV, с расширением пределов Русского царства расширились и пределы Русской Церкви. Покорение Казани и Астрахани открыло Русской Церкви обширное поприще для миссионерской деятельности на востоке. Уже во время пребывания Иоанна IV в Казани многие семейства татар крестились. Для дальнейшего распространения между ними Евангельского света положено было на Московском Соборе (1555) открыть в Казани епархию с подчинением ее архиепископу всей казанской и вятской земли. Первым святителем Казани поставлен был игумен Селижаровского монастыря Гурий, а помощниками ему были даны два архиепископа – Варсонофий и Герман. Ему дан был наказ приводить к вере волей, а не насилием; лучших из крестившихся наставлять в вере при своем доме, других – при монастырях; крестить и тех, которые пожелают того для избежания наказания за вины, ходатайствовать перед воеводами и судьями за подсудимых, обличать неправды воевод, участвовать с ними во всех советах. Святой Гурий открыл в Казани и Свияжске училища для детей христианских и магометанских и своей святой жизнью и пастырским учением в течение своего девятилетнего святительства обратил ко Христу многие тысячи мусульман. Святой Гурий скончался 4 декабря 1564 года, а в 1596 году последовало открытие мощей его. Преемник святого Гурия, святой Герман, действовал в том же апостольском духе. Чудеса новоявленной 1579 г. иконы Казанской Божией Матери много содействовали к первоначальному утверждению христианства в Казани. К сожалению, святители, следовавшие за Германом, кроме Гермогена, мало заботились об обращении к вере инородцев и поддержании в ней новокрещеных, почему новокрещеные мало-помалу стали забывать о своей новой вере и возвращаться к прежней.

По завоевании Астрахани, в нее был послан игумен Кирилл для крещения народа и устроения церквей и монастырей. Он крестил много народа, причем учил детей их грамоте и Закону Божию. Одна из цариц Астраханских со своим сыном крестилась в Москве в самый год покорения Астрахани. На первое время Астрахань по церковному управлению подчинена была архиепископу Казанскому, но вскоре в ней учреждена была особая епархия. Из Астрахани христианство стало распространяться и по Кавказу.

35. Просвещение христианством Сибири

С покорением Сибири открылось новое поприще для русских миссионеров. В 1620 году основана была Тобольская епархия и первым епископом Тобольским назначен был благочестивый хутынский игумен Киприан. Для успехов веры и благочестия он построил несколько монастырей в разных местах своей епархии. Но просвещение Сибири святой верой преимущественно принадлежит митрополиту Тобольскому Филофею (Лещинскому), посвященному в этот сан в 1702 году. Сотрудниками его в этом деле были взятые из Киева ученые иноки и просвещенные молодые люди. Отказавшись в 1711 году от кафедры и приняв схиму с именем Феодора, он до 1721 года ездил в сопровождении нескольких священников по Сибири и крестил до 40 000 остяков, вогулов, татар, тунгусов и других инородцев и построил для них 37 церквей. В начале его святительства была открыта епархия Иркутская. Епископы Иркутские, особенно же святой Иннокентий (Нерунович), успешно распространяли христианство между сибирскими племенами. Так же успешно действовала миссия, отправленная на Камчатку. Миссионеры, крестив камчадалов, основали здесь многие церкви и училища. В 1750 году Святейшему Синоду было донесено, что все жители Камчатки, за исключением немногих, просвещены святым крещением.

Когда открыты были Алеутские острова и заведены русские колонии в Северной Америке, Святейший Синод отправил туда для распространения святой веры валаамского иеромонаха Иоасафа с 9 иноками того же монастыря. Миссионеры избрали для своего пребывания остров Кадьяк и отсюда разъезжали с проповедью по островам. Американцы крестились охотно. Для больших успехов веры миссионеры основали на Кадьяке школу для воспитания туземцев и стали переводить молитвы на туземное наречие.

Глава вторая. Церковное управление

36. Устройство русской иерархии; значение митрополита в Русской Церкви; отношение его к Константинопольскому патриарху, к прочим епископам и удельным князьям. Замечательнейшие из русских митрополитов

Иерархия Русской Церкви образовалась по подобию Греческой. Верховное управление ею принадлежало Киевскому митрополиту и зависевшим от него епископам. Причты приходских церквей состояли из священника, диакона и дьячка. На содержание митрополичьей и епископских кафедр князья отдавали десятую часть от своих доходов или жаловали земли и населенные имения. Приходское же духовенство всегда содержалось одними добровольными пожертвованиями прихожан.

