После этого понятны становятся успехи самозванцев, разбои Степана Разина, волнения раскольников, местничество бояр и мятежи стрельцов. Только подвиги самоотвержения Минина, Пожарского, иноков Троицкой Лавры и добродетели некоторых частных лиц проливают свет на эти мрачные времена. Война с Польшей и Лифляндией, познакомившая русских с роскошью польских магнатов и немецких рыцарей, и, в особенности, сближение с Западной Европой при Петре Великом, ввели в русскую жизнь много новых пороков. Под влиянием вольномысленного Запада многие из русских начали пренебрегать всем отечественным и изменять духу и обрядам православной веры, дерзая осуждать подвиги христианского подвижничества и в то же время защищая развратные правила жизни и обычаи иноземные, сглаживающие с жизни христиан всякий отпечаток веры. Нашествие Наполеона на Россию было праведным наказанием Божиим за отступление ее от прежних благочестивых нравов и слепое подражание Западу. Близкая опасность и сознание немощи собственными силами отвратить ее возбудили в сердцах русских веру и надежду на Бога. С теплой молитвой о помощи Россия восстала на борьбу с врагами. И Бог, наказав, спас ее. Плодами кровавого испытания явились: истинно христианская готовность со стороны всех помочь пострадавшим от врагов, Попечительный комитет об инвалидах, человеколюбивые Общества, Попечительный комитет о тюрьмах. Дух вольномыслия, вкравшийся перед этим в некоторые классы общества, заменился духом более благочестивым.
Несмотря на неблагоприятный дух времени, этот период не был скуден подвижниками благочестия. Из них наиболее известны своими подвигами: святители Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский и старец Серафим.
Примечание. Святитель Митрофан не раз жертвовал деньги для русского флота; помогал императору Петру I словом и делом и за истину Христову готов был положить свою душу. Святитель Димитрий Ростовский все время своей жизни пламенел самой горячей любовью к Господу и словом и делом поддерживал благочестие в окружавших его. Святитель Тихон в своем задонском уединении обыкновенно проводил ночь в молитве, утро и вечер посвящал чтению слова Божия, а днем ходил в церковь. Потеря часов беседы с Господом была для него тяжкой потерей. Всю свою пенсию он раздавал бедным, говоря: «Я ничего своего не имею, все – Божие, а не наше». После молитвы любимым занятием Тихона была беседа с каждым о спасении души. Он собирал вокруг себя детей и учил их молиться Богу; входил в разговор с крестьянами и учил их любви к труду и страху Божию; делил скорби несчастных. Иногда выезжал к знакомым, и очень нередко тогда, когда не ожидали его, но имели нужду в его советах. Он почил в 1783 году.
Старец Серафим подвизался в Саровской обители, поселившись в ней в 1778 году, на 17 году возраста. Первые восемь лет провел он в послушании. Постриженный в монашество, он другие восемь лет, сначала в сане иеродиакона, а потом иеромонаха, каждый день служил Литургию, причащался Святых Таин, а остальное время читал, стоя, слово Божие и поучения Святых Отцов. 1794 года он поселился в одинокой келлии в лесу. Здесь в течение 15 лет каждый день совершал службу по правилу преподобного Пахомия и по Уставу читал по нескольку чтений из Евангелия и Апостола; ночью молился; днем копал землю в огороде или рубил дрова. Здесь же, по примеру Симеона Столпника, провел он 1000 дней и ночей на камне с воздвигнутыми к небу руками, повторяя молитву: Боже, милостив буди мне грешному! В 1809 году пришел он в обитель, затворился в келлии и 8 лет провел в глубоком безмолвии, не принимая никого даже из братии; в келлии его горела только лампада, стоял гроб и на теле лежали вериги. Молитва и чтение Священного Писания были единственным его занятием; по всем же воскресным и праздничным дням он приобщался Святых Таин. В 1816 году он отворил келлию, и с сего времени она не затворялась для посетителей. Жаждущие спасения, простые жены, ученые, придворные, купцы, высшие военные чины шли к нему толпой и все получали от него нужное для себя назидание. Основой всех наставлений его служило Слово Божие и преимущественно Новый Завет. 1833 года 2 января нашли старца умершим на коленях пред святыми иконами, с поникшей головой и руками, приложенными к персям.
Как в Греции, так и в России училищами благочестия были монастыри. Они появились в России вместе со святой верой. Вначале у нас было три вида иночества: жизнь в затворе, жизнь общежительная и жизнь на столпе. В конце XIII века явился у нас особенный вид христианской жизни – юродство о Христе.
Как известно, на Руси были монастыри уже до половины XI века. Истинным же отцом русского монашества был преподобный Антоний. «Много монастырей, – свидетельствует преподобный Нестор, – поставлено от князей и бояр, но не таковы они, как поставленные со слезами, пощением и молитвой. Преподобный Антоний не имел ни золота, ни серебра, но стяжал слезами и постом». Преподобный Антоний был родом из Любеча и назывался в миру Антипой. Слава Афона, на котором было много славянских монастырей, привлекла Антипу. Там он с именем Антония принял пострижение и начал подвизаться в иноческих подвигах. Постригший его игумен, видя его утвердившимся в иноческой жизни, сказал ему: «Иди опять на Русь, да будет над тобой благословение Святой Горы. От тебя много произойдет иноков». Святой Антоний пришел в Киев и поселился в пещере, в которой подвизался некогда Иларион до своего постановления на Русскую митрополию. Пещера была выкопана над Днепром в горе, на юг от которой был расположен древний Киев. Здесь он стал продолжать подвижническую жизнь, начатую им на Афоне. Сухой хлеб, и то через день, был его пищей, а простая вода, и то в меру, была его питьем; молитвы и труды были его занятиями в течение дня и ночи. Святая жизнь прославлена была Богом в Антонии даром прозрения и чудес. Явились ревнители его подвижнической жизни. Одним из первых пришел к нему священник Никон, который и постригал других, приходивших к Антонию. После Никона пришли один за другим Феодосий, Варлаам, сын одного знатного боярина, и Ефрем, домоправитель и любимец великого князя Изяслава, и некоторые другие, так что около Антония скоро собралось до 12 братий. Они выкопали для себя отдельные пещеры (так называемые дальние) и в одной из них устроили церковь. Антоний, поручив собравшихся братий в управление ученику своему Варлааму, сам для большего безмолвия ископал себе другую пещеру в 100 саженях от прежней (известную под названием ближних пещер) и пробыл в ней в затворе до самой кончины 1073 года.
Примечание. Из других затворников замечательны своими подвигами: Исаакий, Моисей Угрин, Евстратий, Агапит-врач, Никита, Пимен, Лаврентий и особенно Иоанн Многострадальный, тридцать лет пробывший в великом воздержании, удручая тело свое постоянным строгим постом и нося железные вериги. Вначале три года сряду проводил он по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю, но страсть плотская не потухала. Тогда он затворился в своей тесной и темной пещере и провел в ней 30 лет; брань опять не умолкала. Иоанн решился, наконец, выкопать яму и зарыть в ней себя по грудь землей. В таком положении и пробыл он Великий пост: ноги его горели, жилы стягивались, жар пожирал внутренность, сам же он радовался духом, не чувствуя греховного огня.
Когда же число иноков умножилось, то Варлаам и братия, с благословения преподобного Антония и дозволения великого князя Изяслава, выстроили большую церковь и открытый монастырь на горе над пещерами. Устроенный ими монастырь получил наименование Печерского, потому что иноки жили прежде в пещерах. После Варлаама (великий князь Изяслав взял его в игумена основанному им Димитриеву монастырю) преподобный Антоний по прошению братий определил им игуменом одного из своих учеников и величайшего подвижника – святого Феодосия.
Преподобный Феодосий был весьма деятельным игуменом. Он ввел между братией общежитие, попросил проживавшего в Царьграде Ефрема списать и прислать Устав тамошнего Студийского монастыря. Когда монастырь несколько обогатился, Феодосий отчислил на бедных десятую часть всех его доходов и устроил особый двор для приюта нищих, больных и увечных. Заботясь об устройстве внешней монастырской жизни, Феодосий главное внимание свое обращал на внутреннюю жизнь братии, неусыпно руководя ее ко спасению, поучая ее и в церкви, и подавая спасительные советы наедине. Даже ночью Феодосий время от времени проходил мимо келлий и как только слышал беседу наскольких сошедшихся вместе иноков, то ударял в двери жезлом, а наутро обличал виновных. Вся жизнь иноков проходила в долгих церковных службах, тяжких трудах и подвигах поста и самоумерщвления.
Феодосий во всем подавал пример братии. Его никогда не видали праздным. Несмотря на множество дел по управлению монастырем, он наравне с братией рубил дрова, носил воду, трудился в пекарне. И после таких трудов для сна он не ложился в постель, а обыкновенно немного дремал сидя и, очнувшись, тотчас же продолжал свою непрестанную молитву.
Заботясь о душевном спасении своей братии, святой Феодосий не упускал случая посещать для духовных бесед дома мирян, своих духовных чад. Его принимали с такой радостью, что великий князь Святослав сказал ему однажды: «Если бы отец мой встал из мертвых, я так бы не обрадовался ему, как твоему приходу».