Иерархия российская, получив свое начало от Церкви Константинопольской, находилась в течение сего периода в некоторой зависимости от сей последней. Эта зависимость выражалась преимущественно в том, что Константинопольский патриарх до времен Василия Темного всегда посвящал Киевского митрополита[20], избираемого или им самим из греков, или присылаемого из России. Но, посвятив достойного митрополита, Византийские патриархи предоставляли ему полное управление делами Русской Церкви и никогда сами собой не вмешивались в его дела. В знак такого самостоятельного и независимого положения русского митрополита Константинопольские патриархи присылали ему грамоты за свинцовой, а не восковой печатью – честь, которой удостаивались только коронованные лица и патриархи. С половины XV века, по причине трудных и опасных сношений с Константинополем, подпавшим власти турок, Константинопольские патриархи предоставили пастырям Русской Церкви самим избирать и рукополагать для себя митрополитов.

Киевский митрополит, как первенствующий епископ Русской земли, управлял не только церквами, находившимися в Киевском княжестве, но имел надзор и над епископами всей Руси. Он принимал на них жалобы, судил их поступки и поставлял, когда то было нужно, новых епископов. Но в случаях важных он не решал сам по себе ничего без собора епископов, не изменял даже и решений епископских без сношений с епархиальным епископом. Основанием церковного управления Русской Церкви было Священное Писание и правила древних Вселенских и Поместных Соборов. В дела гражданские митрополит сам по себе не вмешивался, но князья в случаях важных сами обращались к нему за советом и благословением; к его посредничеству они также прибегали и при своих взаимных распрях. Своими усилиями к прекращению кровавых раздоров между князьями во времена удельные митрополиты оказали большую услугу Церкви и Отечеству.

Первым митрополитом Киевским и всея Руси был святой Михаил. По утверждении христианства в Киеве, он заботился о насаждении святой веры и в других городах Руси. С этой целью он странствовал с епископами по Русской земле до Новгорода и Ростова, повсюду крестя и поучая народ, устрояя церкви и рукополагая к ним священников и диаконов. Нетленные мощи его доселе почивают в Киево-Печерской Лавре. Вторым Киевским митрополитом был святой Леонтий (992–1008), поставивший первых епископов Новгороду, Белгороду, Чернигову, Ростову и Владимиру на Волыни.

После святого Михаила из первосвятителей русских отличались святостью своей жизни и духовным просвещением:

1. Блаженный Иларион – первый митрополит из русских (1051–1067). Будучи еще священником в селе Берестове, он был известен как муж благий, книжный и постник. Не довольствуясь отправлением священнического служения, он нередко удалялся на уединенный, покрытый лесом днепровский холм и, выкопав в нем двухсаженную пещеру, проводил здесь время в молитве и богомыслии. Такие подвиги расположили к нему великого князя Ярослава I и доставили ему общее уважение. Почему, когда скончался митрополит Феопемпт, то на его место по желанию великого князя избран и рукоположен был Иларион. Посвящение совершено было русскими епископами без сношения с Константинопольским патриархом; впрочем, впоследствии он испросил себе у Константинопольского патриарха благословенную грамоту на митрополию. Русский душой, он глубоко понимал нужды своей паствы и умел находить средства к удовлетворению их. С его времени, по сказанию Нестора, «начат вера христианская плодитися». К его же времени относится устройство церковного Богослужения и насаждение в России духовного просвещения и благочестия.

2. Иоанн II (1080–1089) по сердечной доброте и мудрости заслужил имя Доброго и пророка Христова. Нестор говорил о нем: «Подобного ему еще не было в Руси, да и не будет. Был муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, равно ласковый к бедному и богатому, смиренный и молчаливый, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных».

3. Блаженный Ефрем (1090–1096), любимец и казначей великого князя Изяслава, потом постриженик и сподвижник преподобного Антония. После пострижения он отправился в Константинополь изучать монашескую жизнь и оттуда возвратился со знанием устава монашеской жизни, церковного благочиния и с достаточными сведениями в церковной архитектуре. За свои высокие личные качества он поставлен был епископом Переславльским, а потом получил в управление и митрополию. Он украсил Переславль и Суздаль несколькими храмами, завел в разных местах больницы, где больные могли получать безмездное пособие, и за свои добродетели получил от Христа дар творить чудеса. Он преставился в 1096 году.